Глава 3. Форекс в России. Особенности национальной торговли

После того, как в нашей стране некоторое время назад закрылись разом все казино и залы игровых автоматов, на улицах стало заметно больше грустных лиц. У многих забрали любимую игрушку! Ведь еще национальный классик Достоевский признавал, что не существует более волнующего занятия в мире, чем игра на деньги. Он проводил ночи в игорных заведениях во время путешествия на курорт игроманов Баден. Пытался сорвать куш на рулетке, полагая, что владеет некоей системой игры…

Классика можно понять, и ему можно посочувствовать, ведь в те времена не существовало мирового рынка Форекс.

Ныне удовольствие от игры на деньги можно получать хоть круглосуточно. И при этом не надо тратиться на поездки в казино.

Ради того, чтобы из уст профессионала узнать, имеет ли современный герой романа «Игрок» шансы не «играть», а работать на финансовых рынках, мы побеседуем с Кириллом Агеевым, руководителем направления Форекс крупного брокера.



– Кирилл, у нас с вами не простая задача. Построить нашу беседу так, чтобы не скатиться к примитивной рекламе услуг на Форекс, с одной стороны. А с другой, дать человеку, мало осведомленному в тонкостях вашего бизнеса, понимание того, куда же он направляется, если решил сделать ставку на «свои кровные» в бесконечной игре мировых валют друг с другом. Доллар против евро, йена против доллара, рубль против всех… А, скажите, профессионалы Форекс играют против своих клиентов?

– Подойдем к вопросу исторически. С середины 1990‑х годов услуги на рынке Форекс для частных лиц предоставляют не профессиональные участники, и не банки, а дилинговые центры. Иными словами, любые частные компании, решившие этим заняться. Это связано с тем, что у нас в стране до недавнего времени не было законодательства, которое до конца регулировало бы активность физических лиц на Форекс. А значит, существовала некая ниша, куда могли зайти коммерсанты с примитивной мотивацией: любой ценой нажиться на клиенте. И среди тех, кто попал к таким коммерсантам, действительно, порой бытует мнение, что дилинговые центры играют против них. Надо определить некоторые понятия, прежде, чем двигаться дальше. Что такое играть против клиента? Это означает, использовать такую схему, при которой средства частных трейдеров не выводятся на реальные торги. Делается так называемый «неттинг» позиций клиентов, и при этом компании не выгодно, когда клиенты зарабатывают. Чтобы не допустить клиентских заработков, дилер прибегает к обманным манипуляциям – «подрезает» котировки, постоянно «реквотит», создает серьезные проскальзывания на спокойном рынке. Все это, по замыслу, подталкивает клиента к потере средств. Не скрою, это есть, и к этому прибегают, как правило, новые и нечистые на руку дилинговые центры. Такие компании работают на рынке максимум пару лет, и на верхних позициях в честных рейтингах не присутствуют. Они собирают посредством недобросовестной рекламы определенную аудиторию, от которой имеют прибыль без соблюдения каких-либо моральных и деловых принципов порядочности.

В случае, например, с моим Форекс направлением ничего подобного быть не может, потому что любой крупный брокер живет по законам риск-менеджмента. В любой кредитной организации существует жесткое регулирование рисков, поэтому все позиции, все риски клиентов либо хеджируются, либо напрямую выводятся на рынок.

– Давайте поясним нашим путешествующим дилетантам, что значит «реквотить» «неттить» и «выводить риски на рынок»? Я так понимаю, что тонкая граница между добром и злом в вашем бизнесе пролегает среди довольно экзотично звучащих терминов.

– «Реквоты» – это отказ от исполнения ордера клиента по рыночной цене, то есть предложение дилером другой цены для совершения сделки. Она, как правило, отличается в худшую сторону для клиента по отношению к первоначальной. Это не показатель нечистоплотности брокера. Надо понимать, что рынок порой резко движется, и часто цена может далеко уйти за время запроса котировок для сделки. Чаще всего это вопрос долей секунды. Но в ситуации, когда «реквоты» повторяются постоянно, не позволяя трейдеру войти в рынок по желательной для него цене, стоит задуматься о правильности выбора брокера.

«Неттинг» так же не является показателем «кухни». Крупнейшие банки мира частично «неттят» позицию клиентов, когда часть из них стоят «по рынку», а часть «против». И при этом образуется нулевой уровень, взаимозачёт позиций. В такой ситуации нет смысла выводить каждую отдельно взятую клиентскую позицию на рынок. Крупный брокер в такой ситуации никаким образом не влияет на исполнение ордеров клиентов, а также на цены сделок. Недобросовестный же брокер будет пытаться сделать всё, чтобы прибыльная часть позиций клиентов сократилась и увеличилась убыточная. Здесь опять же нужно смотреть на качество дилинга, решение спорных ситуаций с брокером, его способность выплат крупным клиентам, особенно выплат прибыли. Если с этим всё хорошо, то брокеру можно доверять. Как правило, крупные брокеры не позволяют себе работать против клиента, ведь на карту поставлена репутация, накопленная годами труда.

Основные профессиональные участники, занимающиеся предоставлением услуг на Форексе, не боятся выигрышей своих клиентов. Потому что всегда хеджируют их позиции, если они малы по объему. Либо в обязательном порядке выводят сделки таких игроков на межбанковский рынок. Мелкие клиенты крупного брокера, и в самом деле, могут работать по схеме «неттинга» и никаким образом не замечать разницы. Это главный резон, почему стоит доверять только крупным именам с многолетней репутацией.

– Можем ли мы говорить о какой-то эволюции в столь щекотливых вопросах? Как ваш бизнес Форекс услуг дистанцируется от всевозможных «кухонных» дилинговых центров, создающих среди клиентов негатив?

– В 2010 году впервые прозвучало словосочетание «банковский Форекс». Сейчас им любят бравировать многие банки, на базе которых существуют специализированные подразделения. Так получилось, что я эти слова произнес первым. Сначала все улыбались по этому поводу. Дело в том, что на тот момент я строил ритейловый Форекс бизнес в одном из крупнейших банков страны. Подход принципиально отличался от всего, что было ранее на рынке: мы взяли дилинговые технологии межбанковского рынка и переложили на ритейловый, то есть встроили один бизнес в другой. Получилась гибридная схема, позволявшая работать не только с крупными корпорациями, но и с физическими лицами на рынке Форекс. Именно тогда нужно было дистанцироваться с этим ноу-хау от дилинговых центров и брокеров, поэтому я решил вывести на рынок новый тип бизнеса – Банковский Форекс. Ведь, по сути, что такое «банковский Форекс» – это масло масляное (изначально понятие «Форекс» означает «межбанковский рынок»). Но банковский Форекс представляет собой именно сервис банка, отличный от тех услуг, которые до сих пор видели трейдеры в России.

Идеальна ситуация, когда нет конфликта интересов между брокером и трейдером, а растущий депозит клиента только радует брокера. Ведь с большими деньгами растут и обороты – а это основной фактор прибыли компании профессионала. Сам принцип работы на межбанковском рынке был реплицирован на рынок Форекс услуг для частных клиентов. Как раз такую схему взаимоотношения с клиентами можно реализовать, если в составе финансовой группы имеется и брокер и Банк, обладающий развитой инфраструктурой для запуска быстрого и эффективного дилинга.

Направление Форекс услуг, которым я руковожу, может легко вывести средства клиентов на рынок, потому что у нас более 10 контрагентов – поставщиков ликвидности, с которыми мы каждый день заключаем множество контрактов. Встроить в эту систему ритейловый Форекс несложно.

– Для покупателей услуг брокера на Форекс значение имеет размер. То есть цена вхождения. Как замечено еще у Шекспира: «Чтобы сотворить добро, вначале надо совершить немного зла…» Переведя метафору на язык гуманизма, хочу спросить про «немного зла», а точнее про наценки брокера для клиента прежде чем он получит «добро» на сделку. Бытует мнение, что частного трейдера обкладывают явными и скрытыми комиссиями, при которых выиграть почти ничего не удается. Так ли это?

– На Форекс заработок профессионала, то есть брокера – это спрэд, разница между ценой покупки и продажи. И в самом деле, не всегда заявленные брокерами спреды отражают действительность. Нужно понимать, что брокер, как посредник на рынке, передаёт клиенту цену со своей надбавкой, так называемым mark up. Поэтому, если брокер предлагает нулевой спред или близкий к нулю, нужно опасаться, что это просто рисованные котировки или же не более, чем рекламная уловка. У кого больше контрагентов, быстрее каналы связи, развитая серверная инфраструктура во всех финансовых центрах мира, тот и имеет наилучшие предложения по цене. Я могу гордиться тем, что в силах предложить клиентам самое выгодное предложение цены на рынке, благодаря дилинговой инфраструктуре. Этим и отличается Форекс настоящих профессионалов – мы можем предложить клиенту лучшие цены.



1. Система «Aggregator» получает котировки от нескольких контрагентов (провайдеры ликвидности);

2. Система агрегирует потоки и отправляет единый поток с лучшими ценами (best bid\offer + Markup) клиентам в MetaTrader;

3. Клиент совершает мгновенную сделку: BUY 1 lot EURUSD в MetaTrader по цене, которую он видит на экране;

4. MetaTrader через «Aggregator» отправляет запрос, например, в UBS на совершение сделки BUY 100 000 EURUSD;

5. Провайдер ликвидности подтверждает сделку на заданный объем по заданному инструменту;

6. «Aggregator» дает подтверждение сделки клиенту в MetaTrader.


«Aggregator» – верхнеуровневая система, агрегирующая несколько потоков котировок от различных провайдеров ликвидности;

«Markup» – фиксированная величина в пунктах (прибыль брокерской компании), добавленная стоимость к ценам от контрагента;

«MetaTrader» – клиентский торговый терминал для совершения торговых операций.

Если говорить о скорости совершения сделок в системе, то она варьируется в пределах 50 миллисекунд, что незаметно для клиента. Высокотехнологичная инфраструктура имеет торговые сервера, напрямую соединённые с основными поставщиками ликвидности во всех финансовых центрах мира.

Профучастники рынка Форекс могут предлагать лучший спрэд, потому что у них есть множество поставщиков ликвидности, контрагентов по сделкам. У нас это крупнейшие банки мира. Сформированная средняя цена от контрагентов передается непосредственно клиенту. Профучастник просто надбавляет на эту цену свой mark up, что и является комиссионным доходом. Клиент совершает сделки, и брокер имеет этот mark up. Чем больше сделок производит трейдер – тем больше компания зарабатывает. Соответственно, мы заинтересованы в том, чтобы клиент не терял свои средства, а зарабатывал, чтобы у него был большой счет и возможности для совершения сделок.

– А теперь я хотел бы от торговых серверов перейти к «мольберту» и попытаться несколькими штрихами набросать портрет частного трейдера на вашем рынке. Скажите, Кирилл, Форекс трейдер – это звучит гордо?

– Сфера услуг на рынке Форекс в России настолько развита на сегодняшний день, что начать торговать может практически любой человек, у которого есть $10. Я пятнадцать лет работаю в отрасли и могу утверждать, что какого-то обобщенного портрета для Форекс-трейдера здесь нет. Это может быть любой человек, у которого есть свободные денежные средства. Если говорить о моей позиции, то мне интересны клиенты, для которых торговый капитал – это не последние деньги, а средства, которыми они могут рискнуть. Анализируя нашу клиентскую базу, несложно понять, что в основном частные трейдеры – это люди от 25 лет, преимущественно мужчины.

– Часто возникает вопрос, что такое торговля на рынке Форекс: игра, хобби или работа? Как часто нужно заниматься сделками, чтобы что-то заработать?

– Дело в том, что большинство трейдеров имеют какую-то постоянную работу, а торговлю ведут в зависимости от своей стратегии. Существует, к примеру, среднесрочная стратегия: когда занимаешь определенную валютную позицию и держишь ее несколько месяцев. Разумеется, есть и оборотная сторона – краткосрочная торговля. Ведь Форекс – очень волатильный рынок, и здесь всегда можно найти шансы к сделкам на продажу или на покупку в направлении локальной волатильности. Это вполне оправданно, поскольку каждый день в мире что-то происходит. Что-то важное для той или иной валюты. Нужно владеть такой информацией, уметь проводить анализ, прежде чем начать торговлю. По опыту нашей компании можем сказать, что 80 % клиентов торгуют именно «интрадей», то есть краткосрочно. Для этого есть все необходимые инструменты: достаточно иметь простейший смартфон с минимальным доступом в интернет – и у вас появится возможность анализировать графики валют и акций в режиме реального времени, открывать и закрывать позиции, просматривать отчёты по собственной торговле. Всё это возможно, благодаря мобильному приложению. Так что торговать трейдер может круглосуточно, ну а сколько времени на это потребуется – решать ему. Например, на рынке есть так называемые скальперы, которые открывают-закрывают сделки размером в несколько пунктов, пытаясь просто «схватить» небольшую разницу над спрэдом и заработать.

Загрузка...