Проектировщик шахт, исследователь рудничной атмосферы, основатель научной школы, изучающей движение воздуха в подземных выработках, по чьим учебникам занималось не одно поколение студентов горных институтов, Александр Скочинский, тем не менее, не является фигурой "раскрученной" и общеизвестной.
Скочинский‑ученый хорошо знаком специалистам. Однако жизнь Скочинского‑человека изучена мало и полна белых пятен.
Между тем, годы жизни Александра Александровича Скочинского – 1874‑1960 – пришлись на очередную переломную эпоху (и даже не одну!) в истории, вехи личной биографии наложились на вехи в жизни страны.
Отрочество и раннюю юность Скочинский провел в Красноярске. С 1886 по 1893 год будущий выдающийся ученый в области горного дела, академик и Герой Социалистического труда жил в городе на Енисее. Это обстоятельство явилось отправной точкой для целого ряда событий в жизни Красноярска 2000‑х годов. Образ Скочинского – сына польского дворянина, сосланного в Сибирь за участие в Январском восстании 1863‑1864 годов; российского интеллигента, избравшего себе одно дело на всю жизнь и стремящегося обустроить окружающую действительность, – хорошо вписался в общественный фон Красноярска начала 21 века.
21 марта 2005 года на базе красноярской школы 138 был открыт музей А.А. Скочинского. Единственный в стране и в мире.
Вокруг имени Скочинского завертелась своя особая жизнь. Поляки, краеведы, школьники, библиофилы, сотрудники архива, депутаты горсовета, специалисты в области горного дела, учителя, журналисты, геологи, работники культуры… Получилось, что имя Скочинского объединило людей самых разных профессий, мировоззрений, возрастов, национальностей. В музее велась работа по изучению жизни А.А. Скочинского, проводились встречи с интересными людьми, конференции, театрализованные представления.
И об этом тоже рассказывает книга. Она – дань памяти Скочинскому и дань памяти тем людям, которые нас с ним познакомили. Некоторых из них уже нет на этом свете, как нет и музея Скочинского, и самой школы, где он располагался. И было бы больно и несправедливо, если бы та закрутившаяся вокруг имени Скочинского жизнь, исчезла бесследно.
***
Наиболее полное описание жизни и деятельности Александра Александровича Скочинского содержится в монографии Георгия Дмитриевича Лидина1, изданной в 1969 году. Несомненным ее достоинством является научная составляющая: рассказ о вкладе Скочинского в горное дело, его открытиях, имеющих важное значение для создания безопасных условий работы в шахтах, обширная библиография. Разумеется, в этом отношении книга Лидина гораздо полнее и глубже, чем наша.
Мы же свою задачу видели в воспроизведении общей исторической картины, на фоне которой разворачивались события жизни Скочинского. В "вытаскивании ниточек", которыми его судьба "сшита" с эпохой и с другими людьми.
При всей своей пестроте и разнообразии "ткань" эпохи являет единый узор, где каждая "нитка" имеет свое место и тесно переплетается со всеми прочими.
Книга представляет собою свободное и расширенное изложение биографии Скочинского. Здесь предпринята попытка вписать жизнь героя в контекст его эпохи.
В качестве материалов использованы исследования, проведенные музеем Скочинского в Красноярске, переписка с Институтом горного дела его имени в Люберцах, с родственниками, с Центральным государственным историческим архивом Санкт‑Петербурга. Очень помогли документы Государственного архива Красноярского края, Главархива Москвы, а также выписки из госархивов Иркутской области и Томской области, предоставленные внучатой племянницей Александра Александровича Скочинского – Марией Помпеевной Ромашевой. Неоценимую помощь оказали сотрудники кафедры "Безопасность и экология горного производства" Горного института Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
Список использованной литературы, специально не оговоренной в ссылках к основному тексту, находится в приложении. В приложение также помещен алфавитный указатель упоминающихся в книге имен и фамилий.
Наш труд не претендует на строгую научность. Там, где это необходимо, приводятся варианты: две даты одного и того же события, различные способы написания одного и того же имени. Биография Скочинского, его родословная, судьбы его родственников – это живая история. Ее факты не исследованы до конца, а данное повествование лишено притязаний на окончательную завершенность. Далеко не все точки над I расставлены – и мы будем благодарны любым откликам и уточнениям.