Во имя Бога Милостивого и Милосердного

Хвала Аллаху – Господу Миров!

Мир и благословение Его лучшему творению Мухаммаду и его пречистому роду!

Основополагающие убеждения и мысли составляют фундамент любой системы ценностей и идеологии, осознанно или не вполне осознанно оказывая влияние на формирование норм человеческого поведения. Следовательно, для установления и укрепления мусульманской ценностной или поведенческой системы в сердцах людей должны укорениться определённые мировоззрение и мораль, свойственные исламу, которые всегда будут корнями могущественного и благодатного дерева, постоянно приносящего добрые плоды и обеспечивающего людям счастье в обоих мирах.

Поэтому улемы[1] с самого раннего периода возникновения мусульманской религии различными путями и способами приступили к разъяснению исламской догматики. Например, знатоками калама[2] в этом направлении были написаны книги для разной категории людей. Да и в наше время с учётом новых реалий были созданы и представлены вниманию широкого круга читателей произведения, посвящённые основам религиозных убеждений. Однако эти работы были рассчитаны только на два типа людей: читателей «упрощённого уровня» (для них составлялись книги с множеством комментариев); и специалистов, способных понимать труды учёных со сложной формой изложения, труднодоступными выражениями, насыщенными научной терминологией. Следовательно, чувствовался дефицит учебников для преподавания на «среднем уровне». И вот уже много лет религиозные школы испытывают острую нужду в подобной литературе.

В связи с этим мы решили написать данную книгу, которая отличается следующими особенностями:

1. Была предпринята попытка изложения материала в строгой логической последовательности и разъяснения того или иного вопроса, по мере возможности, не откладывая его на будущее, когда будут рассматриваться другие вопросы.

2. Мы стремились воспользоваться лишь понятными и простыми терминами, избегая сложных и трудных для понимания выражений, и не прибегать к ненужной литературной вычурности в ущерб доступности изложения.

3. Для необходимого доказательства тех или иных положений мы пытались приводить достоверные и ясные аргументы, избегая излишних, а порою и недостаточно убедительных доводов.

4. Кроме того, мы решили соблюдать принцип лаконичности.

5. С учётом того, что книга рассчитана для преподавания на «среднем» уровне, мы считали также излишним использование сложной и глубокой аргументации, для понимания которой требуются специальные навыки в области философии, экзегетики или правового толкования хадисов[3] (фикх ал-хадис). Одновременно в необходимых случаях мы довольствовались вступительными разъяснениями, и, чтобы побудить у учащихся интерес к дальнейшему изучению соответствующих вопросов, делали ссылки на другие книги, в которых данные вопросы освещаются более подробно.

6. Рассматриваемые в книге вопросы подразделены на определённые занятия, с тем, чтобы каждый отдельно взятый вопрос был рассмотрен в рамках одного урока.

7. О наиболее важных моментах того или иного занятия будут сделаны необходимые упоминания в последующих уроках, что послужит лучшему запоминанию и освоению материала.

8. В конце каждой темы предлагаются вопросы, направленные на освоение и закрепление изложенного материала.

Несомненно, данная книга не лишена определённых недостатков, мы надеемся, что с использованием критических замечаний уважаемых знатоков ислама в дальнейшие её издания будут внесены необходимые поправки.

Мухаммад Таки Мисбах Йазди

Загрузка...