Поэзия – это выбор вероятного из существующего по критериям информативности метафор. Таково кредо, которым руководствуюсь в поэзии.
Это затрагивает всю область поновления выразительных средств, что, как и в музыке, ведет к требуемой концентрации метафорических энергий.
Выдающийся русский исследователь мыслительности П. Д. Успенский писал в начале ХХ века: «Какое-нибудь одно маленькое стихотворение может жить тысячелетия, заставляя сотни людей работать на себя. Посмотрите, сколько потенциальной энергии в каком-нибудь маленьком стихотворении Пушкина или Лермонтова. Эта энергия действует не только на чувства людей, но самим своим существованием на их волю… Несомненно, что в каждой мысли поэта заключается огромный потенциал, подобный потенциалу, заключающемуся в куске угля или в живой клетке, но бесконечно более тонкий невесомый и могущественный. Это замечательное соотношение явлений может быть выражено так, что чем дальше видимое явление от осязаемого, чем дальше оно от материи, те больше в нём скрытой силы, тем большее количество энергии оно может освободить, и тем меньше оно зависит от времени. (Успенский П. Д. Tertium Organum. Спб 1911. с 101).
Соотношение характерно для древнекитайской, древнегреческой, персидской, китайской, английской, русской, германской, испано-португальской, французской, японской поэзии.
Каждый читатель, конечно, может привести свои примеры метафорических энергий, практики их развития и обновления.
Сказанное Успенским может быть отнесено к поэзии как таковой, если сравнивать ее с иными подсистемами духовной классической культуры.
Указания на культурную сторону поэзии значимо, если сравнивать поэзию с массовоинформационнными шлягерными текстовками, коммерческой, пропагандистской потребительской метафорикой.
Рекламно-коммерческая пропаганда в своих текстах направлена на инстинктивное программирование массовых аудиторий.
За счёт упрощения смыслов, снижения культурного разнообразия она добивается влиятельных социально-психологических эффектов, делая это путем разъединения сознания и подсознания, за счёт упрощения метафор.
Культурная поэзия обращена одновременно и к сознанию, и к подсознанию, стремится к их взаимодействию.
Поэзия способностью метафорической концентрации через слово направляет внесловесные духовные формы к сложному, комбинационному историческому и прогностическому выражению.
По этому критерию поэзия может быть отнесена к мифопророческому, гимническому, философическому личному и общественному семиотическому самовыражению.
В центре самовыражения – этически и эстетически должное.
В диалогической философии – это путь Платона. Собственно в поэзии – пути Данте, Шекспира, Гёте.
Поэзия через метафоры гносеологии объединяет образы естественных и гуманитарных наук. Пример тому – Леонардо да Винчи.
В современную эпоху духовно-планетарного становления наиболее полным социальным носителем метафорических энергий является английский язык, выступающий в роли мирового межнационального и технологического выразителя научно-конструкторского и информатического мышления.
Как поэт, причастный к этому выразительному средству, через Шекспира, эзотерическую романтику Эдара По, я ощущаю особую соотнесенность английского и русского языков, которая проявляется в поисках инвариантного воплощения информационного поля, устремлённости к мыслящему универсуму.
Но это и есть сущность поэзии как выразителя личной, национальной, земной, и космической жизни.