До нас дошли аксиологические представления Фалеса Милетского, известного нам теоремой из школьного курса геометрии. В истории общенаучной мысли его роль состоит в том, что он нанёс удар по традиционному греческому политеизму8. Примерные даты его жизни (точные неизвестны) – 640/624 – 548/545 г.г. до н. э. Высшими ценностями, в его понимании, являются чистое знание, разум, мудрость. Представления Фалеса о том, что является, в его понимании, истинной ценностью, а что – нет, запечатлено в дошедшей до нас истории. Вопрошаемому согражданами, почему он бедный, если такой умный, наблюдения за звёздами однажды показали ему грядущий богатый урожай маслин. Фалес уже зимой поспешил скупить маслодавильни в Милете и на Хиосе: причём, за бесценок, так как большую цену никто не давал. А когда собрали урожай и спрос на них вырос, сдавал в аренду по высокой цене, получив тем самым большую прибыль. Таким образом, он показал, что теоретические знания принести практическую выгоду могут, но ему не это важно. Эту притчу любил повторять Аристотель, подчёркивая, что обогатиться помогло именно теоретическое знание, ведь Фалес предсказал высокий урожай маслин в результате наблюдения за звёздами9. «Лучшее – мера», – утверждал античный мыслитель10.
Можно сказать, что до нашего времени не утратили значения те ценности, которые осознавались таковыми Фалесом Милетским. Это знание, (а именно – научное знание), а также разум. Характерно для его аксиологической системы отсутствие в ней представления о богатстве как о ценности. Мирское богатство у Фалеса не просто не присутствует в перечне того, что важно. Оно блещет отсутствием, его значение определено как нулевое.