ОТ ЖИВОТНОГО К ЧЕЛОВЕКУ


«Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры,

Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;

В рощах, в лесах или горных они обитали пещерах

И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,

Ежели их застигали дожди или ветра порывы.

Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных

Были обычаи им и законы совсем неизвестны.

Всякий, добыча кому попадалась, ее произвольно

Брал себе сам, о себе лишь одном постоянно заботясь.

И сочетала в лесах тела влюбленных Венера.

Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо

Грубая сила мужчин и ничем неуемная похоть,

Или же плата такая, как желуди, ягоды, груши». Тит Лукреций Кар. О природе вещей.



А


АВУНКУЛАТ /от лат. avunculus – дядя по матери/, в период патриархата обычай, устанавливающий права и обязанности между дядей с материнской стороны и племянниками. Закреплял близость к роду (1) матери.

В настоящее время сохранился как пережиток у некоторых народов Африки, Океании и др.


«Другой аргумент, тоже относящийся к числу ключевых, связан с явлением, получившим в науке название авункулата. Так называют зафиксированный у многих бесписьменных народов обычай, в соответствии с которым в жизни человека, особенно в жизни мужчины, очень большую роль играет брат его матери (лат. avunculus). Нередко он в таких обществах более важный и более близкий родственник, чем даже отец. Часто именно он выступает воспитателем и покровителем человека. Распространен также обычай, по которому, женившись, человек вместе со своей женой поселяется в доме или в деревне брата своей матери. Это называется авункулокальным поселением». А.Казанков. Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии.


АНТРОПОГЕНЕЗ /от антропо… и …генез/, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. См. также Эволюция (2).

Главными объектами исследования А., как одного из разделов антропологии, являются место и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии и движущие силы на различных этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры и др.

«Антропогенез, на первый взгляд, закончен. Однако не все так просто». П. Хомяков. Свои и чужие.


АНТРОПОЛОГИЯ /от антропо… и греч. logos – слово, учение/, наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и нормативах физического строения человека. См. также Антропогенез.

«Городские грамотеи отвечали, что о звездах и о небе трактует наука астрология, а человеческим телом ведает антропология купно с медициною». Б.Шергин. Слово о Ломоносове.


Б


БИАРХАТ /от лат. bi – удвоение и греч. arhe – начало, власть/, современная форма общественного устройства, пришедшая на смену патриархату.

Характеризуется равноправным участием мужчин и женщин в управлении обществом и семьей. Ср. Матриархат.

«На сегодняшний день широко распространена концепция биархата как отсутствие доминирования одного из партнеров по браку». Н. Войкова. Эпоха биархата.


БРАТЧИНА, см. ПОБРАТИМСТВО


В

ВЕНЕРЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ (палеолитические венеры), изображения женщин, относящиеся к доисторическому периоду.

Большинство В. П. относится к ориньякской культуре позднего палеолита, а также неолитической эпохе. Выполнены из кости, мягких пород камня и обожженной глины. Имеют сравнительно небольшие размеры от 4 до 25 см. Отличаются общими характерными признаками: стеатопигия, отвислые груди и живот, вульва, испещренная частыми полосками, изображающими волосяной покров и др. По всей вероятности, фигурки В.П. не предназначались для возбуждения пол. инстинкта. Предположительно, были связаны с культами плодородия и фертильности; могли также использоваться в качестве талисманов-оберегов.

Первые В. П. были обнаружены в 1864 маркизом де Вибре в Лонжери Бас, департамент Дордонь на юго-западе Франции. В дальнейшем число находок увеличилось почти до ста; все они получили название по месту расположения (Венера из Брассемпуи, Франция; Венера из Виллендорфа, Австрия; Геометрическая Венера из Чехии и т.п.). Ряд находок был сделан на территории России: у села Гагарино в Липецкой области и у села Мальта в Прибайкалье. Некоторые исследователи также относят к В.П. статуэтки т.н. каменных баб, обнаруженные в степях Южной Европы, Причерноморья, Средней Азии, Южной Сибири и Монголии.

«По современным стандартам «Венера Виллендорфская» безобразна, почти по любым – непристойна, если считать непристойным повышенное внимание к полу и подчеркнутость половых признаков. Эта маленькая статуэтка, получившая то же название, которое носят прекраснейшие на свете статуи и картины, сделана из известняка.

Ее творец хотел одного – передать сексуальную привлекательность женщины. У нее огромные отвисшие груди, торчащий живот, половые органы увеличены, чтобы их не скрывали очень толстые ляжки. Чертам лица, рукам, плечам, лодыжкам, ступням либо не уделяется никакого внимания, либо они уменьшены, не отвлекая от половых атрибутов.

Другие фигурки и орнаментальные рисунки с изображением женщин, обнаруженные впоследствии и принадлежащие в целом к тому же периоду, что и «Венера Виллендорфская», демонстрируют тот же пристальный интерес к полу.

У «Венеры Брассемпуи», найденной в пещере на юге Франции, очень широкая талия и гигантские груди.<>

Конечно, мужской взгляд на женщину, представленный этими изображениями, груб. Возможно, на заре существования человечества влюбленный думал только о женском производительном потенциале.

Крупным планом он изображал органы не ради их сексуальной привлекательности, а потому, что по ним прокладывает себе путь новорожденный, хотя связь между зачатием и рождением еще туманно вырисовывалась в его сознании. Огромные бедра означали силу, широкий таз – способность вынашивать крупных младенцев, гигантская грудь – изобилие молока для кормления малышей». Б.Картленд. Таинство любви сквозь призму истории.


Г


ГИНЕКОКРАТИЯ /от гине… и греч. kratos – власть; букв. “власть женщин”/, то же, что матриархат.

Термин введен в употребление швейц. историком И.Я.Бахофеном ("Материнское право", 1861) для обозначения исторической стадии развития общества, следовавшей за гетеризмом (3). Для Г. характерны главенство женщины в общественной жизни, матрилинейность и т.п.

“Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат)». Б.Исаев. Социология.


Д


ДЬЯВОЛОМАНИЯ, см. САТАНИЗМ


И


ИНИЦИАЦИЯ /от лат. initiatio – совершение таинств/, 1) в родовом обществе посвятительные обряды, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

Имели своей целью подготовку молодежи к общественной жизни и созданию семьи. Сопровождались испытаниями выносливости и умения переносить физическую боль (вплоть до нанесения ран и увечий). В процессе И. применялись различные средства, вызывающие длительный сон и снижение болевой чувствительности. Пережитки И. сохранились до настоящего времени в виде обрезания, обрядов крещения, возложения священного шнура у индуистов и др. См. также Андреон.

«До инициации постарайся… никому на глаза не попадаться… – Какая еще инициация? – Во внуки тебя… посвятить надо… Срочно… Без четкого статуса… ты – пустое место». М.Елизаров. Библиотекарь.


2) И. сексуальная – в сексологии начало жизни половой.


К


КАМЕННЫЕ БАБЫ, см. ВЕНЕРЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ


КУВАДА, семейно-брачный ритуал, возникший во времена первобытности.

Символизирует соучастие мужчины в процессе родов. Будущий отец (1) имитирует поведение роженицы: стонет, корчится, изображает потуги и т.п. В дальнейшем изображает процесс кормления грудью, проявляет беспокойство по поводу недостатка грудного молока и др.

Пережитки К. наблюдались у самых разных народов. Диодор Сицилийский свидетельствует: "У корсиканцев… как только начинаются роды, муж ложится в постель, как если бы он был болен, и остается там столько времени, сколько положено роженице". В старинной ирл. легенде женщина произносит проклятие: “Отныне мужчины Ольстера в течение пяти дней и четырех ночей будут испытывать страдания, подобные родовым мукам женщины”. К. практиковалась у айнов – народа белой расы, проживающего на севере Японии.

«Кувада является обычаем очень широкого распространения… Как пережиток, кувада сохранилась вплоть до последнего времени у называвшихся уже выше басков, а следы ее заметны даже в некоторых областях современной Швейцарии и Германии». С.Вольфсон. Социология брака и семьи.


М


МАТРИАРХАТ /от лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть; букв. «власть матери»/, одна из гипотетических форм общественного устройства в период первобытнообщинного строя; то же, что гинекократия.

Хронологически М. предшествовал патриархату. Предположительно характеризовался руководящей ролью женщины в управлении и хозяйственной деятельности. Сошел с исторической арены в начале четвертичного периода (ок. 900 тысяч лет назад). Пережитки М. сохранились в период перехода к классовому обществу, а также у некоторых современных племен, стоящих на доклассовых ступенях развития. См. также Биархат.

«Зачастую матриархат понимается как власть женщин над мужчинами. На самом деле женщины при матриархате не выполняли мужские функции, а мужчины не занимались вместо них домашней работой. Основополагающим в матриархате было различие не по отцовской, а по материнской линии, а также матрилокальный брак (мужчина должен был жить с женой на территории ее рода или племени). Все это во времена свободных половых связей обеспечивало детям нормальные родственные связи, защиту и помощь, и, что немаловажно, спасало девочек от умерщвления в периоды нужды и голода по той причине, что они вскоре должны были привести на территорию рода или племени новых молодых и сильных воинов.

Профессор В.Р. Дольник высказывается еще категоричнее: «Матриархат первобытных людей был придуман кабинетной наукой XIX века, в действительности его никогда не могло быть». Объясняет это профессор влиянием древних инстинктов: патриархальная (с властью отца) структура семьи – это свойство приматов, которые на наших предков влияли еще сильнее, чем на нас. Откуда же родилась идея матриархата? Вот что по этому поводу думает В.Р. Дольник: «Теория матриархата, никогда и нигде не существовавшего, выросла из одного факта: у некоторых народов в древности детей называли не по отцу, а по матери; однако данный факт отражает неизбежную в групповом браке неопределенность отцовства, а совсем не «власть женщин», которая при первобытной жизни невозможна». С.Мазуркевич. Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений.

«Термины «матриархат» и «матриархальный» были, как известно, дискредитированы марксистами. Но и без учета этого досадного обстоятельства матриархат (в смысле доминации женщин в социальной жизни), как было выяснено совместными усилиями социальных антропологов и этнологов, – это то, чего в действительной истории никогда не было». А.Казанков. Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии.


«Не убрана пещера и очаг, –

Разбаловалась ты в матриархат!» В.Высоцкий. Семья в каменном веке.


Матриархальный (-ая; -ое) – присущий или свойственный М.

«Эти обитатели Малабарского берега, одни из наиболее культурных и просвещенных индийских народностей, сохранили древний матриархальный уклад общественной жизни». И.Ефремов. Лезвие бритвы.


МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (матрилокальность), в эпоху матриархата счет происхождения, родства и наследования по материнской линии.

Впоследствие М. имела место в Древнем Египте, а также у иудеев, предки которых определялись по жен. линии, а родословная всегда начиналась с матери семейства. По сообщениям историков, М. существовала у ликийцев (Геродот); италийских локров (Полибий); индейцев-гуронов (Г.-Т. Сагар) и др. Ср. Патрилинейность.

«Взамен представления о матриархате как одной из начальных стадий человеческой истории постепенно сформировалось представление о матрилинейности как об изначальной форме десцента, или счета родства». А.Казанков. Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии.


«Признаком родства для первобытного человека служило исключительно тождество крови. А так как представление о таком тождестве сложилось у него из отношений матери к ребенку, то последние и казались ему единственными способными создать истинное и естественное родство… союз матери и ребенка – единственный, с которым первобытный человек связывает понятие о родстве». Ю.Липперт. История культуры.


МУЖСКИЕ ДОМА, 1) в первобытно-общинном обществе коллективные жилища для лиц муж. пола, еще не прошедших инициацию (1). См. также Экзогамия; Эндогамия. Ср. Мужские союзы.

“Мужские дома – это особого рода институт, свойственный родовому строю. Он прекращает свое существование с возникновением рабовладельческого государства. Его возникновение связано с охотой как основной формой производства материальной жизни, и с тотемизмом как идеологическим отражением ее». В.Пропп. Исторические корни волшебной сказки.

2) /разг./ то же, что публичные дома.


МУЖСКИЕ СОЮЗЫ, в первобытно-общинном обществе объединения лиц муж. пола, прошедших инициацию (1).

Имели место в период перехода от матриархата к патриархату у народов Меланезии, Зап. Африки, Сев. Америки и др. Члены М.С. наделялись значительно более широкими правами по сравнению с женщинами соответствующего возраста.

«Однако надо сказать, что там, где уже выработалась роль вождя, мужские союзы играли уже только служебную роль и не имели власти как организация». В.Пропп. Исторические корни волшебной сказки.


П


ПАТРИАРХАТ /от греч. pater – отец и apche – начало, власть/, одна из форм общественного устройства в период первобытнообщинного строя.

Исторически следовал за матриархатом. Возник приблизительно в XIII в. до н.э. Характеризовался руководящей ролью мужчины в управлении и хозяйственной деятельности. В свою очередь, П. предшествовал биархату.

«Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения». Ф.Энгельс. Собрание сочинений.


В широком смысле, уклад семейной жизни, характеризующийся беспрекословным главенством старейшего мужчины-отца.


Патриарх старейшина, глава рода (1).

«…праотец, родоначальник, маститый и уважаемый глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам». В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.


Высший церковный сан в автокефальной православной Церкви и ряде поместных церквей.

«Заутра вновь святейший патриарх,

В Кремле отпев торжественно молебен,

Предшествуем хоругвями святыми,

С иконами Владимирской, Донской,

Воздвижется; а с ним синклит, бояре,

Да сонм дворян, да выборные люди

И весь народ московский православный…» А.Пушкин. Борис Годунов.


Патриархальный (-ая; -ое) – присущий или свойственный П.

В широком смысле – традиционный; придерживающийся консервативных взглядов и обычаев.

«Как далеко от нас сегодня эта всеобщая (общинная), надзирающая за каждой из своих частиц, опирающаяся на вековую память жизнь! Ее часто зовут «патриархальной» – то есть не подвергшейся новейшим изменениям (искажениям изначального облика), забывая о том, что патриархальность обозначает не только главенство мужчины, но и женщины в тех обществах, где матриархат еще себя не изжил.

Патриархальностью сегодня довольно поверхностно помечают любую традицию, не разбираясь, откуда она пришла. А ведь именно в браке матриархальные и патриархальные традиции переплелись до такого монолитного состояния, что теперь не отличить, кто что придумал и воплотил». С.Арутюнов. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против».

«Уютно, тепло, и пахнет чем-то этаким патриархальным. Ей-богу, хорошо!» А.Чехов. Святая простота.


ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ, в эпоху патриархата счет происхождения, родства и наследования по отцовской линии.

Системообразующий признак отцовского рода. П. исторически следовала за матрилинейностью. Остается общепринятой до настоящего времени.

«Среди наиров, живущих в северном Малабаре, происхождение по отцу ведется с совершенной точностью, каждый ребенок хорошо знает своего отца…» И.Бахофен. Материнское право.


ПОБРАТИМСТВО (братчина), обычай, по которому двое или несколько мужчин, не имеющие общих предков, устанавливали между собой родственные отношения. Ср. Посестримство.

П. имело место преимущественно в период распада первобытно-общинного строя; в качестве пережитка сохранилось в классовом обществе до настоящего времени. Обычно скреплялось клятвой верности, символическим смешиванием и питьем крови друг друга. Нередко сопровождалось заключением близкородственных браков.

«Замечательно, что у скандинавов было в обычае побратимство, так же как и у славян». Ф.Буслаев. Древнесеверная жизнь.


“Во время братчины совокупляются в близких степенях родства: сноха с деверем, свекром. Бывали случаи и с родными – братья и сестры (все женатые) и грехом не считали”. Запись Т.А.Бернштам, сделанная в Вятской губернии, кон. XIX в.


ПОСЕСТРИМСТВО, обычай, по которому двое или несколько женщин, не имевших общего родства, устанавливали между собой родственные отношения. См. также Крещение кумушек. Ср. Побратимство.

«Такое посестримство представляет нам обычай, в силу которого пшавская девушка выбирает себе кого-нибудь из неженатых мужчин в „цацалы“, или наречённые братья». М. Ковалевский. Закон и обычай на Кавказе.


ПРАМОРАЛЬ, в эпоху первобытности контроль за нормами пол. поведения, осуществляемый с помощью коллективной воли орды.

«Контроль выражался в коллективной воле орды, которая и составляла прамораль древнейших людей. Коллективная воля как прамораль определяла нормы взаимоотношений и сводилась к системе запретов, так называемых табу, нарушение которых каралось с неумолимой жестокостью». А.Сосновский. Лики любви.


ПРОМИСКУИТЕТ /англ. Promiscuity, от лат. promiscuus – смешанный, общий/, 1) в эпоху первобытности предполагаемая стадия беспорядочных, нерегламентированных отношений между полами, предшествовавшая установлению семьи и брака; то же, что гетеризм (3). См. Прамораль.

«…промискуитет не сводился к одновременному и беспорядочному соитию, а лишь предполагал общность владения самкой в ожесточенной конкуренции с соплеменниками». А.Сосновский. Лики любви.


2) в сексологии неупорядоченность и хаотичность пол. связей. Ср. Плюрализм сексуальный.

«Промискуитет. Этот термин означает частую смену сексуальных партнеров в связях, не базирующихся на чувствах, а также множественность половых контактов. На вопрос, насколько распространена такая форма сексуальной активности, ответить нелегко. Трудность обусловлена несколькими причинами. Во-первых, лица, ведущие такой образ жизни, чаще всего чувствуют себя вполне нормальными и здоровыми, поэтому не видят необходимости в помощи специалиста и даже, наоборот, испытывают чувство превосходства над другими. Во-вторых, если они и хвастают своим богатым сексуальным опытом, то им в большинстве случаев не верят, так как мнимые "половые герои" – явление достаточно распространенное. В-третьих, они очень редко называют истинное число своих партнеров, потому что не все из них ведут "личный учет".

И все-таки сколько интимных связей могут иметь лица, практикующие такую форму сексуальной активности? Дону Жуану приписывается свыше 2000 любовниц. Мадам Монморанси имела 4694 кавалера (она вела подробный дневник). Я начал, естественно, с рекордсменов в этой области. У части таких людей общее число сексуальных партнеров в течение жизни достигает примерно 500—1000 человек, но для подавляющего их большинства эта цифра не превышает 100—200». З.Лев-Старович. Нетипичный секс.

«Когда на Западе заговорили о сексуальной революции, в России уже буйствовал безудержный промискуитет, маскируемый лицемерной и ханжеской идеологией». А.Зиновьев. Русская судьба, исповедь отщепенца.


Р


РОД, 1) коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. См. также Фратрия.

Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Несколько Р. объединялись в племена; счет родства велся в соответствии с матрилинейностью или патрилинейностью. Распался с возникновением классового общества. Пережитки родо-племенного деления сохранились до настоящего времени.

В широком смысле – то же, что семья, представленная в нескольких поколениях.

“Точно так же, как любовь к жизни предназначена от природы для сохранения отдельного лица, половая любовь предназначена для сохранения рода”. И.Кант. Метафизика нравов.

2) (род людской) расширительно все человечество в целом.

«Вы говорите, род человеческий как будет продолжаться? – сказал он… Зачем ему продолжаться, роду-то человеческому?» Л.Н.Толстой. Крейцерова соната.

3) в слав.-рус. мифологии бог-родоначальник жизни. См. также Божества любви.


Родовой (-ая; -ое), 1) присущий или свойственный Р.

«Добро бы наш брат боярин или родовой дворянин; а то какой-то смерд, бобыль, простой мясник… срам и позор для всей земли русской!» М.Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.


2) присущий или свойственный родам.

«Все как природой предписано, через естественные родовые пути, без особых проблем». Т.Соломатина. Девять месяцев, или «Комедия женских положений».


Т


ТАБУ /англ. Taboo; от полинезийского, тонганского Tapu/, в первобытно-общинном обществе система запретов на совершение определенных действий, использование ряда предметов, произнесение некоторых слов и т.п.

Т. регламентировали важнейшие стороны жизни половой, обеспечивали соблюдение экзогамии и эндогамии. По суеверным представлениям, нарушение Т. каралось божественными силами. В дальнейшем большинство Т. было усвоено мировыми религиями в качестве регуляторов общественной морали. В настоящее время к сексуальным Т. относятся: аборт, адюльтер, гомосексуализм, мастурбация, скатология, сношения во время менструаций и целый ряд др.).

«Некоторые думают, что запреты – табу – присущи лишь диким народам, и особенно африканским, тогда как европейские народы никаких табу не имели и не имеют. Это будто бы свидетельствует о превосходстве белых людей. На самом же деле подобные рассуждения неграмотны. Табу были и у европейских народов, причем не в такой уж седой древности, а совсем недавно». С.Мазуркевич. Великие заблуждения человечества.


С точки зрения психоанализа функции и значение Т. всесторонне проанализированы в работе Зигмунда Фрейда "Тотем и табу" («Totem und Tabu», 1913). См. также Тотем.

Т. в широком смысле – общественный запрет на нарушение установленных приличий.

«Поэтому табу то место, откуда появляются дети». Ю.Нагибин. Моя золотая теща.


ТОТЕМ /на языке северо-амер. индейцев “от-отем”; букв. “его род”/, в первобытно-общинном обществе группа людей, ведущих свою родословную от одного и того же мифологического предка: животного, растения, явления природы и др. (напр., Т. змеи; Т. пшеничного зерна; Т. грома и т.п.).

«Сегодня я решилась расспросить Шамана о том, что меня интересовало больше всего.

– Что такое тотем?

Он стал охотно отвечать мне. Похоже, эта тема тоже одна из его любимых.

– Тотем – это сакральная связь между людьми и планетой. Посредством своего тотема мы (в далеком прошлом) могли на время превращаться в животное, растение и т. д. Этот факт достаточно четко отражен в наших сказках: например, когда добрый молодец мог оборачиваться в птицу; когда он чувствовал мир природы, беседуя со стихиями, которые с любовью помогали ему выполнить волшебное предназначение. Знания о тотеме (тотемах) дают возможность вернуть веру в то, что мы можем исполнить свои детские мечты, почувствовать себя в энергиях животных, растений, минералов, стихий, которые бережно хранят для нас важные знания. <>

– У всех ли людей есть тотем?

– Да, абсолютно у каждого. Тотем может быть один, но ярко выраженный. Или у человека может быть несколько тотемов. Все тотемы – это Опыт воплощений в этих образах на этой или другой Планетах». Н.Сумирэ. Тень дракона. Дневник ученицы мага.

С точки зрения психоанализа функции и значение Т. всесторонне проанализированы в работе Зигмунда Фрейда "Тотем и табу" («Totem und Tabu», 1913). См. также Табу.

"Ласточка – это тотем, священная птица, убить ласточку большой грех". Г.Садулаев. Одна ласточка еще не делает весны.


Тотемизм – комплекс вероучений, обрядов и обычаев, связанных с Т.


Ф


ФРАТРИЯ /греч. phratria – братство/, на этапе первобытности союз нескольких родов (1); в греч. городах-государствах гражданское объединение с общностью культа и владения собственностью.

«И что уж говорить о чужеземных странниках: если не стоит за их плечами могущественная фратрия или племя, с которым ссориться небезопасно даже сильным вождям…» И.Ефремов. На краю Ойкумены.


«Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи. Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью». К.Резников. Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей.


«Внутри соседской общины отдельные родовые группы объединялись в филы и фратрии, которые были основными военными и политическими ячейками общины. Фратрия представляла собой военный отряд, объединявший членов нескольких родов в общине. А несколько фратрий образовывали филу. Вся военно-политическая деятельность члена общины протекала во фратриях и филах: в их составе он и совершал военные походы, и участвовал в народном собрании. По Гомеру, человек, не принадлежащий ни к одной фратрии, стоял вне общества. У него не было очага, т. е. домашнего хозяйства, которое и давало ему основу для полноценного участия в жизни общины». Б.Ляпустин. Древняя Греция.


Загрузка...