Плотно позавтракав макаронами с сосисками и напрочь забыв прочитать записки с наставлениями мам и пап, ватага высыпала на улицу.
Солнце пекло вовсю. На небе не было ни облачка. Не успели девочки подумать о том, что хорошо бы искупаться сегодня, как Игорь привлёк их внимание к куче фуфаек2, лежащих на лавочке. Видимо, бабушка снова принялась просушивать старые вещи из сундука, чтобы в них не завелась моль, и сегодня настала очередь фуфаек.
Недолго думая, Игорь, Вика и Ксюшка напялили на себя фуфайки и, помогая друг другу, стали их застёгивать таким образом, чтобы руки оказались внутри, а рукава оставались пустыми и свободно висели. Дети крутили телами влево и вправо, отчего рукава болтались в воздухе и становились орудием битвы. Они подбегали друг к другу, раскручивались и лупили соседа в бока, плечи, а Вике, как самой маленькой, даже доставалось по лицу, но она виду не подавала и стойко держалась. Они гонялись друг за дружкой по лужайке как сумасшедшие, падали, катались по траве, не забывая о том, что для полной победы над соседом необходимо ни на секунду не переставать вращаться, чтобы рукава всё время находились в движении.
Устав от беготни, вспотев и раскрасневшись, троица улеглась на лужайке, швырнув надоевшие фуфайки в сторону.
Набравшись сил после вкусного обеда, ребята с воплями выскочили на улицу. Схватив велосипеды, приставленные к забору палисадника, две девочки в цветных панамках и мальчик в кепке с сетчатым верхом выехали на дорогу.
Их повседневный маршрут состоял в том, чтобы, скатившись под горку, доехать до Сигмы – большого искусственного пруда примерно в двух километрах от деревни, развернуться и, набрав самую большую скорость, взобраться на вершину горы, чтобы вернуться в деревню.
Соревнование на подъёме было любимым занятием троицы. Сорванцы, окрылённые стремительным желанием обогнать друг друга, пыхтя и кряхтя, ехали в гору. Но, когда до конца оставалось каких-нибудь сто метров, их маленькие организмы сдавались. Сначала сдавался Игорь, опережающий девчонок буквально на полколеса, а затем и девочки. Тяжело дыша, они слезали с велосипедов, стягивали панамки и прицепляли их на багажники.
Поднявшись на вершину горы и ведя под уздцы своих железных коней, трое разрумянившихся от соревнования ребят обдумывали новое приключение:
– А давайте, как будто мы сыщики и должны выследить опасных преступников!
– Да! А велики – это наши мотороллеры!
– И сейчас мы на наших мотороллерах поедем выслеживать опасную группировку «Серый клещ»!
Взвизгнув от предвкушения предстоящих приключений и блестящей победы над преступниками, оседлав свои «мотороллеры» – старенькие велосипедики, ватага сорвалась с места. Крутя изо всех сил педали, три сыщика неслись по улице. Встречающиеся на пути деревенские жители были тайными агентами, которые уже вычислили, что Ксюша, Игорь и Вика –сыщики, поэтому друзьям непременно нужно было прибавить скорости. Мотороллеры взвизгнули, из-под колес посыпались искры – сыщики скрылись за поворотом.
Впереди почта – секретный штаб, их там ждут, им должны передать данные о местонахождении преступников.
Дети-сыщики дали по тормозам и остановились у колонки старой и ржавой, замотанной какими-то тряпками заботливой бабой Дуней, живущей в доме напротив. Издалека колонка была похожа на маленького скрюченного человечка в лохмотьях. Этот скрюченный человечек, якобы вышедший из секретного штаба к ним навстречу в мокрых тряпках, должен был передать им пакет с засекреченными бумагами.
Схватив невидимый конверт и пожав тряпичную мокрую руку коллеги-сыщика, троица на мотороллерах ринулась дальше.
Они следили за соседом дядей Васей, копающимся в моторе своего грузовика, потом за его женой тётей Валей, поливающей огурцы на огороде. Затем под подозрение попала лучшая подруга бабушки Маши – бабушка с таким же именем, которую во избежание путаницы все звали баба Маня. Она вызвала подозрение тем, что таскала во двор подозрительные деревянные ящики, и выражение лица у неё при этом было крайне загадочное. В ящиках, на первый взгляд, были куриный корм и картофельные очистки для поросят, но сыщики смекнули, что здесь есть какой-то подвох, и баба Маня наверняка замешана в преступлении и является сообщницей главаря преступников.
– Когда мы поймаем преступников, мы будем их допрашивать, пока они не сдадут бабу Маню. И тогда уж мы придём и разоблачим её, а пока пусть живёт спокойно! – грозно сказал Игорь, усаживаясь на «ревущий мотороллер» под названием «Уралец».
Следующими подозреваемыми были соседка баба Лариса в ярко оранжевом платке, привлекшем внимание сыщиков, и её сын Шурик, который колол дрова во дворе. По догадке сыщиков он прятал в поленнице дров секретное оружие, а теперь пытался завалить его вновь расколотыми поленьями!
Но самой опасной операцией сыщиков была слежка за местным пьяницей по кличке Стакан.
Все деревенские дети знали Стакан и боялись его лохматого вида. По вечерам он слонялся по деревенским окрестностям, бормотал что-то нечленораздельное и хрипел, как старый пёс.
Забыв про всех предшествующих кандидатов в преступники, сыщики в три голоса прошептали:
– Вот он! Это он главный преступник! Его немедленно нужно брать!
И, бросив на лужайке велосипеды, Игорь, Вика и Ксюша стали подкрадываться к еле перебирающему ногами Стакану.
Они спрятались за забором, пихали друг друга в бока и выталкивали на дорогу.
Стакан пошатнулся и упал. Смачно выругавшись, он снова поднялся на ноги и погрозил кому-то кулаком. Скорее всего, он грозил самому себе, потому что в этом падении виноват был только он сам, тем более людей поблизости не было, а наших ребят он вряд ли мог заметить.
Но сыщики запаниковали, струсили: грозный нечёсаный вид Стакана был поистине устрашающим.
Не теряя надежды на поимку опасного преступника и представление к награде, Ксюша и Вика попытались вытолкнуть на дорогу Игоря.
– Давай ты! Ты же мальчик! Иди и поймай его!
– Да как я его поймаю? Вы чё? Сами идите!
И Игорь, пытаясь вырваться, заскользил шлёпанцами по сочной летней траве.
– Ну и ладно. Он всё равно будет проходить мимо секретного штаба. Мы сейчас им по рации передадим, что он идёт, и они его сами поймают.
Стакан посмотрел в сторону ребят хмурым взглядом из-под кустистых бровей. Троица сжалась в комочки и притихла. У каждого в голове пронеслось, что такому серьёзному противнику старый гнилой забор не помеха, если он вдруг решит на них напасть.
Какое там напасть! Стакан и с места сдвинуться не мог. Но сыщики шёпотом посовещались и решили, что не стоит испытывать судьбу, находясь в такой близости к грозе всех деревенских собак, и мелкими перебежками посеменили к дому. Они знали только одного человека, кто сможет их спасти от Стакана: баба Маша! Пожалуй, стоит взять её в свою команду.