Глава 1. О мире дизайна

1.1. Мир модной индустрии

Индустрия моды, или, по-другому, мир fashion-дизайна – это огромная отрасль, которая имеет большое влияние на повседневную жизнь людей. По своей структуре она похожа на айсберг. То, что находится у всех на виду, – это верхняя маленькая часть, гламурно красивая и напудренная, являющая собой идеалистическую картинку. Мы видим ее в телешоу, социальных сетях, журналах, плакатах и просто на улицах. Многие в этом активно участвуют – блогеры, трендсеттеры, любители моды, но мало кто себе отдает отчет, что это только верхушка, а на самом деле есть подводная часть, которая и составляет основу бизнеса, где происходят производственные процессы и благодаря которой вся эта машина функционирует. Данная книга посвящена этой загадочной и многогранной части, в ней раскрываются внутренние особенности индустрии, а также разбирается, что должен знать, понимать и уметь дизайнер одежды, который решил сделать моду своей профессией.

Что же составляет верхушку айсберга? Во-первых, это магазины и бутики, которые можно найти практически везде: Zara, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, H&M, Chanel, Christian Dior, а также многие другие. Приведенные бренды относятся к разным ценовым категориям, рассчитаны на различную целевую аудиторию, но при этом они схожи тем, что находятся на слуху, и многие люди о них знают. Это и есть особенность модной индустрии, что она ярко видна большим массам людей. Во-вторых, социальные сети, такие как Instagram (запрещенная в РФ организация), который является одой модной индустрии.

В-третьих, популярные телешоу – как правильно одеваться, битвы дизайнеров, шоу супермоделей и другие. Следующим пунктом нужно добавить глянцевые журналы, которые хоть и сбавляют обороты, но все равно еще остаются популярными. Сюда можно отнести практически любые соприкосновения с миром моды обычных людей, которых происходит много, каждый день, вне зависимости от того, делаете вы это специально или нет. Информация, визуальный ряд и образы сами вас догоняют.

Совсем по-другому обстоят дела с внутренними процессами. Они не выставляются напоказ, потому что в них намного меньше романтики, нет той идеализированной гламурной картинки.

Внутренняя часть – это отлаженная машина с четкими производственными процессами, где каждый человек исполняет свою функцию. Здесь вы найдете полный набор компетенций: разработка, производство, логистика, юриспруденция, бухгалтерия, работа с кадрами, маркетинг, торговля, управление и многое другое.

Некоторые ошибочно считают дизайн и одежду баловством для девочек – бантики, рюшечки и стразы. В моей практике был случай: я училась по программе MBA, и мы представились друг другу, рассказывали, кто чем занимается и в какой отрасли работает. Я рассказала, что работаю как дизайнер одежды, и увидела снисходительные улыбки – девочка играет в тряпочки, не то что мы – банкиры, фармацевты, нефть, газ и прочие другие уважаемые денежные отрасли. Пришлось данный миф развенчать. Сделала я это очень просто – рассказала несколько фактов. Хочу, чтобы вы тоже на них взглянули.

Амансио Ортега в июне 2012 года был признан агентством Bloomberg богатейшим человеком в Европе с состоянием более 39,5 миллиарда долларов США. С 2013 года он входит в тройку самых богатых людей мира по версии журнала Forbes. На июль 2017 года состояние Ортеги составляет 83,3 миллиарда долларов. В августе 2017 года состояние Амансио Ортеги составило 85 миллиардов, тем самым он возглавил рейтинг богатейших людей в мире по версии Forbes.

Почему я говорю об этом человеке, когда мы с вами говорили о модной индустрии?

Практически все вы знаете о его бизнесе, как минимум вы о нем слышали. Но имя вам ни о чем не говорит. Этот очаровательный испанец – основатель компании Inditex. Компания владеет брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius, Tempe, Lefties и Uterque. Именно он основал и вывел на небывалый уровень бренд Zara, и ему мы обязаны внедрением бизнес-модели fast fashion, когда происходит постоянная сменяемость сезонов, а цикл разработки предельно сжат. Годовой доход компании составил 25,336 миллиона евро в 2017 году. Inditex является публичной компанией, и любой желающий может зайти и посмотреть финансовые отчеты на их официальном сайте. Информация находится в открытом доступе.

Думаю, что по этим цифрам понятно, что ни о какой игре с тряпочками речь не идет. Это огромная компания с миллиардными оборотами, в которой четко выстроена структура и отлажены процессы.

Еще одно интересное исследование, проведенное в США, показывает влияние одежной отрасли на жизнь простого человека. Подсчитано, что американцы тратят на одежду около 3,8 % своего дохода, что эквивалентно примерно $ 1700 на человека. Американка за свою жизнь покупает приблизительно 3000 предметов одежды, из них 271 пару обуви, 185 платьев и 145 костюмов.

Надеюсь, вы смогли оценить глубину и масштабность скрытой части. Здесь есть где развернуться и чем заняться.

1.2. Что должен уметь дизайнер

За последнее время модная индустрия претерпела серьезные изменения. Так, в двадцатом веке нормой считалось создание двух коллекций. В то время появились и активно развивались такие модные дома, как Christian Dior, Chanel, Valentino, Prada, Balenciaga, Yves Saint Laurent и др. На подиум выводилось две коллекции в год, которые отражали настроение сезона, а также задавали тон моде. Сегодня благодаря Амансио Ортега мы имеем модель fast fashion, и большинство марок массмаркета работают именно по этой стратегии. Ее сутью является частая сменяемость сезонов, не два в год, как было прежде, а 32 или больше.

Представьте, если раньше нужно было раз в полгода показать какой-то новый дизайн, то теперь у вас каждые две недели происходит обновление, соответственно, скорость внутри индустрии поменялась, поменялись и ее процессы, изменились отношение и подход. В связи с этим к специалистам выдвигаются новые требования. Это видно не только в дизайне, но и в других сферах. Данному изменению также способствует повсеместная компьютеризация и распространение Интернета.

В дизайне одежды процессы планомерно переходят в электронный формат. Все еще требуется рисунок от руки и навыки композиции, но вы, скорее всего, будете работать на компьютере. В крупных фирмах электронный документооборот уже отлажен, в мелких идет повсеместное внедрение. Начиная от чатов и почты, заканчивая САПР для конструирования и онлайн-конференций.

Дизайн одежды многогранен, не только с точки зрения того, что вы видите, но и с точки зрения подхода к самому процессу. Это может быть хобби, когда шьете какие-то интересные вещи для себя и знакомых, создаете уникальные принты на футболках, вручную собираете украшения.

Возможно, вы даже окончите курсы и пройдете мастер-классы, которые раскроют вам секреты и технологии изготовления. Прекрасный вариант проведения досуга и выплеска своей творческой энергии.

Если же вы позиционируете себя как профессионал и пытаетесь данным умением заработать, то и подход у вас будет совершенно другой. Здесь будет играть роль место, где вы работаете – маленькое ателье или большая фирма, частная практика дома либо высокое шитье от-кутюр – это разные системы и подходы.

Можно обозначить общий список компетенций, который будет требоваться от профессионального дизайнера одежды, он может сокращаться или увеличиваться, но основные пункты будут следующие:

• основы композиции;

• основы рисунка;

• владение цветом;

• знание технологий (ткани, трикотаж, принтование и др.);

• знание материалов;

• швейные технологии;

• конструирование;

• моделирование (наколка);

• владение программами (Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDRAW и др.);

• создание эскизов;

• создание технологической документации;

• владение технологиями (фотография, сканирование);

• умение создавать темы и настроения;

• вкус и чувство стиля;

• знание тенденций и трендов;

• социальные сети – XXI век, без них никуда;

• умение организовать процесс производства;

• владение языком, как минимум английской терминологией;

• умение создать свой личный бренд и продать себя, пусть даже как наемного сотрудника.

К сожалению, многие недооценивают важность технологической части, но именно она помогает создавать эскизы и изделия, которые становятся удобными и «носибельными» элементами гардероба, чтобы в момент идеи вложить возможность реализации.

В Советском Союзе были очень четкие ОСТы, как что обрабатывается и какие строчки для каких узлов и материалов используются. В современном мире все более лояльно, есть нормы в государственных сферах, таких как военная и медицинская промышленность. Если же мы говорим о мире fashion – там правила нарушаются в сторону того, что модно и актуально. Могут использоваться вывернутые или необработанные швы, которые классический технолог воспримет как полный кошмар. Появляются новые технологии и материалы, например, в Италии разрабатывают возможности склейки полотен специальным образом, чтобы создавать безниточные изделия, не только из синтетических материалов, но и хлопковых. Норм и стандартов по применению данной технологии пока просто нет.

Вы можете работать в крупной фирме и выполнять только художественный функционал или работать как дизайнер-модельер-конструктор, здесь будет необходимость конструировать самостоятельно.

Есть две группы программ:

1) графические редакторы растровой и векторной графики типа Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW. Они созданы для работы с изображениями, в них работают дизайнеры. Встречаются случаи конструирования в векторных редакторах, но это делать неудобно, для этого есть другие программы;

2) специализированный конструкторский САПР: «Грация», «Автокрой», «Графис», «Ассоль», «Комтенс», «Леко», САПРО, Lektra Systems, Gerber Technology и др.

Если у вас возникает потребность, помимо дизайна, еще и в конструировании, то вам нужно изучить специальный софт. Какой – зависит от вас. Появляются программы для 3D-моделирования, типа 3Dclo, которые объединяют в себе дизайн и моделирование, при этом вы получаете сразу эскиз в 3D-формате и готовые лекала.

Отдельно хочется отметить маркетинговую составляющую, которая сейчас нужна абсолютно любому специалисту в любой отрасли. Это умение создавать свой личный бренд и продавать свои услуги, даже если вы собираетесь работать как наемный сотрудник. Не все воспринимают этот пункт как должное. В результате может возникнуть неоцененность или низкая востребованность, не за счет низких компетенций, а просто в силу того, что вы не можете их красиво представить и о вас мало кто знает.

Как видите, список компетенций достаточно внушительный. Поэтому обучиться на коротких курсах и погрузиться в серьезную работу не получится. Нужен глобальный, системный и фундаментальный подход.

Не все пункты данного списка необходимо делать своими руками, вы можете работать в команде и дополнять компетенции друг друга. То есть если я говорю про пошив, это не значит, что вы сидите за швейным оборудованием сами, хотя встречается и такое. При этом вы должны уметь объяснить и донести свою идею до исполнителя.

Еще один пункт, вызывающий жаркие споры: должен ли дизайнер уметь рисовать. В российской системе образования ответ однозначный – должен. Как результат – программы по обучению дизайну одежды содержат два года академического рисунка и живописи. В западных странах акцент смещен на создание креативной идеи, имиджа, при этом рисовать учат в меньшей степени. Работают оба подхода. Если вы выступаете как создатель фирмы, креативный директор, то ваша задача транслировать свое видение и идеи, при этом необязательно выполнять работу руками, вы можете нанять себе для этого специально обученного специалиста. Если же вы планируете свой путь в большой компании, то как минимум умение рисовать технические эскизы от вас потребуют.

Чтобы подтвердить свои наблюдения, я провела небольшое исследование и ознакомилась с публикуемыми вакансиями. Практически все приведенные мною пункты как необходимые компетенции встретились в вакансии «дизайнер одежды», они иногда по-другому описаны. При этом акцент делается на разные пункты, где-то это конструирование, где-то знание английского.

Это зависит от размера компании, ее бизнес-модели, местонахождения производства. Можно встретить чисто дизайнерский функционал, можно смежный, иногда требуется рисунок эскизов, иногда в компании есть должность отрисовщика – того, кто этим занимается. Кстати, ступенька отрисовщика часто является стартовой в дизайне одежды, велика вероятность, что именно с нее вы начнете свой профессиональный путь.

Это то, что касается компетенций, которыми должен обладать специалист. Как это функционирует и для чего нужно – станет понятно после того, как мы рассмотрим этапы создания коллекций.

1.3. Этапы создания коллекции

Давайте рассмотрим этапы создания коллекций и что они в себя включают. Понимание данных процессов позволит вам более четко представить, чем занимается дизайнер одежды. Что это не просто красивая гламурная картинка, а достаточно сложная работа, требующая больших навыков и умений, о которых мы говорили выше.

1.3.1. Этап 1. Разработка идей

Несмотря на то, что большая часть задач автоматизирована и регламентирована сроками, творчество остается неизменной составляющей дизайна. Для многих остается загадкой, как поддерживать постоянный творческий потенциал, если это твои повседневные обязанности. Есть приемы и техники, которые в этом помогают. В модной индустрии есть целый набор инструментов, посвященный творческому поиску, трендам и идеям.

Трендовые агентства – это компании, которые делают анализ рынка, психологических составляющих населения, глобальных изменений и предвидят то, что будет востребовано в следующем сезоне. Прогнозы – наука неточная, с ними надо уметь работать и адаптировать их под свои нужды, ведь даже синоптики не всегда говорят достоверную погоду на следующий день или неделю, что же говорить о том, что будет актуально и востребовано массами людей через 1,5–2 года. Если наступает финансовый кризис или начинается война, в моду входят более мрачные и темные оттенки. Когда ситуация начинает исправляться, то и цвета становятся ярче, это своеобразная лакмусовая бумажка эмоционального настроения покупателей.

Думаю, что многие замечали влияние трендовых агентств. Вы можете прийти в магазин и обнаружить, что много красного цвета, притом одинакового оттенка, или все полосатое. Бренды подхватывают единое направление и предлагают его покупателю, это происходит неспроста, часто они черпают вдохновение и информацию из одного источника. Информация подается в разном формате, от направления цветовой гаммы, силуэтов и материалов до деталей, фурнитуры и технологий.



Можно выделить следующие агентства: Promo Style, Nelly Rodi, Carlin, Peclers, Trend Union и др.

Профильные выставки объединяют профессионалов индустрии в одном месте, демонстрируются самые острые и актуальные тренды, технологии, разработки.

Идеальное место для налаживания деловых взаимоотношений и заключения контрактов – Premiere Vision Paris. Проходит дважды в год в Париже, одна из ключевых выставок в индустрии, там есть все – от фурнитуры до тканей и трендов.

Pitti Uomo – главная выставка в мужской моде, проходит дважды в год во Флоренции.

Pitti Filatti – трикотажная выставка, проходит дважды в год во Флоренции, представлены пряжи и изделия.

ISPO – международная выставка спортивной одежды и аксессуаров.

CPM – московская выставка, проходит дважды в год, собирает под одной крышей профессионалов из разных стран, имеет интересную бизнес-программу.

Текстильлегпром – московская выставка, дважды в год, представлены российские компании.

Это лишь несколько ярких примеров. Главное – понять ключевые выставки своего направления и цель участия или посещения их.

On-line порталы – это новый формат, который уже прочно закрепился среди профессионалов. В одном месте собирают квинтэссенцию нужной информации: маркетинг, дизайн, тренды, принты, цвета, эскизы, аналитика рынка, уличный стиль и многое другое.

WGSN – один из крупнейших сайтов по прогнозированию и анализу модных тенденций.

Вышеперечисленное – это профессиональные площадки, с которыми надо быть знакомыми, помимо этого вдохновение можно искать в:

• музеях;

• книгах;

• кино;

• музыке;

• социальных явлениях / новостях;

• путешествиях;

• природе;

• социальных сетях.

Хочется добавить еще один пункт, который неоднозначен, но имеет право на освещение.

Мода идет с рынков. Это звучит странно, но является правдой. Такая торговая площадка, как «Садовод», обеспечивает товаром половину России, т. к. там закупаются перекупщики, онлайн-магазины и даже некоторые сети. Данный рынок имеет уникальную способность схватывать актуальный тренд и моментально тиражировать его в изделия. А за счет низкой цены продукция получает очень широкое распространение.

Я на собственном опыте убедилась во влиянии данного рынка. Дело было осенью, и на мой беременный животик нужна была теплая одежда, платить сильно много за пару месяцев не хотелось, а интернет-магазины не порадовали ассортиментом и ценником. Двинули мы на рынок, купили куртку за правильные деньги, да и вид у нее более чем приличный. Так вот эта поездка многое показала. Пока мы ходили по рядам и выбирали, я глазами впитывала происходящее вокруг. И, к моему удивлению, 50 % Москвы ходят именно в этих дизайнах, 50 % онлайн-магазинов предлагают ассортимент с данного рынка.

«Садовод» – это полноценный игрок на рынке одежды, пусть и полулегальный. Многие его не рассматривают как место, достойное внимания, а зря:

• там тренды;

• там закупаются перекупщики;

• там низкие цены – а это привлекает большие массы людей;

• там полно покупателей, людей много всегда.

Для расширения кругозора и полноты картины происходящего на рынке одежды данный пункт лучше не обходить стороной, а внимательно изучить – узнаете много интересного.

На первом этапе ваша задача – понять модные и актуальные направления, насмотреть идей для будущих изделий.

1.3.2. Этап 2. Исследование и анализ конкурентов

Если в предыдущем пункте мы делали акцент на будущее, то здесь он смещен в настоящее. А что делают ваши конкуренты? Этим пунктом чаще всего занимается отдел маркетинга и аналитики, но и дизайнер должен анализировать, возможно, не цифрами, но «глазометрически».

Ваша задача – понимать, что представлено на рынке в вашем сегменте. Какой ассортимент, цены, силуэты, фасоны, ткани, цвета, в каком объеме. Мы не живем в вакууме, это критически важная информация, не попадете в струю – коллекция не продастся, сделаете банально – не сможете реализовать. Нужно видеть сплав востребованности и уникальности, который понравится вашему клиенту.

Также нужно сделать аналитику того, что у вас уже есть. Что было успешно, – по цвету, силуэту, продажам, – а что нет. Как это восприняли покупатели. Но не повторяйте слепо, помните про первый пункт, освежайте.

1.3.3. Этап 3. Настроенческие борды

В результате проведенного сбора идей и анализа вы должны сформировать mood board, или настроенческий борд. Как правило, они включают следующую информацию:

• источники вдохновения (предметы, люди и т. д.);

• цветовая палитра (в идеале с номерами Pantone);

• силуэт;

• детали;

• принты.



Что именно будет содержаться в данной концепции, зависит от поставленных задач и сегмента. Так, иногда достаточно только источников вдохновения и цвета, а иногда требуются детали.

1.3.4. Этап 4. Цвета и материалы


На данном этапе происходит более детальная проработка цветовых сочетаний, их пропорциональное расположение по ассортименту, окончательный подбор Pantone или образцов из карт.

Pantone – стандартизованная система подбора цвета. Это американская компания, которая предлагает каталоги цветов с универсальной кодировкой. Большинство компаний используют их в производственных процессах как возможность подбора и передачи точного цветового оттенка. Также они обозначают трендовые цвета на год и сезон и выбирают один цвет как цвет года. Очень часто их прогнозы сбываются.



Вспомните историю из фильма «Дьявол носит Prada», когда главная героиня усмехнулась, что синий цвет у поясов одинаковый, а Саманта ей объяснила, какой путь прошел этот цвет. Сейчас мы как раз этот путь и разбираем.

Подбираются материалы. Наносятся визиты поставщикам. Имея настроенческие борды, вы понимаете категории тканей, на которые нужно обратить внимание. Выбираются сырье, пряжа, технологии.

1.3.5. Этап 5. Ассортиментные матрицы


Это ассортиментное наполнение коллекции. Формируется представление, какой ассортимент будет входить, как он будет компоноваться, очень часто происходит создание капсул либо наполнения под имеющееся оборудование. При наличии физического магазина ассортимент может планироваться исходя из количества «посадочных мест» для продукции. Сколько будет лежать, сколько висеть, размерный ряд и количество вещей в стопке. Для визуализации используют эскизы, если они есть, а также фото похожих изделий.

Это момент выстраивания вашей коллекции – даже если вы планируете выпускать ее только на подиум, вам нужно понимать содержание.

Например, вы формируете сезонную коллекцию для мужчин, у вас получается:

• брюки – 3 шт.;

• рубашки (длинный рукав) – 3 шт.;

• джемпер – 2 шт.;

• кардиган – 2 шт.;

• пиджак – 2 шт.

Часто работа над 4-м и 5-м этапами идет параллельно и совместно, т. к. понимание ассортимента позволяет работать с тканями.

А теперь представьте, что у вас много коллекций, 32 в год, и их все надо спланировать, подобрать ткани, наполнить ассортиментом, просчитать сменяемость одного другим. Конечно, это работа не только дизайнера, а целой команды, но скучать вам будет некогда.

1.3.6. Этап 6. Отрисовка эскизов


Как правило, этот этап происходит в два захода.

1. Отрисовка черно-белых эскизов, с проработкой силуэта и деталей.



2. Прокрашивание эскизов в цвета и ткани, которые вы подобрали на этапе 4.

Благодаря проделанной ранее работе вы уже знаете, какой ассортимент нужен и какие цвета, это позволяет рисовать эскизы прицельно, не распыляясь.

При работе с промышленными коллекциями часто используется такое понятие, как цветомодель – это одинаковое по конструкции изделие, выполненное из ткани разного цвета или с разным принтом.


1.3.7. Этап 7. Компоновка коллекции (капсулы, луки, выстраивание для подиума)

После того, как у вас получились готовые эскизы, вы еще раз отсматриваете компоновку коллекции. Имея готовые эскизы, выполненные с заливками оригинальными тканями, можно максимально четко понять, как будет смотреться ваше готовое изделие и с чем его лучше сочетать. Здесь учитываются два момента:

1. Готовые луки – это полностью собранный комплект, который вы предложите вашему клиенту. Например, брюки + рубашка + пиджак + ремень. Изначально планирование таких луков позволяет сделать их максимально гармоничными, а также повысить общий чек при продажах.

2. Единство ткани – внутри одной коллекции часто используют одну ткань на разные изделия. Например, блузка, платье и подкладка пиджака могут быть выполнены из одной ткани, что экономически более выгодно, т. к. увеличивается метраж, а следовательно, снижается стоимость одного метра ткани – чем крупнее партия, тем дешевле.


1.3.8. Этап 8. Разработка лекал

Это конструкторский блок работы, хотя иногда его делает дизайнер. Происходит построение лекал на разработанные изделия.

Лекала могут строиться:

• вручную (маленькие производства, частный пошив);

• при помощи компьютерных программ – данный формат предпочтительнее для крупных фирм, у которых производство находится далеко, плюс создается база отработанных лекал, к которым всегда можно вернуться.

1.3.9. Этап 9. Технологическая документация

Это документ, который включает в себя все технические, конструкторские и дизайнерские особенности изделия. Мы подробно его рассмотрим далее в книге. Кратко – по данному документу производство должно отшить ваше изделие, т. е. в нем содержится исчерпывающая информация о том, чего вы хотите и как это сделать.

1.3.10. Этап 10. Макеты

Отшив образцов. Это могут быть макеты из бязи для отработки конструкции, образцы из аналогичной ткани, которую вам предоставит производство, или сразу из оригинальной, хотя так делают редко. Макеты и образцы – необходимый этап: какой бы ни был опытный дизайнер и конструктор, угадать, как именно будет смотреться изделие, на 100 % невозможно. Исключение составляют случаи, когда вы повторяете модель по уже готовым лекалам.

1.3.11. Этап 11. Примерка

После того, как образец изготовлен, его надо примерить. Частая ошибка начинающих – мерить на всех подряд, ссылаясь на то, что это изделие массмаркета и должно всем подходить.

Такого не бывает! Даже в серийном производстве выбирается эталонный размер со своими заданными измерениями, и от него происходит градация. Именно под этот размер подбирается модель для примерки.

1.3.12. Этап 12. Корректировка

Все изменения, которые были выявлены на предыдущем этапе, заносятся в лекала и технологическую документацию.

1.3.13. Этап 13. Предпроизводственные образцы

Перед тем, как изделие будет запущено в партию, нужно его окончательно утвердить. Для этого отшивают образцы из оригинальной ткани с правильной фурнитурой. В результате получается изделие, которое будет выглядеть как из партии.

1.3.14. Этап 14. Утверждение

Происходит 1080 и/u 1087 примерка предпроизводственного образца. Тщательно оцениваются все его аспекты:

• дизайн;

• конструкция;

• технологии;

• качество пошива;

• ВТО.

На данном этапе возможно внесение минорных изменений. Составляется протокол об утверждении изделия и его готовности к запуску в партию.

1.3.15. Этап 15. Заказ

Заказ – это принятие решения о том, что партия отшивается и в каком объеме.

Здесь все зависит от типа компании и принятой системы:

• проведение показа и заказ внешними байерами;

• внутренняя презентация продукции и заказ;

• смешанный тип – внутренняя и внешняя презентации.

1.3.16. Этап 16. Отшив партии

Оформляется договор на производство партии, и происходит отшив.

1.3.17. Этап 17. Фотосессия

На этом этапе в силу вступают маркетологи. Осуществляется фото- и видеосъемка для дальнейшего продвижения продукции: реклама, интернет-магазин, каталоги и т. д.

1.3.18. Этап 18. Логистика

Доставка партии от места производства к месту продаж. Здесь много своих тонкостей, но к дизайну это уже отношения не имеет.

1.3.19. Этап 19. Продажа готовой продукции

Этапы могут немного меняться местами или наслаиваться друг на друга. Также могут задваиваться, например, потребуется не один образец, а несколько.

Как видите, создание коллекции одежды – это большой многоступенчатый процесс, емкий и глубокий, который задействует в себе разных специалистов. Я надеюсь, что смогла вам показать, что дизайн одежды – не просто красивые картинки, а серьезная работа.

1.4. Индивидуальный пошив или массмаркет?

Совсем недавно мне на глаза попался спор, в котором столкнулись производственники и дизайнеры. Вопрос, конечно, вечный, и противоборство присутствует постоянно. Было много криков и нападок на то, что дизайнер должен и кроить, и шить, лекала строить и вообще выдавать полностью готовый образец к запуску. Мнение о том, что для этого есть специально обученные люди в виде конструкторов, технологов, экспериментальных мастерских, воспринималось слабо. Если откинуть ненужные эмоции, то стало очевидно, что существует два основных типа работы, подразумевающих разные подходы к выполнению задач, а также имеющих разный набор обязанностей.

Условно можно выделить две крайние категории: индпошив и массмаркет. Все остальные будут располагаться между ними или совмещать в себе признаки этих категорий.

Для более четкого понимания можно нарисовать горизонтальный отрезок, на левом краю которого будет находиться творчество, а на правом производство. Две эти крайние точки будут давать два диаметрально противоположных подхода к разработке и созданию одежды. Помимо всего прочего, к ним еще можно привязать и объемы производимой продукции – чем больше, тем правее.

Что это дает и показывает? Это объясняет те требования и противоречия, которые возникают при работе с производством, а также позволяет максимально точно и реалистично оценить текущую ситуацию.



ИНДПОШИВ.

Здесь у нас находится максимально творческая точка, где практически нет ограничений по полету фантазии художника. Хотите платье из мусорных пакетов – отлично, сапоги в виде копыт – суперидея и т. д. Это не исключает того, что могут производиться и отшиваться вполне повседневные вещи для ношения в обычной жизни.

По количеству, как правило, это единичный экземпляр либо очень маленькие партии, не более 5–10 изделий, которые могут быть произведены одним человеком.

Дизайнер – человек-оркестр: и швец, и жнец, и на дуде игрец…

Должен уметь все, и не просто в теории, а делать руками:

• создание эскизов;

• снятие мерок;

• конструирование и создание лекал;

• отшив образцов;

• подбор ткани и фурнитуры;

• знание технологий и умение их применять;

• еще желательно телепатия – для чтения мыслей заказчика/клиента;

• можно еще добавить сюда создание сайта, раскрутку бренда, каталоги, организацию показов и любую другую активность, необходимую для создания и продвижения самого себя или работодателя.

Самые яркие представители – это дизайнеры-модельеры-конструкторы, работающие в маленьких ателье. Здесь происходит активное общение с клиентами и выполнение их пожеланий.

Создаются штучные изделия. Иногда требуются и довольно рутинные действия – сшить, подшить, перешить, сделать то же самое.

Сюда же можно отнести студентов, которые создают свои учебные или первые реальные коллекции. С этой категорией как раз и возникает большая часть проблем у производственников – еще молодые, не хватает опыта и знаний. Идей много, из-за чего постоянные изменения в «хотелках», т. к. из-за недостатка практики большинство не понимает, как что-то будет выглядеть в реальности. Что ж, терпение, и только.

В эту же категорию войдут модельеры и кутюрье, создающие коллекции 2 раза за сезон для того, чтобы представить их на неделе моды. Это haute couture, требующая неимоверного количества времени, сил и умений для производства не просто одежды, а произведений искусства. Они здесь скорее из-за маленьких количеств и индивидуального пошива, нежели отсутствия опыта. В Интернете гуляет достаточно видео, показывающих процесс создания подиумных коллекций, где каждая мельчайшая деталь отрабатывается вручную суперпрофессионалами.

Вторая крайняя точка – это МАССМАРКЕТ.

Здесь творчество сходит на нет, во главу угла ставят коммерческие тренды и производство. Главное, чтобы продукция хорошо продавалась, производилась быстро и четко, как правило, по минимальной цене.

Это огромные корпорации с тысячными партиями готовой продукции, которые непрерывно обновляются. Основная цель – деньги. Достигается за счет непрерывного стимулирования сбыта и постоянно обновляющейся продукции. Количество коллекций может быть просто сумасшедшим, каждую неделю – что-то новое.

Дизайнер – винтик огромного механизма.

Он должен владеть широким функционалом, но реально делать руками только строго отведенную часть хорошо спланированного процесса:

• создание коммерческих тем и настроений;

• определение цветовой гаммы;

• подбор тканей и материалов;

• отрисовка эскизов;

• создание техпака совместно с конструкторами, технологами, конфекционерами;

• умение корректировать готовые образцы, понять, что не так, и дать инструкции, как исправить;

• знание языков – как правило, производство находится в ЮВА;

• умение пользоваться аналитическими данными.

Это условный список. От компании к компании и от должности к должности он может варьироваться. Но основная мысль будет одинаковой, дизайнер – часть единого целого, которой выделен свой фрагмент работы. Все четко и регламентировано. Имеется жесткий график разработки, нарушение которого не допускается. Если затухает один из этапов, то валится вся система. По сути своей это конвейер. Здесь требуется умение себя организовывать и достигать поставленных задач. На то, чтобы самому что-то пошить или сконструировать, просто нет времени, для каждой задачи – свой человек и свое строго отведенное место и время.

Данный подход – это гиганты отрасли: Zara, H&M, Bershka, Pull & Bear, Ostin, Lime и многие другие бренды, которые все знают. Из плюсов этих компаний можно отметить стабильность, взвешенный и систематизированный подход к работе, статус, уровень профессионализма.

Все остальные варианты будут располагаться между – чем больше идет смещение к творчеству и меньше объем партии, тем меньше систематизации и четкости.

В данной главе я постаралась детально вас познакомить с особенностями мира дизайна одежды, необходимыми компетенциями, а также этапами разработки. Без этого понимания сложно понять, зачем нужны те или иные навыки и как они применяются.

Загрузка...