Административное право, как отрасль правовой системы Российской Федерации, своим назначением имеет регулирование особой группы общественных отношений. Особенности этих общественных отношений заключаются в том, что они:
а) возникают, развиваются, прекращаются в сфере государственного управления (регулирования) всем комплексом областей и отраслей;
б) определяют в регулируемой сфере закрепленную в Конституции РФ государственную политику соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
в) составляют содержание подчиненного указанным целям особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти;
г) выражают основу публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие ей средства воздействия на общественные отношения.
В широком понимании управление буквально означает целенаправленное упорядочивающее воздействие на тот или иной объект или руководство действиями этого объекта, предполагающее наличие в той или иной системе двух обязательных элементов: субъекта (управляющий элемент) и объекта. Здесь управленческие связи реализуются через отношения людей.
Административное право проявляет себя как регулятор общественных отношений в особой области государственной жизни, что называют сферой государственного управления (сферой исполнительной власти). Данная сфера связывается с практической и повседневной деятельностью по обеспечению прав и свобод граждан, законных интересов организованных коллективов людей, по обеспечению проведения в жизнь требований законодательства, направленных на организацию эффективного управления или регулирования экономических, социально-культурных и административно-политических процессов. В ней взаимодействуют управляющие и управляемые, государственные органы различного уровня и ведомственной принадлежности, государственные и негосударственные структуры. Кроме того, к этой сфере примыкает и система местного самоуправления.
Следовательно, объективно проявляется потребность в установлении определенных границ, чтобы избежать опасности превращения сферы государственного управления в совокупность проявлений любой общественно значимой деятельности. Они определяются наличием специального субъекта (исполнительные органы и должностные лица), предназначенного для практического осуществления государственного регулирования.
Административным правом регулируются общественные отношения, которые возникают с осуществлением специальными субъектами задач и функций государственно-управленческой деятельности и практической реализации ими этих функций и связанных с ними полномочий. По действующему законодательству органы, осуществляющие управленческие функции, наделены полномочиями исполнительно-распорядительного характера. В них выражено целевое назначение государственно-управленческой деятельности, а также оснащение ее субъектов распорядительными, т. е. государственно-властными полномочиями.
Административное право регулирует отношения, в которых исключено юридическое равенство их участников. В них участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
В системе местного самоуправления также действуют исполнительные органы, взаимодействующие с соответствующими субъектами исполнительной власти краев, областей и т. п. Возникающие при этом отношения регулируются административным правом в случаях, когда органам местного самоуправления делегируются отдельные государственные полномочия.