Говоря о Претензии, мы прежде всего подразумеваем претенциозное поведение – поведение, которое сопровождается недовольством и негативной реакцией на окружающие обстоятельства.
«С претензией», «быть в претензии», «высказывать претензии» – наиболее часто встречающиеся высказывания. И наиболее часто порицаемая обществом форма – демонстрация того, что человек неправ. Ты мне еще претензии высказывать будешь?! – Буду!
Суть и форма
Претензия – это осознанная и сформулированная реакция человека на событие, поведение, обстоятельство, демонстрирующая несоответствие его мнению или фактическому положению вещей.
Есть событие – есть оценка – есть реакция в виде неприятия – недовольства или претензии, которая следует за этой оценкой. Так что здесь может не нравиться?
По сути все корректно, если не предполагать, что человек ошибся в оценке ситуации, а произвел объективную и аргументированную оценку. Но часто окружающие в своей реакции на процесс «цепляются» не за суть претензии, а за форму.
Форма претензии, особенно у человека, который не умеет сдерживать свои чувства или не хочет их сдерживать, – яркая. Крик, возмущение, недовольство – все это сопровождает претензию. Но только ли из-за несдержанности так ярко выглядит это проявление?
Нет! Яркость видимых эмоций состоит из двух факторов – умения человека управлять своими эмоциями и дискомфортом, который создала претенциозная ситуация. Грубо говоря, чем больнее, тем громче. Но «громче» как раз все портит. Почему? Смотрите далее.
Форма подменяет суть
Форма человеческой претензии – это эмоциональный всплеск, задача которого складывается из двух составляющих. Вернее, из одной, но человек очень хочет совместить и получить максимум.
Первая составляющая претензии, формирующая эмоции, – это дискомфорт, который создала ситуация. Человеку неприятно, человек сигнализирует об этом – вполне закономерная реакция.
Но если «сильно» неприятно, то всплеск очень высокий. А если к этому добавить взвинченность (например, во время спора, или надумывание, которое подливает масло в огонь), то получается, что человек усиливает основную эмоцию другими подспудными составляющими.
Ошибается? Не совсем.
Зачем человек высказывает претензию? – Чтобы высказать свое отношение и оценку.
Зачем он высказывает отношение? – Чтобы иметь возможность его исправить – изменить ситуацию.
Вот и получается, что «крик» большинства претензий – это попытка пойти дальше: ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС исправить ситуацию, повлиять на то, что вызвало дискомфорт.
Но «крик», а вернее, давление в процессе – это тоже влияние. И не важно, что оно вторично и появилось в результате первичного искажения. Один поступил некорректно – второй поступает подобным образом, совершая некорректное действие. И получается, что форма – неверно собранная форма, подменяет суть процесса.
Уровни претензии/Уровни взаимоотношений
Прочитав строки, написанные выше, вы понимаете, что ЛЮБАЯ претензия имеет право на существование. Нет, не ЛЮБАЯ претензия оправданна – здесь очень многое зависит от точки зрения человека. И если она ошибочна, то и претензия ошибочна. Но человек имеет право рассказать окружающим о том, что он чувствует и как относится к процессу.
Если он прав – получает возможность изменить ситуацию.
Если он неправ – имеет возможность увидеть ошибочность своих выводов.
То есть претензия – это оправданная форма и должна высказываться всегда? – Нет!
Все дело в том, что претензия – а вернее, ПРАВИЛЬНАЯ претензия – должна обладать двумя основными качествами – СЕКТОРОМ события и КАЧЕСТВОМ СЕКТОРА события.
Сектор события – это описание или состояние жизненного процесса или явления, в котором произошла ситуация. Например, Дом супруга – претензия от одного супруга к другому. Или Дом карьеры – претензия от одного работника к другому.
А если ребенок предъявляет претензию родителю? – Некорректно! Это разные сектора – 5 Дом и 4 Дом. Равно как и наоборот – родитель не имеет корректного права высказывать претензии ребенку; критиковать, наставлять, корректировать, воспитывать – да, но не формулировать претензию.
Иным проявлением корректной претензии является Качество самой претензии – она должна описывать пункты или явления, которые вызывают недовольство, опираясь не на собственное отношение к процессу (это важно, но не настолько), а прежде всего объективное мнение.
Большинство претензий не дают результата лишь потому, что в них нет «идеальных форм». Так, заказчик может предъявить претензию строителю из-за кривых стен – их можно измерить, и понятие «кривой» становится из умозрительного фактически-оценочным.
А вот претензия из разряда «ты меня не балуешь» или «ты обо мне не заботишься» – не больше чем упрек, критика или каприз. Почему? – Потому что «балуешь», «заботишься» и иные формы поведения субъективны. И в глазах одного они «большие» или «достаточные», а в глазах другого – «маленькие» или «ничтожные».
Есть объективная аргументация, основанная на объективных механизмах, – есть повод выставить претензию. Нет? Тоже есть повод, но безо всякой надежды на изменение (или на последствия предъявления претензии).
Претензия = расплата
Любая качественная или корректная претензия подразумевает расплату – компенсацию за неудобство или исправление ситуации. То есть претензия всегда содержит требование о расплате и об исправлении, даже если это не подразумевалось логикой процесса.
И что, тот, кому предъявлена претензия, должен расплатиться? Должен – нет. Может – да!
Суть любой претензии (качественной и корректной), высказанной вслух, состоит в том, что человек публично заявляет о несправедливой ситуации. А дальше – либо «виновник» наведет порядок, либо за него это сделает Закон вселенной.
Правда? К сожалению для многих «виновных» – да. И самое наглядное объяснение дано в Псалмах Давида – собрании претенциозных материалов, которые демонстрируют не только механизм выставления претензии, но и последствия ее реализации.
«Кривая» претензия
А если претензия некорректная – скомканная, эмоциональная, искаженная или не соответствующая сектору? Тогда происходит то, что не нравиться «жертвам», – претензия аннулируется.
Нет, событие еще можно отработать. Но уже не с тем качеством и размером. Почему?
Потому что искаженная претензия перестает быть претензией и становится формой недовольства, демонстрацией раздражения, гневом – перестает быть механизмом расплаты и становится механизмом обмена эмоциями.
Именно поэтому и предлагается внимательно и щепетильно относится к ее ресурсу. Ведь, по сути, это ваш ресурс – это то, что вы можете получить по результатам реализации корректной претензии.
Претензия – полезный и весьма действенный инструмент, которым ни в коем случае не стоит пренебрегать. Если вы неправы – узнаете о себе много нового. Если правы – получите подтверждении своей правоты и выгоду от ее демонстрации. И только молчание без публичного высказывание не принесет вам никакого прока.
Принцип Природной силы (принцип вложенной привлекательности)
Принцип Природной силы перекликается с Принципом Стеснения – вложенных подсознательных ограничений, которые накладывает на себя человек, осознанно, а чаще всего неосознанно ограничивая или видоизменяя свое поведение.
Возможно, кто-то скажет, что современное общество достаточно распущено и нередко не скрывает ни своей привлекательности, ни своей природной силы, превратив это в распущенность и разнузданность. И с этим можно согласиться. Почти, но не в полной мере.
Рожденный
Если опустить из рассуждения «чудеса пластической хирургии», то в своих рассуждениях по вопросу Природной силы и Природной привлекательности мы вынуждены опираться на те данные, которые предоставлены нам от природы и от Рода.
Иногда «комплект» весьма привлекательный. Иногда сомнительный. Впрочем, привлекательный или сомнительный – кто решает? Кто говорит, что так «красиво», а так «уродливо»? Чаще всего некий общественный образ, который «ТОЧНО» знает, как нужно и что нужно.
Но правы ли те, кто ставят оценки? Думаю, вопрос неверный. Они не могут быть правы или неправы – они просто имеют право на СВОЕ суждение, свою оценку и свое отношение к ЛЮБОМУ процессу. Равно как любой человек, обладающий определенными физиологическими или личностными особенностями, имеет право на СВОЕ мнение.
Человек, рожденный с определенными личными качествами и характеристиками, обладает ВСЕЙ полнотой этих характеристик, а не только чем-то определенным. О чем я?
Природа шире, чем наше восприятие этой природы
Посмотрите на природные создания. Они различны по своему виду, состоянию и природным качествам, полученным ими от рождения. Кто-то красив (с позиции абстрактного восприятия) или уродлив (все с той же позиции).
И, возможно, с этим не просто спорить. Да, леопард более привлекателен, чем слон. Но так ли это? Как вы понимаете, правильный ответ на подобный вопрос только один – это личная оценка, которая не может быть полной и верной. Но это только часть ответа. Иная часть ответа заключается в том, что слону БЕЗРАЗЛИЧНО, как к нему относится леопард, суслик или таракан.
Да, можно говорить о том, что слон просто не знает, как его оценивают. А может быть, ему не нужно ничего знать?
Наши природные данные тесно сплетены с общественной оценкой нашего поведения и поступков – так называемой сигнальной системой нашего существования. Но одно дело получать сигнал на поступок, а другой – получать сигнал на состояние, причем физическое состояние, которое в большинстве случаев не может быть изменено.
Плюсы
Впрочем, реакция на «минусы» физиологического состояния – только часть всей картины состояния. Есть еще и «плюсы», которые также могут получать отклики общественного порицания или самопорицания.
Красив и привлекателен, обворожителен и сексуален? – И это тоже может восприниматься негативно. Почему? Из-за зависти, страха конкуренции, абстрактной или конкретной ненависти – в общем, список «претензий» может быть длинным. Но они есть, и они ВЛИЯЮТ на поведение человека, на которого направлена эта критика.
Что делать? Привлекателен – порицание, непривлекателен – порицание. Где правда и где правота? – НИГДЕ!
Рожденный с тем или иным багажом – физиологическим, природным, вы можете оперировать только этим багажом. Более того – достигать целей, реализовывать свои стремления вы можете в рамках той физиологии, которой наделены.
А как же общественная реакция? Как же порицание и комментарии? Как быть с этим? Не обращать внимания и абстрагироваться? Ни в коем случае!
Изоляция или невосприятие внешних раздражителей рано или поздно приведет к тому, что вы не сможете получать подсказки или обратную связь, которая влияет на ваше поведение. Но вот задумываться, фильтровать информацию, пытаться оценить качество и главное – ПРИЧИННОСТЬ появления этой информации – единственный способ получить качественную информацию и при этом сохранить адекватность восприятия окружающего мира.
Внутренние образы
Впрочем, как бы мы ни хотели контролировать проявление свой природной Силы, мы рано или поздно встретимся с тем, что называется Личным суждением или Образом, который мы сами создали для себя.
Образ – это своего рода «принц на белом коне», который создается человеком на основании стремлений, желаний, а самое главное – на основании ОБЩЕСТВЕННОЙ оценки о привлекательности, красоте и природной силе. Мы, осознанно и неосознанно впитывая этот образ, создаем себе «эталон» оценки, с которым постоянно сверяем свои данные.
Плох ли этот эталон? – Безусловно. И плох он не только и не столько тем, что идеален и часто не имеет ничего общего с вашей внешностью. Плох он тем, что не подразумевает такие вложенные природные качества, как психический и эмоциональный облик человека, его скрытые природные качества, такие как внутренняя привлекательность, внутренняя сила и вложенная сексуальность. Согласитесь, нередко вовсе не яркие, а скромные и внешне сдержанные люди более привлекательны, чем те, кто ярок, несдержан и подчеркнуто привлекателен.
И в этом случае диссонанс между РЕАЛЬНЫМ состоянием и внутренним ОБРАЗОМ только подчеркнет реализационные различия: считая себя «кошкой», вы будете вести себя, как кошка, но при этом фактически вы – «слон». Понимаете, как будет выглядеть слон, который прыгает с места на место?..
Итак. Подведем итог. Принцип Природной силы подразумевает:
• Принятие той природной силы и тех природных качеств, которыми вы обладаете.
• Улучшение, совершенствование или корректное изменение природных качеств, если для этого есть РЕАЛЬНАЯ необходимость.
• Применение, реализация, использование своей природной Силы без ограничений и оглядок ровно до тех пор, пока не будут получены корректирующие данные, – то есть раскрытие своей естественной природы до границ возможного и корректного поведения.
• «Борьба» с внутренними корректирующими образами или образами «табу» в период их возникновения. Рациональное объяснение корректности или некорректности поведения.
Понимаем, что труд немалый – особенно если учесть, что схема личных и общественных ограничений формируется с малых лет и очень быстро осваивается в нашем подсознании. Но если этого не сделать, то уровень неудовлетворенности собой и своими возможностями будет очень и очень высоким.