Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека (субъекта труда) в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает.
Труд в современном обществе характеризуется, прежде всего, его умственным и творческим содержанием, высокой информационной насыщенностью, в ряде случаев – экстремальностью внешних условий и рабочих ситуаций, совместным процессом деятельности и многими другими особенностями, предъявляющими высокие требования к состоянию психической сферы человека и обусловленными в своих проявлениях специфическими закономерностями психической активности и психического склада личности.
Психология профессиональной деятельности является разделом психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (социальной, дифференциальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда, системотехники, математического моделирования и т. д.).
Предметом изучения в данной отрасли психологии являются закономерности трудового процесса, личностные особенности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, содержанием, условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств, взаимоотношений объектов и явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.
Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе развития данной отрасли знания осуществляются по ряду направлений. В психолого-физиологических экспериментах изучаются свойства человека, имеющие наибольшее значение для обеспечения его работоспособности (функциональные состояния человека, психическая регуляция деятельности, функциональные ресурсы и резервы организма и психики, индивидуально-психологические различия субъектов труда и их влияние на эффективность и качество деятельности и т. д.). Инженерно-психологическое и эргономическое направления связаны с изучением вопросов построения систем «человек-машина» и проектирования операторской деятельности (исследование процессов информационного взаимодействия человека-оператора и техники, функциональной и профессиональной надежности человека-оператора, деятельности человека в автоматизированных системах управления, решение задач распределения функций между человеком и техникой и т. д.). К психолого-педагогическому направлению относятся работы по созданию системы психологической оценки уровня профессиональной пригодности человека (изучение профессиональных способностей, профессионально значимых личностных особенностей, обоснование рекомендаций по профориентации, отбору, распределению, аттестации, экспертизе специалистов, комплектованию рабочих групп и т. д.), обоснованию принципов, форм, методов подготовки специалистов (обучения, тренировки, техническим средствам подготовки, объективных показателей оценки уровня подготовленности, математическим моделям подготовки и т. д.), а также обоснованию приемов оценки и обеспечения эффективной адаптации (психологической, социально-психологической) человека к условиям и организации профессиональной деятельности. Эксплуатационное направление исследований заключается в обосновании приемов и программ психологического анализа нарушений работоспособности специалистов (причин, проявлений, последствий и их профилактики), в решении задач оптимизации режимов труда и отдыха, восстановлении нарушений функционального состояния, нормировании рабочей нагрузки, совершенствовании методов объективного контроля за состоянием операторов и т. д.
Перечисленные и другие исследования проблем психологии профессиональной деятельности являются предметом фундаментальных и прикладных работ в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, результаты которых за последние годы опубликованы в Трудах Института психологии РАН (Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова, 2004; Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева, 2008; Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1 / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева, 2009).
Анализ современных тенденций развития профессиональной деятельности, ее характера, обусловленности, влияния на формирование профессионала, развитие корпоративных процессов в межличностных производственных отношениях, в организациях и отраслях управления и производства свидетельствует о возрастании значения ее социальных аспектов. Этот процесс обусловлен увеличением числа совместных форм деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости не только между отдельными работниками, но и различными организациями, а также увеличением значимости межличностных отношений, стиля руководства, стратегий поведения в сложных производственных ситуациях, чувства доверия – недоверия, социальной ответственности и т. д. Сама деятельность, особенно экстремального и социономического характера, предъявляет повышенные требования к психологическим (социально-психологическим) качествам отдельных работников и к трудовым коллективам организаций разного уровня. Эти особенности успешного (эффективного, надежного, безопасного) функционирования групп и организаций обусловливают необходимость внимания к развитию научных исследований в области социальной психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
В настоящем сборнике научных трудов семинара «Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики» (2009, вып. 2) представлены материалы докладов и сообщений, сделанных на четырех тематических заседаниях сотрудниками Института психологии РАН и других научных, учебных и практических организаций: МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Психологического института РАО, Гос-НИИИ ВМ МО РФ, ФГУП «Эргоцентр», ГУ-ВШП, МАИ (ГТУ), ОНИЦ «Прогноз», ВНИИТЭ, ОАО «Аэрофлот», МосГУ, ОКБ им. М. Л. Миля, МАТИ (ГТУ) им. К. Э. Циолковского, КУбГУ, «Корпорации авиакосмического оборудования» (СПб), ЛИИ им. М. М. Громова, ЦПП ФНС РФ (Н. Новгород), 2 ЦНИИ МО РФ, ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского.
В первом разделе сборника собраны материалы, отражающие состояние и перспективы развития инженерной психологии, 50-летнюю годовщину которой отмечала в 2009 г. отечественная наука. В обзорных статьях дан анализ основных направлений и результатов теоретико-экспериментальных и прикладных исследований в области инженерной психологии, эргономики, психологии труда и смежных наук о человеке, осуществляемых в ИП РАН, Московском, С. – Петербургском, Ярославском университетах, ГосНИИ военной медицины и других организациях.
Проведено теоретическое обоснование зарождения и развития инженерной психологии как фундаментальной и прикладной отрасли психологической науки, ее основные феноменологические и системные признаки. Определены инженерно-психологические и социально-психологические основания решения проблемы автоматизации систем управления сложными техническими комплексами. Обоснованы положения учения о «человеческом факторе», показана его роль в процессах проектирования и эксплуатации сложных человеко-машинных систем. Отражено состояние зарубежных исследований в области инженерной психологии, эргономики и психологии труда.
Во второй раздел включены статьи, посвященные изучению и развитию профессиональных способностей, а именно определению места способностей в структуре психики, взаимодействию психических функций, способностей и личностных качеств, взаимосвязи способностей с общими и частными психологическими системами деятельности, обоснованию понятия «функциональная система способностей», дифференциации категории способностей (интеллект, креативность, обучаемость) по ее составу и критериям с позиций функционально-генетической парадигмы, развитию структурно-уровневой парадигмы способностей, соотношению категорий «одаренность» и «профессиональные способности», особенностей формирования и проявления психических, дискурсивных, лингвистических способностей в условиях глобализации культуры и социального сообщества и по ряду других вопросов.
В третьем разделе представлены материалы, касающиеся изучения духовно-нравственных основ профессиональной деятельности – особенностей зарождения и проявления духовности, гуманистической направленности и социальной зрелости у представителей опасных профессий (летчиков, космонавтов и др.); связи научного и вненаучного знания в развитии психологической науки, формирования «православно-христианского» психологического знания, перевода понятий православной традиции на язык психологии; нравственно-психологических факторов экономического самоопределения руководителя, роли профессиональной (летной) деятельности в духовно-нравственном воспитании летного состава и молодежи, особенностей религиозной самоидентификации военнослужащих.
Четвертый раздел сборника посвящен проблемам развития личности профессионала. В двух обзорных статьях рассмотрены определения основных понятий и содержание характеристик развития профессионала, взаимосвязь и взаимозависимость категорий «личность» и «деятельность», профессионализация субъекта труда, зарубежные и отечественные подходы к разработке целостной психологической концепции; изучены личностные и социальные функции идентичности в реализации профессионала, индивидуальный ресурс саморегуляции поведения субъекта, профессиональная культура как фактор развития субъекта труда, стратегии «копинг» – поведения в процессе развития личности.
В пятом разделе представлены работы, в которых обсуждаются некоторые социальные аспекты психологии профессиональной деятельности («социальная психология труда»), а именно психологические аспекты управления знаниями в группах и организациях (знания как предмет обмена между индивидами и организациями, различия между знаниями и информацией по семантическим, пространственно-временным, знаковым и другим признакам и т. д.), исторический опыт реализации высокой духовности и нравственности в предпринимательской и благотворительной деятельности московского купечества, изучение роли социального и природного факторов в детерминации психического состояния субъекта труда.
При подготовке сборника научных трудов к изданию редакторы стремились сохранить авторский стиль и логику изложения материалов, некоторые статьи по своему содержанию носят дискуссионный характер.
Данный сборник подготовлен в соответствии с планом научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Института психологии РАН по обобщению, систематизации и практическому внедрению результатов изучения актуальных проблем фундаментальных и прикладных работ в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
Заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор В. А. Бодров
Член-корреспондент РАН и РАО, профессор А. Л. Журавлев