Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Нормы административного права – это правила поведения субъектов административного права (граждан, организаций, государственных органов и др.) В них содержатся и закрепляются отношения по управлению, общегосударственный контроль. Так как при помощи административных норм можно воздействовать одним субъектом на отношения другого, то выделяются следующие нормы: обязывающие, уполномочивающие, запрещающие, поощрительные.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности и компетенцию должностных лиц, граждан и других субъектов административного права на совершение определенных действий. Обязанности на граждан могут возлагаться, помимо Конституции, актами представительных органов. Обязанности устанавливаются для всех субъектов административного права.

Уполномочивающие нормы позволяют выбрать наилучший вариант поведения в конкретных условиях в рамках нормы. Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности содержит большое число уполномочивающих норм (нормы о государственной регистрации юридических лиц, добровольной сертификации продукции, вариантах приватизации и т. д.)

Запрещающие нормы (запреты) устанавливают запрет на совершение определенных действий. Кодекс об административных правонарушениях в основном содержит именно запрет – не хулигань, не расхищай, не нарушай. Много норм-запретов в хозяйственном законодательстве: в части охраны окружающей среды, производства запрещенных предметов, требований к рекламе, в сфере обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности и т. д.

Поощрительные нормы – это меры поощрения субъектов административного права за выполнение своих полномочий и определенных заданий и т. д., что является обязанностью органов государственного управления перед субъектами административного права.

Нормы административного права могут быть временные и территориальные. Временные нормы, т. е. без указания сроков действия, до официальной отмены компетентным органом, и нормы с указанием сроков действия. Окончание срока действия может быть обозначено: календарным сроком (на год, два), прекращением событий или состояния (например, чрезвычайного положения), указанием конкретного дня прекращения действия нормы и т. д. Административно-правовые нормы обратной силы не имеют.

Территориальные нормы административного права делятся на территориальные и межтерриториальные. Первые действуют в границах государства, государственно-территориальных и межтерриториальных образований, например нормы Кодекса об административных правонарушениях.

Нормы межтерриториальные действуют в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований, например акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах. Нормы административного права имеют свою внутреннюю структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Главная особенность административно-правовых санкций состоит в том, что они используются в других нормативных актах, используемых при применении нормы о дисциплинарной ответственности лица. Другая заключается в том, что их много и различаются они на административные, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные, каждая из которых охватывает большое число санкций. Санкции в административном праве делятся на два вида:

1) абсолютно-определенные – выговор, увольнение;

2) относительно-определенные – штраф за многие правонарушения и др.

При этом одна и та же санкция, например административный штраф, в отношении одних правонарушений действует как абсолютно-определенная санкция, а в отношении других – как относительно-определенная.

Загрузка...