Философский опыт поэта

Александр Иванович Аргутинский-Долгорукий родился в Москве, в 1934 году. Он принадлежит кругу, избравших литературный поэтический язык в качестве средства философского самовыражения, а философию, как метафорический знак принадлежности к Мыслящему Универсуму.

Поэтическое призвание, которое проявилось в нем с детства в связи с героикой исторических событий, он осуществляет под именем материнского рода – князей Аргутинских-Долгоруких, разветвляющих генеалогическое древо от древнеегипетского Псамметиха, персидского Артаксеркса Долгорукого, к Российским Рюриковичам и Романовым.

Призвание к философии, как и к поэзии, проявилось у него также рано, со студенческой юности, когда его назначают старостой философского кружка МГИМО (Московский государственный институт международных отношений).

Во внешнем мире, как философ и исследователь, он выступает под именем отцовского рода.

Согласно семейному архиву отцовская родовая линия ведёт начало от средневекового рыцаря Конрада Сивертсена, участника крестового похода 1088 года. Позднее потомки германского рыцаря осели в городе Реесум, с середины XVII века в голландском Амстердаме как Сиверцы ван Рейземы.(Siewertsz wan Reesema)

Ян Вильям Сиверц ван Рейзема, Александр Иванович Аргутинский-Долгорукий – таковы имена российского, европейско-азиатского мыслителя.

В первой стихотворной книге «Демиург», опубликованной в Москве в 1993 году, поэт так разъясняет функции имён: «Имена – функции мира. Язык науки – универсален, язык поэзии, как и истории, национален. Посему счёл необходимым имена отцовского рода соотнести с исследовательской деятельностью, материнского – с поэтической, связанной в моей личной истории с русским языком. В жизнетворчестве в равной степени должны сохраняться имена матери и отца.

Литературное имя Александр принял в честь князя Александра Михайловича Аргутинского-Долгорукого – своего деда по материнской линии.

Отчество – в честь другого деда той же линии – московского купца Ивана Рогожина.

Родной язык не просто душевность. Он настраивает систему смысловых ритмов и звучаний».

А. И. Аргутинский-Долгорукий / Я. В. Сиверц ван Рейзема – мыслитель высокой эйдетической (образной, метафорической) энергии.

Ему посчастливилось быть первым, кому удалось создать «Философию планетаризма» – теорию и учение, непосредственно связанные с практическим освоением космоса, становлением многопланетной цивилизации землян, раскрыть её культурно-историческую и инновацинно-прогностическую значимость.

Философию планетаризма автор истолковывает через взаимодействие естественнонаучных и гуманитарных понятий: с одной стороны, как развитие метафорических энергий, то есть энерго-информационно. С другой – духовно этически, культурно-цивилизационно, как проявление мыслительности в космической, планетно-физической среде.

В философии планетаризма, включая её поэтическую версию, автор отстаивает этику планетарных субъектов (человека, животных, растений, энерго-ресурсных, ландшафтных, культурно-исторические сущностей), необходимых для сохранения нашей планеты, как редчайшего мыслительно-энергетического проявления Вселенной.

Согласно философии планетаризма, планетарные сущности формируют судьбу нашей планеты. В этих судьбоносных отношениях они равноправные земляне.

Из постулатов философии планетаризма вытекают экологические, образовательные, социальные и мировоззренческие следствия.

Погружаясь в масштаб мышления автора, читатель как бы обязуется быть со-мыслителем, переживать планетарные ситуации как события личной исторической жизни.

Отсюда солидарность с чувственным миром автора, восприятием тревожной неожиданности его образов, с их новым лиризмом, трагическим сарказмом и уверенностью, порождаемой культурой.

Путь автора символичен. Он – воспитанник Ивановского интернационального детского дома, выпускник МГИМО, офицер военно-морского флота, научный сотрудник институтов Востоковедения и Социологии РАН.

К публикациям философских и поэтических книг приступил лишь в зрелом возрасте: первая стихотворная книга «Демиург» в возрасте 59 лет, «Философия планетаризма» – когда минуло шестидесятилетие.

К тому имелись основания.

В начале шестидесятых автор интенсивно переписывается и встречается с литераторами, поэтами. Ему писали Павел Антакольский, Эуардас Межелайтис, он многократно встречался с Л. Н. Мартыновым, Расулом Гамзатовым, во время службы на флоте дружил с Виктором Платоновичем Некрасовым, был связан в ранней молодости духовными и душевными узами с писательницей В. Д. Пришвиной, филологом, культурологом, семиотиком Ю. В. Рождественским.

Дальнейшую литературную судьбу решила встреча с критиком «Нового мира» В. Я. Лакшиным, пригласившим поэта к сотрудничеству с журналом.

Несмотря на хлопоты Лакшина сотрудничество не состоялось под давлением вышестоящей цензуры.

Лакшин сказал ему. «Не принимайте близко к сердцу. Это Вам знак. Работайте, как работали, еще более сосредоточенно и напряжённо! Энергия, направленность, масштаб Вашего таланта требуют этого. Не торопитесь с публикациями. Потом предъявите всё и сразу!»

Поэт отнесся к сказанному серьёзно.

Потом была еще одна встреча…заочная. С Юрием Владимировичем Андроповым.

На ввод войск Варшавского договора в Чехословакию поэт в дневнике откликнулся циклом стихов «Вторжение». Стихи были резкими, к печати не предназначались. Рукопись без ведома автора была доложена Андропову и с его резолюцией направлена в Институт Востоковедения.

Ю. В. Андропов сам писал стихи. Вот что было на полях рукописи. «Стихи очень интересные. С их политической направленностью категорически не согласен. Крайних мер к автору не применять! Юрий Андропов».

Это была охранная грамота для поэта и философа, принявшего защиту планетарной цивилизации в качестве верховной ценности.

Стихи цикла «Вторжение» автор опубликовал лишь в 1996 году в сборнике «Лики дня».

Но то была уже другая эпоха – побуждения, противоречия, возможности которой были предвидимы автором «Философии планетаризма».

В 1998 году Фондом «Новое тысячелетие» А. И. Аргутинский-Долгорукий был выдвинут на соискание Государственной премии.

Библиография произведений автора:

Поэтические произведения»: «Демиург», М; 1993, «Лики дня», М; 1996, «Лабиринт», М;1996, «Вольность», М;1996, «Гётеанум», М;1996, «Помпеи», М; 2000, «Музы в Хамовниках», М;

2003, «Икары и томагавки», М; 2004, «Метафоры», М; 2004


Философские исследования: «Информационный анализ социальных процессов», М.,1982, «Информатика социального отражения», М.,1989, «Мыслящий Универсум», М; 1991, «Философия планетаризма», М,1995, «Прогностические диалоги», М;1995

«Путь России» (под именем А. И. Аргутинский-Долгорукий), М;1997 «Философия планетаризма. Планетарный разум цивилизации», М; 2004

Президент Фонда «Новое тысячелетие»

Умут Кемельбекова, академик РАЕН

Загрузка...