Цель данной книги заключается в разъяснении исламских убеждений, которые обозначаются словосочетанием «основы религии». Поэтому, прежде всего, необходимо дать толкование понятию «религия» и соответствующим ему терминам. Ибо, как изложено в логике, «воображаемые [субъективные] начала» занимают более предпочтительную позицию по сравнению с другими вопросами.
Само слово дин («религия») в переводе с арабского означает «повиновение», «возмездие» и идиоматически подразумевает веру в Создателя мира и человека, а также соответствующие ей предписания. Следовательно, лица, не признающие Создателя и считающие возникновение мировых явлений случайным или исключительным следствием материальных и природных факторов, относятся к категории неверующих в Единого Бога. А лица, убеждённые в существовании Создателя мира, несмотря на наличие в их религиозных убеждениях и обрядах некоторых отклонений и суеверий, считаются верующими в Единого Бога. На этой основе существующие религии подразделяются на «истинные» (хакк) и «ложные» (батил). «Истинная» религия состоит из системы верных убеждений, соответствующих реальности и указывающих на поступки и действия, которые в достаточной степени гарантируют благо, достоверность и надёжность.
С учётом вышеприведённого терминологического значения религии выяснилось, что любая религия, по меньшей мере, состоит из двух частей:
1. Убеждения, которые выступают в качестве её основы, фундамента и корня.
2. Предписания, которые соответствуют этим основам, являясь их следствием.
Поэтому совершенно понятно, что в любой религии убеждения – это та часть, которая составляет её основные принципы (‘усул), а предписания – производные (фуру’). Исламские учёные при обозначении религиозных убеждений и предписаний, соответственно, пользовались этими терминами.
«Мировоззрение» и «идеология» – в определённой степени сходные понятия. Например, одно из значений мировоззрения сводится к следующему:
«Это общая и стройная система убеждений, видений мира и человека и в целом бытия».
А примером значения идеологии может быть следующее:
«Это определённая система общих и согласованных мнений относительно поведения человека».
С учётом двух вышеупомянутых значений систему убеждений и основных принципов каждой религии можно считать её мировоззрением, а систему практических предписаний – её идеологией, взяв их в качестве сравнения и аналогии с основными и производными принципами этой религии. Но следует помнить, что понятие идеологии не охватывает частных предписаний, также как и мировоззрение, которое не включает в себя отдельно взятые убеждения.
Другой момент состоит в том, что иногда понятие идеологии применяется в общем значении, что подразумевает также и мировоззрение.
В человеческом обществе существовали и существуют различные формы мировоззрения. В зависимости от признания и отрицания метафизического начала их можно подразделить на две категории: теологическое мировоззрение и материалистическое.
Последователей материалистического мировоззрения в прежние времена называли таби’и[4], дахри[5], а иногда зиндик[6] и мулхид[7]. А в наше время их называют материалистами (мадди).
Материализм имеет различные ответвления, самым знаменитым среди которых сегодня является «диалектический материализм», составляющий философскую часть марксизма.
В ходе наших рассуждений выяснилось, что «мировоззрение» по своему значению шире религиозных убеждений, так как оно включает в себя ещё и еретические и материалистические убеждения. Аналогичным образом понятие «идеологии» также не ограничивается лишь совокупностью религиозных предписаний.
Относительно возникновения различных верований между знатоками истории религий, социологов и этнографов бытуют отличающиеся друг от друга точки зрения. Но согласно выводам, сделанным на основе исламских источников, следует утверждать, что история возникновения религии начинается со времён появления самого человека, и первый человеческий индивид, Его Светлость Адам (а), был пророком и посланником Бога, провозвестником единобожия. А смешанные с язычеством религии формировались под воздействием искажений, отклонений и личных корыстных интересов людей.
Монотеистические религии, будучи небесными и истинными религиями, обладают тремя общими принципами:
1) верой в Единого Бога;
2) верой в вечную жизнь, которая ожидает каждого человека, и в соответствующее воздаяние ему в потустороннем мире за поступки, совершённые в земной жизни;
3) верой в миссию, которой Бог наделяет пророков, чтобы те наставляли людей на путь конечного совершенства и достижения счастья в обоих мирах.
Эти три принципа являются ответом на самые распространённые вопросы, которые возникают перед каждым здравомыслящим человеком: «Кто является источником бытия? Что ждёт человека в конце его жизни? Каким способом можно определить наилучшую программу для своей жизни?».
Программа, которая познаётся путём, гарантируемым Божественным откровением, является религиозной идеологией, которая исходит из теологического мировоззрения. Основные её принципы обладают предпосылками, необходимыми средствами, составными частями и деталями, которые в совокупности своей составляют систему религиозных убеждений. Различия же в этих убеждениях становятся причиной возникновения новых религий, сект (фирка) и богословско-правовых школ (мазхаб). Например, разные мнения о пророчестве некоторых посланников Бога и определении достоверного варианта Небесной Книги стали основным фактором разногласия между иудаизмом, христианством и исламом. За этими разногласиями последовали другие, относящиеся к убеждениям и действиям, которые иногда находятся в противоречии с истиной. Примером может служить вера в Троицу у христиан, которая не соответствует принципу единобожия, которого, как им кажется, они придерживаются. Другим примером являются разногласия по поводу способа выбора преемника Пророка (с), который сводится к признанию одной из двух форм его назначения: со стороны Бога или со стороны людей. Данное разногласие стало основным фактором противоречия между мусульманами: суннитами и шиитами.
В целом же, вера в единобожие (таухид), пророчество (нубувват) и в загробный мир (ми’ад) составляют основу всех небесных религий. Но в качестве основополагающих убеждений с некоторой оговоркой можно назвать и другие, которые формируются путём анализа выше перечисленных общих принципов. Так, веру в Бога можно признать одним, а веру в Его единственность – другим основополагающим убеждением. Или, например, к основополагающим принципам веры можно отнести веру в пророчество Печати пророков (с)[8]. Таким же образом, некоторые шиитские учёные-богословы считали «справедливость» (‘адл), которая является производным от принципа единобожия, самостоятельным основным принципом. В качестве другого подобного принципа они признают имамат[9], который по сути своей является производным от принципа пророчества. В действительности, применение термина «основного принципа» к подобным убеждениям является действием, обусловленным терминологией, и не должно становиться предметом споров и разногласий.
Следовательно, словосочетание «основные принципы религии» можно употреблять в двух значениях – в общем и в частном. Общее его значение употребляется в сравнении с «производными принципами религии» и её положениями, а также включает в себя все наиболее надёжные и достоверные убеждения. А в частном значении данное словосочетание используется применительно к основным положениям. Кроме того, некоторые общие для всех небесных религий убеждения (единобожие, пророчество, вера в загробную жизнь) можно считать «абсолютными основными принципами религии». Эти же постулаты в сочетании с несколькими другими убеждениями или с добавлением ещё нескольких основ, которые являются определяющими моментами какой-либо богословско-правовой школы (мазхаб) или секты, также можно причислить к категории «особых основных принципов религии». Таким образом, все эти положения вполне можно признать в качестве «основных принципов религии и мазхаба» или «основных убеждений отдельно взятой правовой школы».
1. Приведите дословное, идиоматическое понятие религии.
2. Дайте определения понятиям «мировоззрение» и «идеология», объясните разницу между ними.
3. Разъясните две формы мировоззрения.
4. Прокомментируйте общее и особое значения основных принципов религии.
5. Каковы общие убеждения для всех небесных религий? В чём заключается важность этих принципов?
К числу особенностей человека относится природная и инстинктивная тяга к постижению реальности, которая возникает у каждого индивида с самого раннего возраста и продолжается до конца его жизни. Эта природная тяга к истине, которая иногда называется любопытством, может вынудить человека задуматься также и о вопросах, которые преподносятся в рамках религии, и стремиться к поиску истинной религии. К таким вопросам, например, относятся следующие:
Существуют ли невидимые материальные и нематериальные существа? И если они существуют, то ощущается ли связь между сокровенным и материальным мирами? В случае наличия такой связи, есть ли невидимое существо, которое выступает создателем материального мира?
Разве бытие человека ограничивается присущим ему материальным телом? Разве жизнь человека ограничивается лишь его существованием в этом мире, или для него существует ещё и другая жизнь? Если иная жизнь существует, имеется ли связь между существованием человека в земном и потустороннем мирах? В случае наличия подобных связей, какие формы мирских деяний могут оказать влияние на дела в потустороннем мире? Какие существуют пути для познания верной программы жизни, которая была бы в состоянии обеспечить счастье человека в обоих мирах? Каковы последствия этой программы?
Инстинктивное стремление к истине является первым фактором, который побуждает человека к анализу всех вопросов, в частности, религиозных, а следовательно, и к познанию истинной религии.
Другой фактор, который способствует усилению стремлений человека к познанию истины, заключается в том, что удовлетворение любого из желаний, каждое из которых относится к одной или нескольким другим природным тягам (за исключением тяги к познанию истины), зависит от особого вида познания. К примеру, доступ к пользованию различными материальными и мирскими благами находится в зависимости от стремлений в области науки, и прогресс прикладных наук всячески способствует человеку в достижении его желаний. И если религия будет в состоянии способствовать удовлетворению его желаний и интересов, предотвращать убытки, ограждать от опасности, она станет желанной для человека. В таком случае инстинктивная тяга человека к поиску выгоды и его страх понести убытки будут считаться фактором, способствующим его стремлению к исследованиям в области религии.
Но с учётом необъятности круга подлежащих познанию объектов и отсутствия достаточных условий для познания всех истин не исключено, что человек выбирает для познания именно те вопросы, решение которых представляется более лёгким и доступным, а результаты – более ощутимыми. При этом он будет воздерживаться от рассмотрения связанных с религией вопросов, которые кажутся трудноразрешимыми, и научные результаты от которых, на его взгляд, представляются незначительными. Поэтому следует разъяснить, что религиозные темы имеют особую значимость, их исследование по уровню ценности превосходит рассмотрение и анализ всех иных вопросов.
Напомним, что некоторые учёные и психоаналитики убеждены, что в основном религиозность – особое самостоятельное природное желание, источником которого является так называемое «религиозное чувство». Наряду с чувством любопытства, добра и красоты оно считается четвёртым измерением человеческого духа.
Эти мыслители со ссылкой на исторические и палеонтологические источники напоминают, что религиозность в той или иной форме всегда существовала среди людей. Чувство религиозности, его постоянное присутствие в человеческом обществе – признак того, что оно заложено в самой природе человека.
Конечно, смысл общности этой природной тенденции заключается не в том, что она жива, активна у всех людей и сознательно направляет их к достижению цели. Не исключено, что данная тенденция под воздействием факторов среды и неправильного воспитания приобретёт своего рода дремлющую и неактивную форму существования или вовсе отклонится от верного направления (как это бывает в случае со всеми другими инстинктами, которые в той или иной степени подвержены подобным «спячкам» и подавлению).
Согласно данному взгляду, поиск религии связан с самостоятельным природным побудительным мотивом, и его значимость в какой-либо дополнительной аргументации не нуждается.
Данное разъяснение можно в той или иной степени подкрепить примерами из айатов Корана и преданий пророка Мухаммада (с) о врождённости религиозного чувства. Но с учётом того, что влияние этого врождённого стремления проявляется неосознанно, не исключено, что найдётся и тот, кто попытается путём споров и аргументаций доказать отсутствие у него подобного природного чувства. Поэтому мы не будем довольствоваться вышеприведёнными разъяснениями, а, наоборот, будем стремиться обосновать важность поиска религии путём рациональной аргументации.
Выяснилось, что природное стремление к познанию истины, с одной стороны, и стремление к удовлетворению своих интересов и защищённости от потерь и опасностей – с другой, служат мощным стимулом для мышления, освоения наук и приобретения навыков. Следовательно, узнав, что в ходе истории определённая категория выдающихся людей, утверждавшая, что они посланы Создателем мира для наставления людей на путь истины, не жалея сил, испытали много лишений, посвятив свою жизнь достижению цели, человек под влиянием упомянутого нами стимула стремится к исследованиям в области религии. При этом он намерен выяснить: аргументированы ли утверждения пророков, заслуживают ли они доверия или нет. Особенно когда искатель будет осведомлён о том, что призыв пророков содержит благую весть о счастье и вечном благоденствии, а также предостережение от зла и вечных мук. То есть следование призывам пророков сулит большие выгоды, а пренебрежение ими – возможные огромные убытки. Каков может быть повод у такого человека для того, чтобы пренебрегать религией и не стремиться к исследованиям в области религии?
Действительно, может быть, найдутся и такие люди, которые под воздействием лени и склонности к комфорту не пожелают взять на себя бремя исследований и анализа, или в связи с тем, что принятие религии обуславливает некоторые ограничения, мешающие им заняться любимыми забавами, откажутся от поисков на религиозном поприще[10]. Им ничего не остаётся, как смириться с последствиями лености и себялюбия, что в итоге приведёт их к вечным мукам и страданиям.
Положение таких людей гораздо хуже состояния больного и несмышлёного ребёнка, который, боясь пить горькую пилюлю, не желает идти к врачу, обрекая себя на неминуемые муки. Конечно, ребёнок не обладает достаточной умственной зрелостью для определения своей выгоды, но совершеннолетний и разумный человек в состоянии думать о своей выгоде и убытках, оценить бренные мирские наслаждения и вечные муки потусторонней жизни. Именно поэтому в Священном Коране невежественные люди считаются хуже зверей: «Подобны они скотам и даже ещё более заблудшие. Невежды они [в делах Веры]»[11]. В айатах Корана они ставятся ниже всех тварей:
«Наихудшие из тварей пред Аллахом – это глухие, немые, которые [ничего] не смыслят»[12].
Не исключено, что те люди, которые часто приводят отговорку, основанную на том, что стремление к решению какого-либо дела приемлемо лишь в том случае, когда человек надеется найти пути его решения, не верят в результативность мыслей о религии и связанных с ней вопросов. Они, как правило, предпочитают потратить своё время и силы на такие дела, ожидаемый результат которых легко предсказуем.
В ответ на подобные утверждения следует сказать:
Во-первых, надежда на решение основных вопросов религии ни в коем случае не уступает надежде на решение других научных вопросов. И нам известно, что решения многих научных вопросов стали возможными благодаря регулярным усилиям учёных в течение десятилетий.
Во-вторых, степень вероятности зависит не только от её количественного фактора, но ещё и от степени вероятного. Например, если в результате какой-либо сделки ожидается вероятность получения выгоды, равная 5 %, а в результате другого дела – 10 %, но количество ожидаемой выгоды от первого дела составляет тысяча, а от второго – сто риалов[13], то заниматься первым делом в пять раз предпочтительнее, чем вторым. И это несмотря на то, что степень вероятности первого дела (5 %) составляет половину степени вероятности второго дела (10 %).
И так как вероятная выгода от поиска религии является бесконечной, то, несмотря на незначительную степень вероятности достижения связанных с ней конечных результатов, ценность старания на религиозном поприще выше старания на любом другом пути, результат которого является ограниченным. И прекращение исследований в области религии с точки зрения разума оправдано лишь тогда, когда человек твёрдо убеждён в ложности этой религии или в неразрешимости относящихся к ней вопросов. Но каким образом можно прийти к подобной убеждённости?
1. Каковы стимулы у человека для познания истин?
2. Почему люди приступают к исследованиям относительно всех истин?
3. Что подразумевается под словосочетанием «религиозное чувство»? Каковы аргументы относительно существования подобного чувства?
4. Разъясните необходимость исследования в области основных принципов религии.
5. Можно ли под предлогом отсутствия надежды на окончательное решение религиозных вопросов отказаться от исследований в области религии? Почему?
На предыдущем занятии путём простых разъяснений нами была доказана необходимость поиска религии и стремления к познанию истинной религии. И было упомянуто, что подобное стремление основано на врождённом побудительном мотиве поиска выгоды и опасения убытков[14]. Это стимул, который каждый индивид может обнаружить и безошибочно определить у себя.
На этом занятии мы намерены данное утверждение доказать в другом изложении, которое основано на более чётких предпосылках. Итогом наших рассуждений будет то, что если человек не размышляет о религии и не убеждён в чётких мировоззренческих и идеологических началах, то он не достигнет человеческого совершенства. Более того, подобное лицо невозможно считать настоящим человеком. Другими словами, условием человечности индивида является наличие у него чёткого мировоззрения и идеологии.
Данный аргумент основан на трёх предпосылках:
1. Человек – существо, стремящееся к совершенству.
2. Человеческое совершенство достигается благодаря сознательному поведению, которое основано на суждениях разума.
3. Практические суждения разума формируются в свете особого теоретического познания, самыми главными из которых являются три мировоззренческих принципа: познание источника бытия (единобожие), познание конца жизни (Судный день) и познание гарантированного пути для достижения программы, обеспечивающей счастье (пророчество). Другими словами, эти принципы сводятся к познанию бытия (онтология), познанию человека (антропология) и познанию пути (методология).
Теперь приступим к необходимым разъяснениям относительно каждой из этих предпосылок.
Каждый, кто внимательно следит за своими внутренними побуждениями и душевными тенденциями, поймёт, что корнем большинства из них является достижение совершенства. В основном никто не желает, чтобы у него были какие-либо недостатки, и в максимально возможной мере стремится устранить все свои недостатки, изъяны и пороки, чтобы тем самым достигнуть желаемого совершенства. И до устранения этих недостатков он старается скрывать их наличие от других людей.
Данная тенденция, если она протекает в присущем ей природном русле, становится фактором всякого прогресса, материального и духовного совершенства. Но если она под воздействием каких-либо причин и условий протекает в неверном направлении, то приводит к формированию у человека таких качеств, как эгоизм, лицемерие и тщеславие.
В любом случае, стремление к совершенству является мощным врождённым фактором, заложенным в глубине человеческого духа, и в большинстве случаев его примеры и определяющие особенности становятся предметом компетентной оценки, но достаточно лишь незначительного внимания, чтобы выяснить, что основы этого стремления заложены на почве поиска совершенства.
Процесс совершенствования в растительном мире гарантирован определённой системой средств и внешних условий и протекает в определённой форме. Никакое дерево не проходит процесс вегетации по своей собственной воле и не приносит плоды по собственному выбору, ибо лишено разума и воли.
В процессе эволюции животных можно обнаружить некоторые признаки проявления воли и выбора. Однако эти признаки исходят от животных инстинктов, вызванных естественными нуждами, или возникают в пределах сознания, ограниченного потенциалом органов чувства. Человек же, кроме растительных и животных свойств, обладает ещё и душевными, то есть особыми привилегиями, благодаря которым, с одной стороны, его природные желания не ограничиваются пределами естественных потребностей, а с другой стороны, он наделён силой разума, посредством которого может расширить круг своих знаний до бесконечности.
Если свойственное растениям совершенство достигается посредством особых растительных сил, а совершенство животных – под воздействием инстинктов и чувственных восприятий, то человеческое совершенство, представляющее собой его духовное развитие, становится возможным под эгидой сознательной воли и в свете напутствий разума, который в состоянии познать различные ступени желаний, выбрав среди них оптимальный вариант. Следовательно, человеческое поведение отличается тем, что оно совершается под воздействием воли, основанной на свойственных лишь человеку склонностях, и в свете напутствий его собственного разума. В этой связи всякое поведение, которое проявляется под воздействием животных инстинктов, следует считать «животным» проявлением, так же как движение, которое возникает в органах человека исключительно под механическим воздействием, является чисто физическим движением.
Сознательные поступки являются средством для достижения желаемых результатов. Соответственно, ценность подобных поступков находится в зависимости от степени желательности достижения поставленной цели. Кроме того, ценность и значимость этих поступков зависит ещё и от того влияния, которые они оказывают на духовное совершенство человека. Например, если какой-либо поступок становится причиной утраты определённой части духовного совершенства, он будет обладать отрицательной ценностью. Отсюда следует, что разум в состоянии вынести суждения о каком-либо действии и определить его ценность лишь тогда, когда ему ведома суть человеческого совершенствования, если он знает об особенностях человека и о том, какова продолжительность его жизни, каких ступеней совершенства он может достичь. Иными словами, данная задача реализуема только тогда, когда разуму известно, каковы компоненты бытия человека и цель его творения.
Выбор верной идеологии, то есть системы ценностей, господствующих над свободными поступками человека, зависит от наличия у него надлежащего взгляда на мир и способности разрешать вопросы в сфере выбранной мировоззренческой системы. И пока его разум не решит эти вопросы, он не сможет вынести окончательное суждение о ценностных характеристиках своего поведения. Ибо пока цель не известна, определить пути её достижения невозможно. Следовательно, упомянутое теоретическое познание, состоящее из ключевых мировоззренческих вопросов, фактически является основой для системы ценностей и реальных суждений разума.
С учётом вышеупомянутых предпосылок, теперь мы можем приступить к доказательству необходимости поиска религии и стремления к достижению верной идеологии мировоззрения в нижеследующем порядке.
Человек по зову своей природы находится в поиске совершенствования и желает путём свершения определённых дел достичь степени своего реального совершенства. Но, чтобы знать, какие действия приближают его к желаемой цели, вначале ему нужно познать суть своего конечного совершенства. А подобное познание достигается благодаря информированности об истинной сути своего бытия, его начале и конце. Затем он должен различать положительные и отрицательные связи между разнообразными действиями и различными ступенями своего развития, чтобы определить верное направление, по которому следует двигаться на пути к совершенству. И, наконец, не постигнув теоретических основ избранного мировоззрения, он не сможет следовать правильной идеологии.
Из вышесказанного следует, что, в первую очередь, необходимо иметь стремление к познанию истинной религии, которое содержит в себе верное мировоззрение и правильную идеологию, без чего невозможно достижение человеческого совершенства. Поведение, которое не основано на этих ценностях и подобных видениях, нельзя считать «человеческим». А лица, не стремящиеся к познанию истинной религии, или те, которые после её познания богохульствуют по причине своего упрямства и подчиняются лишь своим животным желаниям и быстротечным материальным наслаждениям, фактически стоят не выше животных. Сказано в Священном Коране: «Тем, которые не уверовали, услаждают себя всячески и едят по-скотски, обителью будет адский огонь»[15]. И так как некоторые люди губят свои способности, то их ждут тяжёлые муки: «Пусть тебя не тревожит их судьба, и пусть они едят, пользуются [благами мирскими] и тешатся надеждой. Впоследствии они узнают, [каковы плоды их деяний]»[16].
1. На каких предпосылках основан второй аргумент в пользу необходимости поиска религии?
2. Разъясните стремления человека к поиску совершенства.
3. Назовите основные отличительные черты человека от животных и растений.
4. Какова связь между этими отличительными чертами и истинным совершенствованием человека?
5. Каким образом идеология основывается на мировоззрении?
6. Приведите логическое обоснование второго аргумента.
Когда человек намеревается решить фундаментальные вопросы мировоззрения и познания принципов истинной религии, то он при первых же шагах сталкивается с вопросами о том, каким способом следует решать эти проблемы; каким образом следует получить фундаментальные и верные знания и, в основном, какие существуют пути приобретения подобных знаний; и какие из этих путей должны быть выбраны в качестве оптимального способа приобретения знаний.
Подробное и профессиональное рассмотрение этих вопросов возложено на область философии под названием эпистемология, предметом изучения которой является различные виды человеческих познаний и определение их ценностной характеристики. Но подробное рассмотрение всех этих вопросов удаляет нас от поставленной в данной книге цели. Следовательно, ограничиваясь лишь указаниями на некоторые из этих вопросов, подробное их исследование оставляем на более подходящее время[17].
По одной из классификаций человеческие познания можно подразделить на четыре части:
1 – Экспериментальное и научное познание. Подобное познание достигается при помощи органов чувств, хотя при этом разум также играет свою роль в абстрагировании и обобщении осознанных моментов. Практические познания применяются в экспериментальных науках, таких как физика, химия и биология.
2 – Рациональное познание. Данный вид познания формируется посредством отвлечённых понятий (или вторичных категорий). Основную роль при достижении подобных познаний играет разум, хотя в некоторых случаях возможно использование и сравнительных предпосылок. Область применения этого рода познания включает в себя логику, философские науки и математику.
3 – Познание с позиции поклонения. Данный вид познания имеет вторичный характер и достигается на основе предварительного познания «авторитетного источника» и посредством сообщения «верного осведомителя». К данной категории относятся моменты, которые признаются и одобряются последователями религий постулаты, основанные на высказываниях религиозных предводителей, к которым иногда испытывают гораздо больше веры, чем к вопросам, полученным посредством органов чувств и путём эксперимента.
4 – Созерцательное познание. Подобная форма познания, в отличие от предыдущих, имеет отношение к определённой объективной сущности, без всякого посредничества субъективной формы или понятия; оно не оставляет места для ошибок и оплошностей. Но, как будет разъяснено далее, обычно под понятием созерцательного и «‘ирфанского»[18] познания фактически характеризуется субъективное толкование наблюдений и впечатлений, которые подвержены ошибкам и заблуждениям[19].
На основе изложенной нами классификации форм познания можно выделить следующие виды мировоззрения:
1. Научное мировоззрение – когда человек на основе достижений экспериментальных наук достигает общего видения относительно бытия.
2. Философское мировоззрение, которое достигается путём аргументаций и рациональных попыток.
3. Религиозное мировоззрение, которое формируется под воздействием веры в религиозных предводителей и признания их высказываний.
4. «‘Ирфанское» мировоззрение, которое достигается путём откровения, созерцания и озарения (ишрак[20]).
Теперь следует посмотреть, можно ли фундаментальные мировоззренческие вопросы решить четырьмя вышеперечисленными путями, чтобы затем наступила очередь вопроса о предпочтительности одного из них?
С учётом ограниченности возможностей чувственного и экспериментального познания в пределах материальных и природных явлений выясняется, что невозможно только на основе установок экспериментальных наук познать мировоззренческие принципы и решить все связанные с ними вопросы. Подобные темы выходят за рамки изучения экспериментальных наук, и никакая экспериментальная наука не содержит каких-либо высказываний относительно их доказательства или опровержения. Например, невозможно доказать или опровергнуть существование Бога посредством экспериментальных исследований. Возможности чувственных экспериментов слишком ограничены, чтобы можно было при их помощи объяснить метафизические явления, доказывать или опровергать что-либо, находящееся вне области материальных явлений.
Следовательно, научное и экспериментальное мировоззрение (в вышеизложенном значении термина «мировоззрение») является ничем иным, как иллюзией, и нельзя в прямом смысле этого слова назвать его «мировоззрением». Его в лучшем случае можно назвать «познанием материального мира», ведь подобное мировоззрение не может отвечать на фундаментальные мировоззренческие вопросы.
Однако знания, полученные с позиции поклонения (та‘аббуд), как было выше указано, обладают вторичным характером, что обуславливается тем, что авторитетность источников, на которых они основываются, ранее была доказана. То есть сперва необходимо доказательство чьего-либо пророчества, чтобы затем его призывы были признаны авторитетными, но ранее следует доказать существование источника этого призыва, то есть Всевышнего Господа. Ясно, что принцип существования «источника призыва» и «носителя призыва» нельзя доказать со ссылкой на сам «призыв». Например, нельзя сказать, что раз в Коране говорится, что Бог существует, то этим существование Господа Бога доказано. Конечно, после доказательства существования Бога, познания Пророка ислама (с) и истинности Священного Корана можно признать все другие производные убеждения, а также практические установки со ссылкой на «верного осведомителя» и «авторитетный источник». Но фундаментальные вопросы должны быть решены заранее и другим путём.
Следовательно, метод, основанный на поклонении, не может быть актуальным для решения фундаментальных мировоззренческих вопросов.
Но относительно «‘ирфанского» и «ишракского» мировоззрения можно говорить более детально.
Во-первых, мировоззрение – это познание, которое состоит из субъективных понятий. Но в контексте созерцания (шухуд) нет места для субъективных понятий. Следовательно, приписывание этих понятий созерцанию является признаком нерадивости и означает разъяснение данных понятий через них же самих.
Во-вторых, толкование созерцаний и их разъяснение в рамках слов и понятий нуждается в особой умственной подготовленности. Оно достигается только в результате длительных умственных стараний и философских анализов. И те, которые не обладают подобной подготовленностью, пользуются аллегорическими выражениями и понятиями, которые, в свою очередь, послужат мощным фактором для уклонения и заблуждения.
В-третьих, во многих случаях то, что действительно становится объектом созерцания, из-за воображаемых отражений и свойственных разуму индивида толкований кажутся сомнительными даже для самого созерцающего.
В-четвёртых, достижение истин, субъективное описание которых именуется «мировоззрением», напрямую зависит от многолетних занятий в области духовного совершенствования. А признание метода духовного совершенствования, который относится к категории практических познаний, нуждается в теоретических основах и фундаментальных мировоззренческих вопросах. Следовательно, эти вопросы следует решить ещё до вступления на путь духовного совершенствования, тогда как созерцательное познание достигается на конечной стадии этого пути. И в основном реальный ‘ирфан достигаем для человека, который бескорыстно служит ради поклонения Всевышнему Господу. Подобное старание находится в зависимости от предварительного познания Всевышнего Господа, пути поклонения Ему и подчинения Ему.
Выводом от предыдущих рассуждений является то, что единственным путём поиска способов решения фундаментальных мировоззренческих вопросов для каждого искателя является путь разума и рационального мышления. И поэтому реальным мировоззрением следует считать философское мировоззрение.
Конечно, следует учитывать, что признание монополии разума при решении упомянутых вопросов и ограничение мировоззрения в целом только философским мировоззрением не означает, что для достижения верного мировоззрения следует решить все философские вопросы. Для доказательства существования Бога, который считается самым основным мировоззренческим вопросом, достаточно решения лишь нескольких простых и примерно очевидных философских вопросов. Хотя компетентность в этих вопросах и приобретение навыков для поиска ответов на каждый проблемный и сомнительный вопрос нуждаются в более основательных философских анализах. Кроме того, признание монополии рациональных познаний над всеми полезными для решения фундаментальных вопросов познаниями не означает, что следует пренебрегать всеми другими знаниями для решения упомянутых вопросов. Наоборот, при многих рациональных аргументациях можно воспользоваться предпосылками, которые достигаются или имманентным способом, или путём ощущений и опыта. В частности, для решения вторичных вопросов и производных убеждений можно воспользоваться познаниями, основанными на поклонении Богу, и доказывать их на основе содержания Корана и Сунны[21], то есть авторитетных исламских источников. И, наконец, после постижения верного мировоззрения и идеологии можно посредством прохождения через различные этапы духовного совершенствования достигнуть степени откровения и созерцания, и многое из того, что доказано рациональными аргументациями, понять без посредничества субъективных понятий.
1. Назовите различные формы человеческих познаний и сферы влияния каждой из них.
2. Какая форма мировоззрения является воображаемой?
3. Каким путём можно доказать фундаментальные мировоззренческие вопросы?
4. Оцените научное мировоззрение с критической точки зрения.
5. Каким образом можно воспользоваться практическими познаниями для разъяснения мировоззренческих вопросов?
6. Каким образом и когда можно воспользоваться познаниями, основанными на поклонении, для доказательства вопросов убеждения?
7. Что такое «‘ирфанское» мировоззрение? И можно ли решать мировоззренческие вопросы на основе «‘ирфанских» созерцаний? Почему?
Мы узнали, что основу религии составляет вера в Господа – Творца Мира. Принципиальная разница между Божественным мировоззрением и материалистическим мировоззрением заключается именно в наличии или отсутствии данной веры. В связи с этим, первый, возникающий перед искателем истины вопрос, на который он должен найти достоверный ответ, состоит в том, существует ли Бог или нет. Для получения ответа на этот вопрос – как об этом говорилось на предыдущем занятии – человек должен использовать свой разум, чтобы добиться решающего результата: положительного или отрицательного.
В случае положительности результата наступает очередь для рассмотрения производных от него вопросов (единственность Господа, Его справедливость и другие Божественные атрибуты). А при отрицательном результате будет превалировать материалистическое мировоззрение, при этом для рассмотрения вопросов, касающихся религии, никакой нужды не испытывается.
Относительно Всевышнего Господа предполагаются две формы познания: первая – имманентная, вторая – приобретённая.
Под имманентным (хузури) познанием Бога подразумевается то, что человек узнаёт о Господе без какого-либо посредничества субъективных понятий, своего рода внутренним или сердечным созерцанием.
Естественно, если кто-либо обладает осознанным созерцанием Господа, как это бывает у знаменитых ‘арифов, то он не будет нуждаться в логических доводах и аргументациях. Но, как уже ранее было указано, для простых индивидов[22] подобное имманентное и созерцательное познание достижимо только в результате самоподготовки и прохождения этапов ‘ирфанского духовного самосовершенствования. А незначительные степени подобного познания, хотя и встречаются у простых людей, но, не будучи связаны с осведомлённостью, для достижения сознательного мировоззрения недостаточны.
А под приобретённым познанием подразумевается то обстоятельство, что человек посредством общих понятий, таких как «Творец», «Самодовлеющий», «Всезнающий» и «Всесильный», приобретает субъективные познания о «таинственном» смысле касательно Всевышнего Господа и верует в Его существование, то есть в существование «Того, кто сотворил мир». Затем к этим сведениям он добавляет очередные приобретённые познания и делает это, пока не достигнет гармоничной системы убеждений (мировоззрения).
Из рациональных поисков и философских аргументаций напрашивается прямой вывод именно о приобретённом (хусули) познании. Но когда подобное познание будет достигнуто, то человек может стремиться также и к осознанному имманентному познанию.
Во многих высказываниях религиозных предводителей, выдающихся представителей ‘ирфана и философов мы встречаемся с утверждением о том, что «познание Бога – это врождённое качество» или «человек по своей природе стремится к познанию Бога». Для чёткого выяснения смысла этих утверждений нам необходимо дать разъяснения относительно термина «врождённое качество» (фитра).
1. Врождённое (природное) качество, присущее любому виду существ, встречается у всех представителей этого вида, хотя эти качества у разных индивидов по уровню интенсивности отличаются.
2. Природные факторы в ходе истории постоянно заявляют о своей устойчивости, и не бывает так, чтобы врождённые качества какого-либо существа в каком-либо временном интервале испытывали одни нужды, а в другом интервале – иные[23].
3. Врождённые факторы, наделённые природной привилегией и будучи необходимыми требованиями для творения существ, в особом изучении не нуждаются, хотя для их усиления и регулирования требуется соответствующее изучение.
Врождённые качества человека можно подразделить на две группы:
1) врождённые познания, которыми наделён каждый человек без всякого обучения.
2) врождённые склонности и стремления, которыми наделён каждый индивид при его сотворении.
Поэтому если для каждого индивида установлен не нуждающийся в изучении и освоении особый род познания Бога, то оно может быть названо «врождённым познанием Бога» или «религиозным чувством». И, соответственно, если у каждого человека наблюдается особый род тяги к Богу и поклонению Ему, данная ситуация может быть названа «врождённым (или природным) поклонением Богу».
На втором занятии мы указали, что многие мыслители признали тягу к религии и к Богу в качестве психологических особенностей человека, называя эту тягу «религиозным чувством». Теперь добавим, что познание Бога также признаётся в качестве необходимой особенности человеческой природы. Но, как и врождённое стремление к поклонению Богу, которое не является осознанной тягой, познание Бога также не является осознанным познанием, которое было бы в состоянии избавить простых людей от интеллектуальных стремлений для познания Всевышнего Господа.
Но нельзя забывать, что раз каждый индивид наделён хотя бы слабой степенью имманентного врождённого познания, то он с наименьшим напряжением мысли и малой долей аргументации может признать существование Бога и постепенно развивать свои неосознанные познания, добиваясь определённых ступеней осведомлённости.
Результатом является то, что «врождённое познание Бога» означает, что сердце человека знакомо с Богом, и что в глубинах человеческого духа существует источник для осознанного познания Господа, который способен развиваться и стать полноводным. Но этот врождённый источник у «простых» людей встречается не в той степени, чтобы они вовсе не нуждались в размышлениях и рациональных аргументациях.
1. Какой вопрос является самым основным мировоззренческим вопросом? И на какой основе данный вопрос является основным?
2. Разъясните смысл «имманентного» и «приобретённого» познания Господа.
3. Можно ли приобрести имманентное познание посредством рациональных аргументаций?
4. Разъясните смысл врождённых качеств.
5. Назовите особенности врождённых факторов.
6. Назовите компоненты врождённых факторов.
7. Какой из врождённых факторов принадлежит Всевышнему Господу?
8. Разъясните смысл врождённого познания Бога.
9. Становится ли врождённое познание Бога причиной того, чтобы простые люди не нуждались в рациональных аргументациях? Почему?
Существуют различные и многочисленные пути познания Всевышнего Господа, на которые встречаются указания в книгах по философии, каламу, высказываниях религиозных предводителей, а также в текстах небесных книг. Приведённые в них аргументы и факты по различным аспектам отличаются друг от друга. Например, в некоторых из них используются чувственные и экспериментальные предпосылки, тогда как в части из этих источников отдаётся предпочтение исключительно рационалистическим аспектам. Некоторые из упомянутых источников содержат попытки прямого доказательства существования Мудрого Господа, тогда как в других встречаются доказательства наличия существа, бытие которого не находится в зависимости от бытия другого существа (ваджиб ал-вуджуд — «бытийно-необходимое»), а для познания атрибутов этого существа следует воспользоваться другими аргументами.
С одной точки зрения, аргументы относительно познания Бога могут быть уподоблены разным путям, которые проложены для переправы через реки: одни из них напоминают простой деревянный мост для перехода через реку, по которому прохожий, не обременённый тяжёлой ношей, может пройти легко и быстро достигнуть желаемой цели; другие – тяжёлые и длинные мосты, обладающие большей устойчивостью, тем не менее делающие дорогу более продолжительной, и, наконец, извилистые железные дороги с множеством подъёмов, спусков и больших туннелей, построенные для перехода тяжёлых поездов.
Так и человек: обладающий ничем не обременённым умом может познать своего Бога простыми путями и сразу же приступить к поклонению Ему; тот же, на котором лежит тяжкое бремя сомнений, сначала должен миновать извилистый путь; а тот, на плечах которого находится огромный груз сомнений и вожделений, должен выбрать дорогу с устойчивыми и надёжными укреплениями, несмотря на то, что на этом пути встречаются многочисленные изгибы, подъёмы и спуски.
Здесь мы вначале укажем на простой путь познания Бога, затем приступим к показу одного из не очень трудных путей. Что же касается извилистых дорог, которые покоряются решением многочисленных базисных вопросов философии, по ним должны следовать люди, которые из-за многочисленных дум находятся в умственном замешательстве, стремятся к опровержению сомнений и к спасению заблудших душ.
Простой путь познания Бога обладает определёнными преимуществами и особенностями, важнейшими из которых являются следующие:
1. Этот путь не нуждается в сложных и умудрённых предпосылках. Это самое простое изложение цели в упомянутом направлении, которое понятно и доступно всем людям независимо от уровня их образованности.
2. Этот путь напрямую ведёт к «Богу – Мудрому и Могущественному Творцу», в отличие от многих философских и схоластических аргументаций, которые вначале занимаются доказательством существа – так называемое «бытийно-необходимое» (ваджиб ал-вуджуд), а затем при помощи других доводов должны доказывать наличие у этого существа таких атрибутов, как мудрость, созидательность, божественность и др.
3. Этот путь, как никакой другой, играет роль пробуждения врождённого начала и доведения врождённого потенциального познания до уровня реальной осведомлённости. С помощью раздумий над этим путём человек достигает состояния ‘ирфана, после чего он как-будто созерцает Божью десницу при создании и определении замысла всех явлений в мире. Эта та самая десница, с которой знакома природа человека.
С учётом вышеперечисленных особенностей для широкого круга людей религиозные предводители выбрали именно этот путь и призвали всех людей следовать преимущественно ему, оставляя другие пути или для особых лиц, или для использования их в качестве предмета для споров с мыслителями из числа еретиков и философов-материалистов.
Простой путь познания Бога – это размышление о знамениях Бога в мире, а говоря кораническими терминами – «размышление над Божественными откровениями». Будто каждое явление мира, и все они в целом на земле, на небесах и в природе человека – являются признаками, знамениями знаковой цели и искомого замысла, и каждое из них направляет стрелку компаса сердца человека в сторону центра бытия, который присутствует всегда и везде.
Подобным знамением является и данная книга, которую вы держите в руках. Разве, читая эту книгу, вы не знакомитесь с мыслями осведомлённого и преследующего определённые цели автора? Разве вы допускаете, что данная книга появилась на основе совокупности бесцельных реакций, и автор не преследует никакой цели? Разве не глупо предполагать, что конкретно взятая энциклопедия из сотни томов внезапно появляется под воздействием взрыва в каком-либо месторождении металлов и таким образом, что частицы металла принимают формы букв, и случайными столкновениями с клочками бумаги образуют логически выверенные записи, затем эти бумаги в результате какой-либо другой случайности систематизируются и переплетаются?
Но в тысячи раз глупее предполагать, что возникновение этого огромного мира с его познанными и ещё непознанными тайнами и мудрым строением происходило в результате слепой случайности!
Да, каждый целенаправленный порядок является признаком, который указывает на наличие целеустремлённого упорядочивающего начала. А такие закономерности наблюдаются по всему миру, вместе составляя всеобщий порядок, который создан мудрым Творцом, постоянно занимающимся его регулированием.
А теперь поразмышляйте о кусте розы, который произрастает в саду, появляется из удобренной земли, благоухая и радуя глаз. Или о яблоне, которая вырастает из маленького семени и ежегодно плодоносит, одаривая людей сладкими и ароматными яблоками, а также о многих других деревьях, обладающих разными цветами и плодами.
Или поразмышляйте о соловье, который разразился трелью на кусте розы или о цыплёнке, который вылупился из яйца и копается в земле в поиске пищи. А также о телёнке, который только что родился и сосёт вымя своей матери; о молоке, которое образуется из молочных желёз матери и обеспечивает новорождённого полноценным питанием. Всё это и многое другое – Его знамения.
Действительно, какая гармония и удивительный замысел скрыты в самом процессе образования молока в груди у матери, который начинается одновременно с появлением на свет новорожденного?
Чтобы нереститься, рыбы ежегодно проделывают многокилометровые водные маршруты, и водоплавающие птицы безошибочно находят свои гнёзда среди густых зарослей и других гнёзд, они при этом даже ни разу не ошибаются; а пчёлы каждое утро, покидая свои ульи, собирают нектары цветов за много километров и вечером возвращаются обратно. Всё это – Его знамения.
Ещё более удивительным является то, что как пчёлы, так и дойные коровы и овцы дают в несколько раз больше мёда и молока, чем требуется для удовлетворения их собственных нужд, чтобы этими излишками пользовался человек, это избранные и исключительные создания!
Однако неблагодарный человек прикидывается, как будто не знаком со своим Благодетелем и проявляет по отношению к Нему непокорность.
В самом теле человека наблюдаются самые изумительные признаки мудрого замысла. Его организм состоит из гармонирующих между собой органов, каждый из которых образуется из соразмерных компонентов. Каждый компонент человеческого тела состоит из многих миллионов живых клеток, которые образуются от единственной материнской клетки. В свою очередь состав каждой клетки в строго определённой пропорции и в необходимом количестве обеспечен нужными для её жизнедеятельности веществами. В качестве удивительных явлений следует назвать расположение каждого органа в самой подходящей части тела, целенаправленное функционирование каждого органа, наличие приспособлений для использования кислорода посредством лёгких и его передачи при помощи эритроцитов в крови. К ним можно добавить такие явления, как образование необходимого для организма количества сахара посредством печени, восстановление повреждённых тканей посредством образования новых клеток, борьба против микробов и других врагов посредством лейкоцитов, а также выделение разнообразных гормонов различными железами, которые играют важную роль в регулировании жизненно важных функций организма. Всё это – Его знамения!
Кем установлена эта удивительная гармония, в подробностях которой не смогли разобраться тысячи учёных в течение десятки веков?
Каждая клетка – это целенаправленная микросистема, а определённая совокупность клеток образует конкретно взятый орган, который в свою очередь является более объёмной целенаправленной системой. А совокупность подобных систем, которые строго взаимосвязаны, вместе составляют общую целенаправленную систему. Но на этом дело не кончается. Бесчисленные системы из числа одушевлённых и неодушевлённых существ образуют огромную и необъятную систему под названием Мир Природы, который в совершенной гармонии и целостности управляется посредством мудрого и единого замысла: «Таков Он – Бог [Единый]! И как же вы [можете столь сильно] заблуждаться!»[24].
Естественно, что чем больше расширяются горизонты человеческих знаний, и выявляются законы и связи природных явлений, тем больше будут открываться тайны и мудрости, связанные с творениями. Однако для чистых и непорочных сердец достаточно размышления даже об этих простых явлениях и явных знамениях.
1. Разъясните различные пути познания Бога и их особенности.
2. Что значит «простой путь познания Бога»? Каковы его особенности?
3. Разъясните целенаправленные признаки явлений.
4. Озвучьте логический вариант причины наличия гармонии.
На предыдущем занятии нами было указано, что божественные философы и знатоки калама (мутаккалимы) приводили для доказательства существования Всевышнего Бога многочисленные аргументы, которые подробно изложены в книгах по философии и каламу. Из этого количества мы выборочно рассмотрим отдельно взятый аргумент, который сравнительно меньше нуждается в предварительных разъяснениях и, будучи бесспорным, одновременно является более доходчивым. Но следует учитывать, что этот аргумент служит доказательством существования Бога в качестве «бытийно-необходимого», (ваджиб ал-вуджуд) то есть существа, реальность которого является необходимой и самодовлеющей, не зависящей от какого-либо создателя. И Его подтверждающие атрибуты (сифати субутийа), такие как знание, могущество и отсутствие телесности, а также отсутствие в Его природе времени и пространства следует доказать другими аргументами.
Существо, согласно логическому предположению, является или бытийно-необходимым (ваджиб ал-вуджуд), или бытийно-возможным (мумкин ал-вуджуд). И никакое существо не является исключением из этого предположения. Кроме того, нельзя все существа считать бытийно-возможными, так как бытийно-возможное нуждается в причине (‘иллат). И если все причины являются бытийно-возможными и, в свою очередь, нуждаются в других причинах, то ни одно творение никогда не найдёт своего реального воплощения. Другими словами, непрерывность цепи причин является невозможной. Следовательно, невольно каждая цепь причин заканчивается существом, которое не является следствием другой причины, то есть суть бытийно-необходимым.
Это самое простое философское доказательство существования Бога, которое состоит из нескольких чисто рационалистических предпосылок и ни в какой другой чувственной и эмпирической предпосылке не нуждается. Но при данном доказательстве использованы философские термины и понятия, которые следует разъяснить.
Любое суждение, столь простым бы оно не было, состоит как минимум из двух понятий (субъекта и его свойства). Например, в суждении: «Солнце светит ярко», которое свидетельствует о наличии у солнца яркости, термин «солнце» является субъектом, а словосочетание «светит ярко» – свойством этого субъекта.
Доказательство наличия свойства субъекта относится к одному из трёх состояний:
1) является «невозможным», например, при суждении о том, что «три» по своей величине больше, чем «четыре»;
2) обладает «необходимостью» (например, при суждении о том, что «два» равняется половине «четырёх»);
3) не относится к категории «невозможного», но и не обладает необходимостью, например, суждение о том, что «солнце находится над нашей головой».
Согласно логической терминологии, в первом случае суждение обладает характером «невозможности», во втором – «необходимости», а в третьем – «возможности» (в особом значении этого слова).
Но с учётом того, что философия рассуждает о бытии, и всё, что относится к категории невозможного, не будет обладать внешним бытием, философы в качестве логического предположения подразделяли бытие на бытийно-необходимое и бытийно-возможное. Бытийно-необходимое – это бытие, которое существует само по себе и ни в каком другом бытии не нуждается. Подобное бытие по своей природе является извечным и постоянным, ибо небытие какой-либо вещи в определённом временном отрезке является признаком того, что её бытие ей не принадлежит, для обладания бытием она нуждается в другой вещи, которая является причиной или условием её собственного существования. Данная вещь при отсутствии упомянутой причины исчезнет. А бытийно-возможное – это такое бытие, которое само по себе не существует, его существование зависит от другого бытия.
Данное подразделение, основанное на логическом предположении, неизбежно опровергает наличие «бытийно-невозможного» (мумтани’ ал вуджуд). Но оно не служит свидетельством того, что все существа принадлежат к одной из двух упомянутых категорий (бытийно-необходимой или бытийно-возможной). Другими словами, данное предположение верно будет в трёх случаях: во-первых, любое существо является бытийно-необходимым; во-вторых, любое существо – суть бытийно-возможное; и в-третьих, некоторые существа являются бытийно-необходимыми, а некоторые – бытийно-возможными. Согласно первому и третьему предположению, существование «бытийно-необходимого» считается установленным. Следовательно, следует рассматривать вопрос о том, возможно ли, чтобы все существа являлись бытийно-возможными или нет? Именно путём отрицательного ответа на этот вопрос существование бытийно-необходимого доказывается окончательно и убедительно, пусть даже для доказательства Его единственности и других атрибутов следует воспользоваться другими аргументами.
На этой основе для отрицания второго предположения следует к данному доказательству добавить другую предпосылку, а именно то, что принадлежность всех существ к категории бытийно-возможных – нереально. Но данная предпосылка не относится к категории очевидностей, и поэтому были предприняты попытки доказать его реальность в нижеследующей форме.
«Бытийно-возможное» нуждается в наличии причины, а непрерывность цепи причин невозможна. Следовательно, цепь причин должна завершиться существом, которое не относится к категории «бытийно-возможного» и не нуждается в причине, то есть является «бытийно-необходимым». Именно поэтому здесь возникает необходимость использования других философских понятий, которые нами должны быть разъяснены.
Если какое-либо существо нуждается в наличии другого существа, которое обуславливает каким-либо образом его бытие, то, согласно философской терминологии, данное нуждающееся существо называется «следствием» (ма’лул), а обуславливающее его существо – «причиной» (‘иллат). Однако причина может и не быть самодовлеющей и, в свою очередь, нуждаться в наличии другого существа и оказаться его следствием. Но если причина окажется самодовлеющей и не будет являться следствием иного существа, то она будет абсолютной причиной.
Итак, мы ознакомились с философскими категориями причины и следствия и с их определениями. Теперь нам следует приступить к разъяснению предпосылки, которая состоит в том, что «каждое бытийно-возможное нуждается в причине».
С учётом того, что бытийно-возможное само по себе не существует, то его бытие неизбежно зависит от реального существования другого существа или существ, ибо бесспорно, что каждое свойство, предусмотренное для какого-либо субъекта, или является само по себе, то есть по своей самости (би-з-затихи), доказанным или доказывается вследствие чего-то другого. Например, всякая вещь или сама по себе является освещённой, или освещается посредством другой вещи. И каждое тело или само по себе является маслянистым, или смазывается маслом с помощью другого тела. Невозможно, чтобы вещь, сама по себе не являющаяся освещённой или маслянистой и не смазанная маслом или не освещённая чем-то другим, была характеризована как носитель подобных качеств, то есть была освещённой или маслянистой!
Так бытийная характеристика какого-либо субъекта может быть или сама по себе (би-з-затихи