ВВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)

Целенаправленное развитие проблемы человеческого фактора на железнодорожном транспорте России началось в начале XX века. Так, в 1924 году А. И. Колодной была организована первая психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте. Работы сотрудников этой лаборатории позволили уже к 1929 году создать общую схему профотбора, составить психограмму 20 транспортных профессий, выработать требования и противопоказания к приему в профтехшколы транспорта. Новый подъем в развитии психологической службы на железнодорожном транспорте произошел в начале 80-х годов, когда, пытаясь на деле повысить роль человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов, главк заказал специалистам ВНИИ железнодорожной гигиены научно-исследовательскую работу по определению критериев и методов профессионального психологического отбора машинистов магистральных локомотивов.

В результате проведенной научно-исследовательской работы поставленная задача была выполнена. Но далее возникла сложность, заключающаяся в том, что указанные методики должны были быть реализованы современными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме с высокой степенью надежности.

В этот же период наряду с другими исследованиями в лаборатории психодиагностики Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ) совместно с сектором психофизиологии и профотбора ВНИИЖТа был разработан электронный прибор «Фильтр». Прибор представлял собой портативный диагностический комплекс на интегральных микросхемах. Созданное устройство позволяло измерить частоту сердечных сокращений, электрическое сопротивление кожи, тремор, критическую частоту слияния световых мельканий, реакцию на движущийся объект, оценивать временные интервалы, определять готовность к экстренному действию в условиях монотонии.

Специалисты института провели экспертное исследование локомотивных бригад магистрального движения, совершивших проезд запрещающих сигналов в локомотивных депо Алма-Ата, Чу, Мотай Алма-Атинской дороги. Было установлено, что в 25% случаев причиной проезда является психологическая профессиональная непригодность машиниста, в 45% случаев проезды обусловлены сочетанием той или иной степени психофизиологической недостаточности с объективными и субъективными причинами.

Внедрение с 1985 года на сети железных дорог профессионального психофизиологического отбора работников локомотивных бригад (указания МПС России от 31 июля 1985 г. №955у, 5 мая 1986 г. № Т-14150, 25 ноября 1993 г. №226у) позволило заметно повысить уровень безопасности движения поездов и снизить количество браков по вине человека.

Внедрение профессионального отбора работникам локомотивных бригад, а также производство технических средств для этой цели, было также предусмотрено Постановлениями Совета Министров СССР от 14.03.88 г. №336 «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте» (приказ МПС N 27Ц-1988г.) от 11 октября 90р. №1001 «О Программе технического перевооружения и модернизации железных дорог СССР в 1991—2000 годах (приказ 32Ц-1990г.)».

Среди вопросов, возникших при организации внедрения профотбора у руководителей дорог, наиболее важный, по их мнению, это законодательная его обоснованность. Поэтому, кроме вышеназванных нормативных документов, включая Постановление Правительства, МПС и ЦК профсоюза, создали еще «Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору», утвердили их Госкомтрудом СССР, ВЦСПС, Минздравом СССР в 1978 году.

Специалистов-психологов включили в штат локомотивных депо и ввели их в состав врачебно-экспертной комиссии.

В это время благодаря серьезной организаторской работе локомотивного Главка на сети дорог было создано и оснащено оборудованием около 70 психофизиологических лабораторий.

Железные дороги, за исключением Московской и Октябрьской, испытывали острый недостаток специалистов-психологов, поэтому локомотивным главком было принято решение принимать на работу специалистов, имеющих высшее медицинское или педагогическое образование с последующим экстренным обучением их практической психологии в вузах по месту жительства.

Методическое обеспечение психофизиологических лабораторий осуществляла лаборатория инженерной психологии ВНИИЖТа под руководством к. п. н. Л.С. Нерсесяна.

В программных документах МПС РФ 90-х годов большое внимание уделялось проблеме совершенствования управления персоналом (Коллегия МПС РФ «О коренном обновлении кадровой политики на железнодорожном транспорте» №29 от 27.09.95г., Коллегия МПС РФ N 12 от 19.05.97г.«О состоянии кадрового резерва железнодорожного транспорта и совершенствования уровня его подготовки». В резолюциях, принятых на этих совещаниях, отмечается, что позитивных изменений в решении вышеуказанной проблемы практически нет, а. следовательно, нет изменений и в результатах производства.

Развитие психологического обеспечения в железнодорожной отрасли, безусловно, положительно отразилось на решении рассматриваемой проблемы надежности и безопасности деятельности. Особая роль при этом отводится разработке и функционированию системы психофизиологического обеспечения на сети железных дорог.

Вопрос о создании на сети железных дорог психофизиологической службы МПС России был поставлен в 1998 г. (указание МПС России от 21 декабря 1998 г. №401у) Согласно этому документу психофизиологическая служба должна, наряду с проведением профессионального психологического отбора осуществлять и другие задачи, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности, профессиональной надежности и на сохранение здоровья работников железнодорожного транспорта. В 1999 году в целях дальнейшего совершенствования психофизиологической службы, усиления профилактической работы по предупреждению ошибок и брака в работе локомотивных бригад, улучшения качественного состава работников локомотивных депо и повышения их профессиональной надежности, необходимой для обеспечения безопасности движения поездов МПС России утвердило.«Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве федеральных железных дорог» (Утверждено указанием МПС России от 1 декабря 1999 г. №310у).

В рамках данного документа подчеркивается, что в системе мер по повышению качества и эффективности работы на железнодорожном транспорте, обеспечению безопасности движения поездов, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, рациональному использованию трудовых ресурсов, важная роль принадлежит психофизиологическому обеспечению трудовой деятельности работников предприятий железнодорожного транспорта.

Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта включает в себя:

– психофизиологический профессиональный отбор; ȣ периодическое психофизиологическое обследование;

– динамический контроль функционального состояния; ȣ расширенное психофизиологическое обследование; ȣ психологическое консультирование;

– проведение коррекционных мероприятий.

Психофизиологическое обеспечение работников осуществляется с целью обеспечения безопасности движения поездов и направлено на повышение профессиональной надежности, сохранение здоровья и профессионального долголетия работников.

В 2002 г в целях повышения эффективности работы психофизиологической службы МПС России, направленной на обеспечение безопасности движения поездов, повышение качества психофизиологического сопровождения деятельности работников локомотивных бригад железных дорог, поддержание высокой работоспособности, сохранение профессионального здоровья и долголетия работников локомотивных бригад МПС России утвердило распоряжение от 04 декабря 2002 г. №759р «О совершенствовании деятельности психофизиологической службы и системы реабилитации работников локомотивного хозяйства МПС России».

В данном распоряжении было признано целесообразным осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности психофизиологической службы локомотивного хозяйства МПС России и структуры управления этой службой. Было также утверждено Положение о психофизиологической службе и системе реабилитации работников локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения Российской Федерации и типовые штаты психофизиологических и реабилитационных подразделений локомотивного хозяйства железных дорог и центров медицинской реабилитации работников локомотивных бригад при локомотивных (моторвагонных) депо, а также типовой регламент технической оснащенности психофизиологических и реабилитационных подразделений локомотивного хозяйства железных дорог и центров медицинской реабилитации работников локомотивных бригад при локомотивных (моторвагонных) депо.

Следующим шагом в целях организации психофизиологического обеспечения, повышения работоспособности, сохранения профессионального здоровья и медицинской реабилитации работников ОАО «РЖД», связанных с движением поездов был выход в свет в 2005 году распоряжения от 24 июня 2005 г. №966р об утверждении Положения об организации психофизиологического обеспечения работников ОАО «РЖД», связанных с движением поездов. Данное Положение определяло основы организации психофизиологического обеспечения работников ОАО «РЖД», связанных с движением поездов. Согласно этому Положению, психофизиологическое обеспечение (далее – «ПФО») работников ОАО «РЖД», связанных с движением поездов осуществляется психофизиологическими подразделениями железных дорог, а также психофизиологическими подразделениями негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД». ПФО включает в себя мероприятия по психофизиологическому сопровождению профессиональной деятельности, восстановительной медицине и реабилитации работников ОАО «РЖД», связанных с движением поездов.

В 2006 г. соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 26 февраля 2006 г. №318р штатная численность психологов и психофизиологов из органов управления железных дорог и локомотивных депо была передана в состав служб медицинского обеспечения на железных дорогах.

Изменения организационной структуры потребовали разработки новых нормативных документов. В апреле 2009 г. было утверждено Положение о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» (распоряжение №712р от 6 апреля 2009 г.). Распоряжение от 24 июня 2005 г. №966р и Распоряжение от 7 июня 2006 г. №1140р были признаны утратившими силу.

В период с 2009 по 2015 г.г. был проведён ряд научных работ, по результатам которых в целях совершенствования психофизиологического обеспечения на сети железных дорог был разработан перечень методической документации для специалистов ПФО.

28 ноября 2016 г. было утверждено Положение о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» №2416р, в связи с чем Распоряжение №712 р от 6 апреля 2009 г. утратило силу.

В настоящее время основу нормативно-правовой базы психофизиологического обеспечения ОАО «РЖД» представляют следующие документы:

Федеральные законы Российской Федерации по вопросам психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»:

– Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Глава 51 статья 328);

– Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Глава 5 статья 25);

– Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Распоряжения ОАО «РЖД» по вопросам психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»:

– Указание МПС России от 01 декабря 1999 г. №310у «О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 26 февраля 2006 г. №318р «О передаче функций психофизиологического обеспечения и реабилитации работников локомотивных бригад в ведение Департамента здравоохранения»;

– «Временный порядок направления работников локомотивных бригад на восстановительные мероприятия и медицинскую реабилитацию» от 25 декабря 2008 г.;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 06 апреля 2009 г. №712р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 сентября 2011 г. №1975р «Об утверждении Порядка действия должностных лиц при отстранении работников ОАО „РЖД“ от работы по причине нетрудоспособности, снижения работоспособности, нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 сентября 2011 г. №2050р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 11 ноября 2011 г. №2427р «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

– Методика формирования групп риска работников локомотивных бригад по медицинским и психофизиологическим показателям, утвержденная ОАО «РЖД» от 1 декабря 2011 г. №330;

– Регламент участия специалистов психофизиологических подразделений и медицинских работников негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в разборе транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденный Вицепрезидентом ОАО «РЖД» О. Ю. Атьковым от 23 марта 2012 г. №105;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 3 сентября 2012 г. №1750р «Об утверждении Положения но эксплуатации автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра работников локомотивных бригад на базе комплексов КАПД-02-СТ (КАПД-01-СТ) и их модификаций»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 сентября 2012 г. №1779р «О проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров машинистов, работающих без помощника, и работников локомотивных бригад, обслуживающих скоростные и высокоскоростные поезда»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 4 августа 2014 г. №1801р «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и использованию психологических портретов на работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

– Регламент взаимодействия по организации психофизиологического обследования кадрового резерва машинистов-инструкторов локомотивных бригад от 23 октября 2014 г. №142;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 8 мая 2015 г. №1185р «Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД»;

– Методические рекомендации по профилактике утомления и сохранению профессиональной работоспособности в процессе трудовой деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» от 30 июня 2015 г. №324;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2015 г. №2882р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению психофизиологического обследования энергодиспетчеров железнодорожного транспорта»;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 28 ноября 2016 г. №2416р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

– Пособие «Действие специалистов психофизиологических подразделений при чрезвычайной ситуации» (2011 г.).

Загрузка...