Глава 1. История возникновения и этапы создания института адвокатуры в России

1.1. Адвокатура в дореволюционный (монархический) период государственного устройства

Адвокатура, как правозащитный институт, известна российскому праву достаточно давно и об этом написано множество научных работ[3].

Поскольку до 15 века в России существовал так называемый «принцип личной явки», то впервые о судебном представительстве (правозаступничестве) упоминается в законодательных актах 15 века – Псковской и Новгородской судных грамотах, в которых предусматривалось, что обязанность судебных представителей, кроме родственников тяжущихся (Новгородская судная грамота – ст. 16, 17, 18[4]), могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью (Псковская судная грамота – ст. 68, 69[5]).

Это было обусловлено тем, что для грамотного ведения дел в суде необходима была специальная подготовка, поэтому лица, не обладающие этой подготовкой, были вынуждены непосредственно обращаться за помощью к специалистам в области права. Однако, согласно Псковской судной грамоте, приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Напротив, в отличие от Псковской, по Новгородской судной грамоте поверенного могло пригласить любое лицо (ст. 5).

Помимо родственного представительства, в указанный период возникли также и наемные поверенные, которые именовались ходатаями по делам, стряпчими, которые просуществовали до 19 века в связи с возникновением института присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах.

Одну группу лиц составляли так называемые «естественные представители», а другую – «наемные представители», из которых впоследствии постепенно создавался институт профессиональных поверенных (пособников и наймитов).

В дальнейшем, с принятием Судебника 1497 года[6] в ст. 36 предусматривалось, что в случае, если истец или ответчик сами не являлись в суд, то они имели право прислать вместо себя поверенных.

В следующем принятом Судебнике 1550 года, в ст. 13 было закреплено не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и установлены определенные правила для проведения т. н. «поединка»[7].

В Соборном Уложении 1649 года институт наемных поверенных упоминается как законодательно закрепленный (ст. 108 Уложения[8]).

Однако, правовое регулирование этого разнообразного представительства (стряпчества) в этих актах отсутствовало.

До Судебной реформы 1864 года адвокатура существовала как адвокатура в Западном крае Российской империи (со второй половины 18 века до первой половины 19 века) и как адвокатура в виде присяжных стряпчих при коммерческих судах (до упразднения коммерческих судов в 1917 году).

В западных губерниях Российской Империи (девять губерний западной части европейской России – 6 белорусских и литовских (северо-западный край) и 3 украинских (юго-западный край) адвокаты осуществляли свою профессиональную деятельность при главных (губернаторских), низших (уездных и городских) судах и при судах духовных.

Сам институт адвокатуры был организован и действовал на основе польских конституций 1726 и 1764 годов и литовского Статута[9] до 25 июня 1840 года, когда действие российских гражданских законов было распространено на эти западные губернии[10] и место адвокатов заняли общие для всей Российской Империи поверенные.

Начиная с 14 мая 1832 года поверенными по делам между частными лицами могли быть только лица, внесенные в Список присяжных стряпчих. Для внесения в Список присяжных стряпчих при коммерческом суде лица, желающие быть присяжными, должны были подать в суд прошение, аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства по их усмотрению[11].

По результатам рассмотрения представленных документов суд либо допускал претендента к хождению по делам, внеся его в список, либо отказывал ему без объяснения причин. Стряпчие не имели государственного содержания и получали гонорар от своих верителей по предварительной с ними договоренности.

Параллельно существовала также т. н. «подпольная» или «уличная» адвокатура, которая часто давала консультации непосредственно на улице, в кабаках, которая, в основном, состояла из ябедников, которых В. О. Ключевский обоснованно называл как истцов, добивающихся принятия решения любыми не правовыми способами, при помощи «судебных хитростей»[12][13].

Очередным этапом развития российской адвокатуры является принятие Судебных Уставов 1864 года, подготовка которой началась в первой половине 19 века. В частности, 8 сентября 1858 года начальник второго отделения имперской канцелярии граф Н. Д. Будалов представил императору Александру II доклад на тему «Об установлении присяжных стряпчих», который в основном содержал предложение об учреждении института адвокатуры[14].

По рекомендации императора Александра II в 1861 году Н. Д. Будаловым была образована комиссия, результатом работы которой стало принятие «Основных положений преобразования судебной части в России»[15], которые явились основой Учреждения судебных установлений, принятых в ходе судебной реформы 20 ноября 1864 года, согласно которым впервые в России была учреждена адвокатура (присяжные поверенные).

Организационно-правовая деятельность присяжной адвокатуры была посвящена целая глава вторая «О присяжных поверенных» (ст. 353–406) Учреждений судебных установлений[16].

Согласно данных норм присяжные поверенные должны были состоять при судах для оказания содействия лицам, обратившимся к ним за юридической помощью.

Также согласно ст. 354 Учреждений судебных установлений, присяжными поверенными могли быть лица, обязательно имевшие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, или о выдержанных экзаменах по таким наукам, либо прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения о производстве судебных дел, либо состояли не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.

При этом были введены правила, согласно которым лицо не могло быть допущено в присяжную адвокатуру. Так, присяжными поверенными не могли быть лица, не достигшие двадцатипятилетнего возраста; иностранцы; граждане, объявленные несостоятельными должниками; состоящие под следствием или осужденные.

Созданная, таким образом, присяжная адвокатура[17] должна была осуществлять свои функции на принципах:

– совмещении правозаступничества с судебным представительством;

– относительной свободе профессии;

– отсутствии связи с магистратурой;

– отчасти сословной организации, а отчасти дисциплинарной подчиненности судам;

– определении гонорара по соглашению[18].

Однако, введение в действие судебных уставов установило явно недостаточное количество присяжных поверенных, что вынудило органы власти в мае 1874 года наряду с присяжной адвокатурой учредить и институт частных поверенных для участия в судопроизводстве по гражданским делам. Согласно ст. 406.1–406.19 Судебного учреждения, в Своде Законов 1892 года[19] претендентам требовалось получить особое свидетельство, выдававшееся судами, где непосредственно он осуществлял ходатайство по делам.

В 1885 году при Министерстве юстиции была образована специальная Комиссия, которая предприняла попытку подготовить новое законодательство в области судопроизводства, которая была продолжена в 1890 году под председательством М. В. Красовского, когда был разработан проект, опубликованный в 1892 году в «Юридической газете» и направлен в декабре 1893 года в Государственный Совет. Однако данный проект в силу определенных обстоятельств не был рассмотрен.

1.2. Адвокатура в послереволюционный (республиканский) период государственного устройства

История развития российского государства свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени до недавних времен в силу разных политических обстоятельств правовое значение института адвокатуры принижалось, в результате чего адвокатура не имела качественного законодательного регулирования, что негативно сказывалось на защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Так, после известных октябрьских событий 1917 года новой российской революционной властью был принят Декрет СНК «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 года, согласно которому присяжная адвокатура упразднялась[20]. Несмотря на то, что некоторые юридические учреждения должны были создаваться и функционировать на революционных принципах, для присяжной адвокатуры в новом государстве место не предусматривалось вообще.

В результате подобной «реформы» адвокатуры занятие адвокатской деятельностью вновь становилась свободной профессией, что соответствовало ее прежнему статусу до 1864 года[21].

Для адвокатуры период с ноября 1917 года по май 1922 года можно охарактеризовать как тяжелый переходный период[22]. Необходимо признать, что революционная новая власть с помощью «диктатуры пролетариата» привела к уничтожению российской так называемой «буржуазной» адвокатуры, забвению лучших ее традиций. В результате диктатуры многие присяжные поверенные были уничтожены физически, другие умерли от болезней, находясь в концентрационных лагерях, оставшиеся на свободе были лишены права выступать в судах. Так, за период гражданской войны численность адвокатов в России (которые, в основном, сражались в рядах Белой армии) сократилась с 13 тысяч в 1917 году до 650 в 1921 году[23].

Вот как выражал свое отношение к адвокатам В. И. Ульянов-Ленин еще в 1905 году: «Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение… лучше адвокатов бояться и не верить им…»[24]. Этими словами Ульянов-Ленин (сам будучи помощником присяжного поверенного) определил отношение партии коммунистов, и, следовательно, государства, к институту адвокатуры на долгие годы.

Первым официальным актом новой власти, который содержал попытку создания новой советской адвокатуры явилась Инструкция о революционных трибуналах от 19 декабря 1917 года[25].

Проблемы поиска организации «новой» адвокатуры привели к тому, что 30 ноября 1918 года органами революционной власти было принято Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе[26].

В январе 1918 года Комиссариат юстиции разработал новый проект закона, который был принят как часть Декрета «О суде» № 2, учреждающий коллегии правозаступников, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты.

В дальнейшем 11 мая 1920 года Совнаркомом было принято Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому в трехдневный срок, после опубликования данного постановления, указанные лица обязаны были зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Лица, не зарегистрированные в указанный срок, считались дезертирами и карались судом. Таким образом, деятельность адвокатов заменялась формой трудовой повинности[27].

Позднее в июне 1920 года на третьем Всероссийском Съезде работников юстиции было принято решение о внесении изменений в Положение «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 года, в соответствии с которым коллегии защитников и обвинителей были заменены системой периодического привлечения юристов к ведению дел[28].

Новой революционной властью ознаменовалось также принятие 21 октября 1920 года ВЦИК дополнений к Положению «О народном суде РСФСР»[29], что повлекло за собой полное окончательное уничтожение существующего подобия адвокатской корпорации и, как следствие, появление в государстве подпольной адвокатуры.

В связи с тем, что сложившееся положение явно не устраивало новую революционную власть, поскольку давала возможность людям обращаться к профессионалам – бывшим присяжным поверенным, которые данное право иногда использовали для того, чтобы с судебной трибуны дискредитировать новый революционный строй и не обеспечивало потребность в юридической помощи[30], на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции (26–30 января 1922 года), комиссар юстиции Д. Курский был вынужден определить перспективу дальнейшего развития адвокатуры: «либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика»[31], в связи с чем была предложена для обсуждения реформа по созданию «новой» адвокатуры.

Спустя четыре месяца 25 мая 1922 года было принято Положение «Об адвокатуре»[32]. Однако, в связи с тем, что в нем лишь в общих чертах говорилось о вновь создаваемых коллегиях защитников, Народным комиссариатом юстиции СССР 5 июля 1922 года было принято другое, более конкретное Положение – «О коллегии защитников», согласно которому коллегии защитников должны были образовываться в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру[33].

В целях установления контроля за деятельностью адвокатской корпорации изнутри, новая революционная власть стала вводить в состав коллегий коммунистов, которые только формально числились адвокатами и вступали в коллегию лишь для того, чтобы занять в ней руководящие посты.

Проект нового закона об адвокатуре был подготовлен в конце 1934 года (который в итоге так и не был принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась и частная практика[34].

Положение об адвокатуре 1939 года стало «образцом» для всех последующих законов об адвокатской корпорации[35]. Так, согласно этому Положению, адвокатам запретили сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило их выбирать между работой в госструктуре и работой в адвокатуре.

Не регулировались также Положением и вопросы оплаты адвокату за оказание им юридической помощи, которая должна была производиться на основании Инструкции, утвержденной приказом № 85 Народного комиссариата юстиции СССР от 2 октября 1939 года[36]. Впоследствии Народным комиссариатом юстиции СССР было издано несколько актов, в которых разъяснялись отдельные вопросы оплаты юридической помощи[37].

Контроль за организационной деятельностью адвокатуры со стороны госорганов был передан Народному комиссариату юстиции СССР, республиканским Народным комиссариатам юстиции и региональным управлениям НКЮ, которые кроме осуществления надзорных функций и роли последней, вышестоящей инстанции при решении вопросов приема в адвокатуру и численного состава адвокатских объединений и профессиональной дисциплины, периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.

В дальнейшем, 23 апреля 1940 года была утверждена Инструкция НКЮ СССР № 47 о порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов[38], согласно которой принятые в коллегию стажеры должны были проходить практику в течение одного года и в случае ее успешного прохождения президиум коллегии адвокатов мог перевести стажера в число членов коллегии адвокатов. При этом Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало также право исключения принятых в коллегию адвокатов.

Из этого следует, что госорганы юстиции осуществляли постоянный контроль за приемом новых членов в адвокатское сообщество.

Анализ организационного устройства «новой» адвокатуры в период после 1917 года свидетельствует о том, что:

1) существовавшая ранее – в период действия Судебных уставов 1864 года, как в достаточной мере самоуправляемая организация, адвокатура в значительной степени потеряла это важное свойство в советский период;

2) проведенные в этот период «реформы» адвокатской корпорации были направлены не на усовершенствование этого важного в государстве правозащитного института, а преследовали цель создать управляемую органами государства структуру, вписывающуюся в новый общественный и государственный порядок.

В дальнейшем, в пятидесятых годах 20 века был осуществлен ряд шагов, свидетельствующих о более либеральном взгляде государства на адвокатуру, в результате чего в период с 1960 года по 1962 год союзные республики, в том числе и РСФСР, принимают новые Положения об адвокатуре[39].

Согласно ст. 1 данного Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной формой которой были лишь юридические консультации.

Следующим шагом явилось принятие Постановления Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года, которым была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, другим организациям[40].

Однако это не изменило самой сути и принципов деятельности адвокатуры, поскольку по основным вопросам жизни и деятельности адвокатуры, государство продолжало осуществлять жесткий контроль, несмотря на то, что коллегии адвокатов уже имели систему самоуправления, включающую несколько органов:

– общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов

– президиум коллегии адвокатов

– ревизионную комиссию.

После принятия в декабре 1970 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР совместного постановления «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве»[41], на адвокатура была возложена обязанность обеспечения правового обслуживания предприятий, учреждений, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.

В связи с принятием в 1977 году Конституции СССР, в нее была включена статья 161, в которой говорилось об адвокатуре, после чего 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР «Об адвокатуре»[42].

На основе данного Закона 20 ноября 1980 года было принято Положение об адвокатуре РСФСР[43], которое действовало до принятия нового Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года[44].

В настоящее время в истории адвокатуры России наступила новая эпоха, когда профессиональная адвокатская деятельность осуществляется в рамках данного Федерального закона в полном соответствии с нормами международного права.

Рекомендуемая литература

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Астапенко М. П. Очерки истории адвокатуры Дона. Ростов на Дону. 2000.

Бойков А. Д. Адвокатура в России в условиях судебно-правовой реформы. Сборник научных трудов НИИ Генеральной прокуратуры РФ. М., 1997.

Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. СПб., Книжный магазин Мартынова. 1893.

Винавер М. М. Очерки об адвокатуре. СПб. 1902.

Власов А. А. Проблемы реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. № 1. М., 2012.

Гаврилов С. Н. Адвокатура в Российской Федерации. Учебное пособие. М., Изд. Юриспруденция, 2000.

Декрет СНК от 24 ноября 1917 г. «О суде». СУ. 1917. № 4. Ст. 50.

Невядомский Д. Вечные вопросы адвокатуры. По поводу «этюда по адвокатской этике» гр. Джаншиева. М., 1886.

Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. СПб., 1911.

Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа в России. Воронеж. 1989.

Новгородская судная грамота. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М., Изд. МГУ. 1994.

Псковская судная грамота. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М., Изд. МГУ. 1994.

Судебник 1550 года. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Ю. П. Титова. О. И. Чистякова. М., Изд. МГУ. 1994.

Соборное Уложение 1649 года. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М., Изд. МГУ. 1994.

Литовский статут 1529 года. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М., Изд. МГУ. 1994.

Загрузка...