В современном мире одной из центральных проблем в области консультативной психологии является проблема самооценки личности. Самооценка – это один из основных факторов, который влияет на поведение индивида, его жизнь и психологическое здоровье в целом. Самооценка личности позволяет индивиду оценивать самого себя, собственные достоинства и недостатки, модели поведения, возможности и свое место в окружающем мире. Самооценка представляет собой некую степень восприятия себя компетентным, хорошим, достойным уважения.
Внимание психологов привлекает не только проблема самооценки, но и факторы, оказывающие непосредственное влияние на ее становление. Исследователи Т.Ю. Андрюшенко, Е.А. Архипова, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон и др. в своих трудах выделили ряд факторов, влияющих на самооценку. Ее следует понимать как результат непрерывного сопоставления того, что личность наблюдает в других людях и в себе. Человек постоянно сравнивает себя с другими, оценивает себя, в результате чего формируются психологическое самочувствие как неотъемлемая часть самооценки.
Фрустрация подразумевает под собой эмоциональное состояние, которое возникает в результате субъективного ощущения непреодолимых препятствий на пути достижения целей. Если рассматривать в качестве этой цели стремление личности быть успешной, то окажется, что рассмотрение проблем самооценки и фрустрации может иметь общее основание, с позиции исследования их субъективного переживания. Многие исследователи отмечают основной фактор, занижающий уровень самооценки, – это уверенность в себе и своих возможностях. Этот же фактор является основной причиной формирования фрустрированности личности.
В жизни любого человека значение роли самооценки трудно переоценить, но при этом данный феномен недостаточно изучен. Более острым стоит вопрос об изучении связи самооценки и фрустированности детей-сирот, больных онкологией. Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на имеющие наработки в области самооценки личности, недостаточно изучен данный феномен в связях с другими психологическими феноменами, в частности, с фрустрированностью. Это является одной из причин выбора темы для более детального изучения. Второй причиной, влияющей на выбор данной темы исследования, является то, что на сегодняшний день очень мало уделяется внимания исследованиям психологического здоровья детей-сирот, больных онкологией. Несмотря на то, что за последние годы рост онкобольных детей стремительно растет, исследование психологических феноменов данной проблемы носит лишь фрагментарный характер. Исходя из вышесказанного, исследование взаимосвязи самооценки и фрустрированности детей-сирот, больных онкологией, представляется нам актуальным.
На сегодняшний день в современной психологии одной из важнейших проблем является самооценка личности. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «самооценка» раскрывается как оценка своих достоинств, недостатков и самого себя. В психологическом словаре В.В. Петровского данное понятие трактуется как оценка личностью своих возможностей, способностей, качеств, самого себя в целом и места в системе взаимоотношений с другими людьми.
Самооценка представляет собой личностное образование, которое непосредственно определяет поведение и деятельность индивида. Одновременно с этим самооценка рассматривается как автономная характеристика личности, важнейшее качество, основной компонент, который формируется в процессе активности самой личности и отражает индивидуальное своеобразие внутреннего мира.
В общем контексте формирования личности самооценка занимает ведущее место. Основными составляющими звеньями в этой роли выступают направленность личности, ее активность, возможности и общественная значимость. Самооценка является стержнем процесса самосознания, показателем индивидуального уровня его развития, а также его личностный компонент, ограниченно включенный в самопознание.
Стоит отметить, что самооценка как психологический феномен имеет основную функцию – дать возможность быть доступными для индивида результатам и мотивам его поведения, сделать понятным свой внутренний мир, осознавать и переживать его, а также оценивать самого себя и определенным образом относиться к себе. Самооценка является частью Я-концепции и относится к категориальным, феноменальным и рефлексивным «Я». По мнению Р. Бернса, Я-концепция и есть самооценка личности.
Сторонники когнитивной психологии полагают, что самооценка является самым сильным убеждением, установкой, когницией, которая формирует образ поведения людей. Самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний личности, с уровнем самооценки индивида. При этом стоит отметить, что под уровнем притязаний в данном случае подразумевается уровень образа собственного Я, проявляющегося в показателе трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Л.И. Божович считает, что личность в своих притязаниях ждет успеха не только в случае выдвижения требований к самой себе, но и при осуществлении деятельности. Притязания личности более всего отражают противоречивость или гармоничность ее натуры.
Многие исследователи отмечают, что при характеристике уровня самооценки личности важно уметь выделять адекватную самооценку. Здесь подразумевается четкое разделение от заниженной и завышенной, от неадекватной и неоптимальной самооценки. При адекватной (оптимальной) самооценке человек правильно соотносит свои способности и возможности, реально оценивает ситуации, достаточно критично относится к себе, ставит перед собой достижимые цели. Когда человек доволен собой, знает свои слабые стороны, уважает и заслуженно ценит себя, а также стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, – это показатель оптимальной самооценки. Такая самооценка является наилучшей для многих ситуаций и условий.
В случаях неоптимальной, то есть заниженной или слишком завышенной, самооценки у человека возникает ошибочное представление о себе и своих возможностях. В результате этого индивид сталкивается с сильным эмоциональным переживанием в случаях нарушения привычного представления о себе. При этом отношение к реальной действительности становится неадекватным, часто эмоциональным. Это происходит потому, что искажается восприятие реальности.
И.С. Кон утверждает, что человек с завышенной самооценкой не желает осознавать причины происходящего, которые кроются в собственной лени, ошибках, неправильном поведении, недостатке способности и знаний. В таком случае возникает эффект неадекватности (тяжелое эмоциональное состояние), который основан на устойчивом стереотипе завышенной оценки своей личности. Стоит отметить, что самооценка может быть и ниже реальных возможностей личности, то есть заниженной. Как правило, такая ситуация формирует неуверенность в себе, невозможность реализовать свои способности и возможности. Люди с заниженной самооценкой слишком критичны к себе. Они не ставят перед собой трудных задач, целей, ограничиваются обыденными, недолгосрочными планами.
Таким образом, когда самооценка человека слишком завышена или, наоборот, слишком занижена, происходит нарушение процесса самоконтроля, и как следствие, его искажение.
При завышенной самооценке конфликты возникают на почве неуважительного обращения с другими людьми, пренебрежительного отношения к ним, необоснованных и слишком резких высказываний в их адрес, проявлению зазнайства, высокомерия, игнорирования чужого мнения. Это происходит потому, что низкий уровень критичности к себе мешает человеку замечать реальность.
Основой конфликтов при заниженной самооценке является чрезмерная критичность со стороны. По мнению исследователей, люди с заниженной самооценкой очень требовательны к другим, склонны замечать и подчеркивать недостатки окружающих, не прощают ошибок и промахов.
Завышенная самооценка – это показатель наличия завышенных притязаний, с переоценкой своих сил, талантов и возможностей. Заниженная самооценка – показатель низкого уровня притязаний, появляется в снижении активности, ожидании неуспеха и неудач.
Стоит отметить, что самооценка личности тесно связана с важнейшей потребностью индивида – потребностью в самоутверждении, стремлении найти свое место в жизни, утвердиться в своих собственных глазах и в глазах общества. Самооценка личности занимает центральное место в формировании личности. Направленность личности, ее возможности, деятельность, ценности составляют ядро самооценки, которое определяет специфику работы механизма самосовершенствования и саморегуляции. Самооценка как мощнейшая когниция участвует в процессе выбора мотивов поведения и как регулятор отношений выступает между личностью и другими людьми.
Самооценка является достаточно устойчивым личностным качеством. Многие поступки, действия или бездействия непосредственно зависят от самооценки человека. М.И. Лисина утверждает, что заниженная и завышенная самооценка являются нежелательными. Исследователь аргументирует это тем, что в первом случае есть опасность становления и развития таких негативных качеств, как трудность общения с другими, безынициативность, а во втором случае – высокомерие, цинизм, нетерпимость к мнению окружающих.
Исследователи М.И. Лисина, А.М. Прихожан, В.М. Слуцкий, Н.Н. Толстых отмечают, что самооценка детей, утративших семью, рассматривается в их работах с позиции оценочного, эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов. При этом они отмечают, что в случае сформированной самооценки в Я-системе ребенка возможно социально мотивированное поведение. Самооценка ребенка формируется непосредственно через призму социализации-индивидуализации, осознания себя индивидом, частью общества. В становлении адекватной оценки себя происходит одновременно два события:
1) происходит обеспечение эффективного освоения социальных правил, норм в общении и разнообразных видах деятельности;
2) ребенок самореализовывается, самоутверждается, проявляется его индивидуальность.
Т.В. Архиреева считает, что соблюдение детьми социальных норм и правил опосредуется и регулируется непосредственно отношением ребенка к собственному поведению, которое отражает его самооценку. Если ребенок в той или иной мере нарушает нормы морали, а уровень самооценки остается прежним, то в результате этого его поведение также останется прежнем.
Дети-сироты в самооценке, как правило, ориентируются на мнение воспитателей. Раскрытие индивидуальности происходит во мнении и критике других значимых для ребенка людей. Именно оценка со стороны возможностей, способностей, знаний, места в социуме ребенка-сироты влияет на формирование его самооценки. При этом В.В. Столин акцентирует внимание на том, что социум играет ведущую роль в становлении самооценки детей, утративших семью. Ребенок оценивает себя как плохого или хорошего в зависимости от внутренней позиции, которая является условной формой мнения авторитарного взрослого. Происходит замена оценки самого себя на оценку извне, из социума (взрослых, воспитателей, преподавателей). Для детей нормы и правила демонстрируют взрослые. И в силу авторитарности взрослого происходит непосредственное внедрение мнений и оценок в сознание детей. Если в семьях в большинстве случаев происходит одобрение деятельности детей, участие и заинтересованность родителей в их жизни, то в детских домах дети не чувствуют личной заинтересованности в их жизни, одобрение происходит крайне редко, и крайне редко бывает личная привязанность взрослых к детям. В результате этого формируется соответствующее чувство собственной значимости, что также является немаловажным компонентом самооценки ребенка.