Если мы посмотрим на определение «злопамятства», существующее в обиходе, то заметим, что прежде всего это определение содержит следующую формулировку: «помнить о зле, нанесенном человеку, и испытывать острое желание отомстить или отплатить обидчику». А если использовать в качестве опоры выражение Ницше: «Злопамятство – это воображаемая месть рабов, которой они пытались компенсировать свои страдания», – то мы придем к одному очень интересному выводу, а именно – к тому, что ЗЛОПАМЯТСТВО ВТОРИЧНО.
Злопамятство вторично
Наше недовольство, наше стремление отомстить (отреагировать) на действие, совершенное в отношении нас, тесно связано с ситуацией, в которой произошло событие. Мы не помним «зла», которого нет, – мы помним «зло», которое мы считаем таковым.
Вспомните любую ситуацию, в которой кто-то доставил вам неудобство, создал проблему, причинил вред. Вы вспомните не только персону, которая совершила это действие, – вы вспомните сюжет – событие, в котором происходило действие. И если обратите внимание на ситуацию, то заметите свою реакцию – острое несогласие с тем, что с вами произошло.
А теперь попробуйте задать контраст рассуждениям – поройтесь в памяти и найдите схожие ситуации, в которых вам кто-то создал неудобство. Но ситуации, которые вы «забыли» прежде всего эмоционально – вы смутно помните сюжет, но не испытываете деструктивных эмоций.
Чем же они отличаются? Почему в одном случае память приносит злобу, а в другом – память спокойна?
Злопамятство субъективно
Злопамятство субъективно – сама функция базируется на вашей оценке ситуации и вашей реакции на происходящее. Сравнивая последствия «проблемы», вы автоматически делаете выводы. И в случае с «забытой проблемой» вы говорите: «Не страшно, все пустое!».
А в случае с ситуацией, которая вызывает у вас злость, вы не согласны с той ценой, которую заплатили.
Правы ли вы? – Это очень субъективно. И миллионер, потерявший рубль, может впасть в бешенство. И небогатый человек, потерявший миллион, может рассмотреть эту потерю философски. Кто из них прав? – Они оба правы!
Реакция (гнев, злость, радость, печаль и т. д.) – НАШИ чувства – наши личные и персональные ощущения, связанные с тем или иным влиянием окружающего мира. Так, кому-то жарко, а кому-то холодно. Кому-то душно, а кому-то свежо. Все это – личная оценка, и самое главное – ЛИЧНОЕ ПРАВО на такую оценку!
И субъективизм злопамятства обусловлен прежде всего тем, что ориентирован не только на внутреннюю оценочную базу, которая у каждого человека индивидуальна, но и на размер влияния на эту базу.
Проблема как форма влияния
В мире ничего не происходит «просто так»[1]– ситуация, которая вторгается в наш мир и формирует влияние, является Силой, которая действует на основании определенного закона. Силой, которая может быть причиной, следствием, фактором влияния ситуации, но которая тем не менее меняет наш мир.
Появление или возникновение влияния Силы в большинстве случаев является корректирующей формой события. Но не в контексте «в этом есть вселенский замысел», а «в этом есть вселенский смысл».
Ударьте кулаком по стене. Ваша сила создала влияние, и стена «отреагировала» на это влияние, создав обратное действие. Вам будет больно? Стена создала проблему? Да, все верно, но не в силу действия «Божественного провидения», а в силу законов природы.
Но это в случае, когда ситуация локальна – то есть тогда, когда в ней кроме вас никого нет. Но если в ситуации появляется человек, то сила, а вернее, ее проводник, участвует в процессе.
Вспомните старое наказание розгами. Человека клали на лавочку или подвешивали за руки, а затем «палач» лупил его розгами. С одной стороны, жертва «виновна» – она не просто так оказалась на лавочке и подвергнута наказанию. А с другой стороны, не стоит абстрагироваться от фигуры палача – он может бить сильно или слабо, в растяжку, вырывая мясо шматками, или фиксировать удар. Он может бить по-разному, доставляя разное влияние (страдание).
Не важно, почему он бьет так или иначе. Пока не важно. А важно то, что в ситуации присутствуют два фактора: фактор нарушения (за которое страдает человек) и факт корректировки (наказания), который реализуется другим человеком.
Так с любой ситуацией, где есть персона, которая создала нам проблемы. Есть факт «нарушения» – искажения, ошибки и даже преступления – и факт общественного или персонального влияния на процесс. И наша реакция, а именно злопамятность, тесно связана не с первым, а со вторым фактором события – мы не согласны с тем, как именно конкретный человек поступил с нами.
Злопамятство персонально
Злопамятство всегда персонально. Оно направлено против человека или группы людей, которые создали нам проблему. И прежде всего (и в основе нашей реакции) несогласие выражается в том, что они СЛИШКОМ или ИЗБЫТОЧНО реализовали свои возможности.
Ваша внутренняя оценка не согласна с тем, что было сделано. Имеете ли вы такое право? А вот здесь самое главное – это реакция вашего внутреннего мира. Вашему внутреннему миру – вашей оценке реальности и вашим чувствам – НАПЛЕВАТЬ на правоту или не правоту суждения; вы просто реагируете так, как считаете верным.
Давайте вспомним Уголовный кодекс – любую статью, в которой предусмотрено наказание, например от 8 до 15 лет. ОТ 8 ДО 15 – согласитесь, огромная вилка! Да, она обусловлена массой факторов и обстоятельств. Но на самом деле, если рассматривать процесс механически, видно сильное расхождение в реализации наказания.
Поэтому, когда мы реагируем на кого-то, когда испытываем неприязнь к его поступку, мы прежде всего формируем персональное отношение по форме, виду и размеру действий, опуская причинность понятия в анализе.
Злопамятство социально
Еще один фактор, о котором стоит сказать, говоря о злопамятстве, – это так называемая социальная составляющая этого эффекта. Действительно, помимо Законов вселенной или Закона Кармы, которые регулируют процессы в окружающем мире, есть еще и человеческий закон, который стремится компенсировать «недоработки» или «медлительность» Законов вселенной.
Хорошо это или плохо – тема отдельного разговора. Но самым важным в этом случае является сам ФАКТ мнения по отношению к поступкам, заложенный в человеческом обществе. Общество – страна, государство – НЕ ПРОЩАЕТ нарушителя (в том виде и в той форме, в которой существует Закон). Оно всегда реагирует на поступок и даже содержит в себе такое понятие, как «срок давности» – он варьируется в зависимости от проступка человека.
Что это значит? А значит то, что государственные мужи, создавшие наше общество (очень и очень неглупые люди), не только предусмотрели понятие злопамятства в структуре общества, но и попытались его регламентировать. А мы? – Мы, живя в том обществе, в котором живем, соглашаемся с его правилами и нормами.
Злопамятство бесконтрольно
Сама реакция – внутреннее несогласие с формой, видом или размером негативного деяния, изменившего жизнь человека, не подлежит контролю. Вы можете гасить эмоции, выбрасывать из памяти событие, стараться подавить в себе гнев и злость, но все это только отодвинет состояние из видимой и понятной области в глубины вашего подсознания, оставив все на своих местах.
То есть если говорить о злопамятстве, то этой формой невозможно управлять. Но возможно управлять пониманием ситуации. Не принятием! Не согласием! А именно осознанием того, что произошло. По сути, злопамятство – это раздражитель и побудитель к определенным шагам и поступкам.
Злопамятство с отложенным эффектом
Среди факторов влияния вселенной существует множество направленных на формирование побуждения или корректировку поведения человека. Как заболевание создает корректировку поведения человека, так и эффект злопамятства корректирует поведение человека как в отношении поступка, так и в отношении человека, который совершил этот поступок.
Да, злопамятство – видимая и простая форма корректировки. Она требует изучения причины и деталей события. Но есть в ней и «простая польза» – она демонстрирует несогласие с тем, что было реализовано в отношении человека. И никто не говорит, что человек прав в своем несогласии; но если он попытается исправить ситуацию – устранить внутреннее и внешнее несогласие, – он будет работать с предметом, вызывающим злопамятность, тем самым меняя свой внутренний мир.
Не воспринимайте злопамятность к событию или явлению плоско и односложно. Это ваше мнение, которое нужно учитывать. Оно может быть верным, может быть ложным. Но оно ваше, и другого пока нет. Работайте с ним, изучите его, и вы будете познавать свою природу.