Олимпийские игры до сих пор остаются уникальным не только спортивным, но и общественно-политическим мероприятием. Это единственное в своем роде зрелище, которое привлекает внимание без преувеличения миллиардов людей на всем земном шаре, а следовательно, является наглядной демонстрацией единства всего человечества. Спорт в данном случае не просто развлечение, а средство межнационального общения. Общие эмоции – первый шаг к диалогу, тем более если эмоции эти мирные.
Удивительно, но объединяющий, примиряющий характер спортивных состязаний древние греки осознали еще три тысячи лет тому назад. И это в условиях отсутствия средств связи, постоянных междоусобных войн и «диких нравов»!
Олимпийские игры древности проходили в Элиде – одном из пелопоннесских государств. Здесь находилось главное святилище верховного бога Зевса – Олимпия. В живописном уголке Греции, где течет река Алфей и ручей Кеадос и расположена священная роща Альтида, находились храмы Зевса, Геры и некоторых других олимпийских богов – вероятно, поэтому место и называлось Олимпия (сама гора Олимп находится в Северной Греции). Изначально эти спортивные игры имели местное значение, но постепенно в них начинали принимать участие и жители соседних государств, а затем, по мере укрепления культа Зевса, мероприятие приняло панэллинский характер. Историки предполагают, что игры учредили критяне, которые в эпоху расцвета крито-микенской культуры (во II тысячелетии до н. э.) регулярно бывали на Пелопоннесе, проходили вверх по Алфею до будущей Олимпии и здесь приносили жертву богам за удачное плавание, в первую очередь главному критскому богу Зевсу (своему земляку). На Крите издавна существовал обычай спортивных состязаний – Андрогеид (названных так в честь сына легендарного правителя острова Миноса). С другой стороны, сначала пеласги, а затем ахейцы и основавшие большинство пелопоннесских государств дорийцы устраивали где-то здесь празднества и жертвоприношения в честь бога Кроноса, его матери Геи и жены Реи. Память об этом сохранилась в названии холма Кронион. Первые олимпиады, вероятно, стали проходить в начале IX в. до н. э.
Бегуны. Олимпийские игры 776 года до н. э.
У греков насчет учреждения Олимпийских игр было свое мнение. Существовало несколько основных легенд. По одной из них, игры учредил Зевс, победив своего отца Кроноса. По другой, более распространенной, игры учредил Геракл. В свое время он, как известно, очистил конюшни элидского царя Авгия. Тот не наградил героя, Геракл собрал войско и разбил неблагодарного царя в битве. По дороге домой Геракл и провел первые игры, сам одержал победу в беге и посадил в роще Альтиде священный оливковый куст. Игры были проведены не то в память о той же победе Зевса, не то в память о подвиге легендарного царя Микен Пелопса. Он в свое время якобы одержал верх над коварным царем Эномаем в состязании колесниц (подговорив возничего, который просто испортил царскую колесницу) и взял в жены его дочь. В честь Пелопса полуостров и получил, по мнению местных жителей, свое название.
Олимпийские игры уже в VI в. до н. э. имели для жителей полисов всей Греции огромное значение. Проводились они раз в четыре года, элидские глашатаи отправлялись с вестью о новых играх во все города Эллады. Сроком на один, а потом на три месяца все греческие государства заключали перемирие – экехерию. (Впервые это было сделано, по преданию, пелопоннесскими правителями: Элиды – Ифитом, Спарты – Ликургом и Пиз – Клеосфеном.) Более того, они обязаны были беспошлинно пропускать всех, кто следовал на Олимпийские игры. Атлеты же десять месяцев готовились к состязаниям, причем часть этого времени – обязательно в тренировочных залах и на площадках самой Элиды. Территория Олимпии считалась священной и нейтральной. Никто не имел права входить сюда с оружием. Поэтому многие полисы хранили здесь свои сокровища (при храмах).
В Олимпии были построены грандиозные спортивные сооружения, храмы (самый известный из них – храм Зевса со статуей этого бога – одно из семи чудес света), дома для приезжих. В период расцвета Игры собирали до 40 тысяч зрителей из Греции, Малой Азии, с берегов Черного моря, которые наблюдали за соревнованиями со склонов Крониона. Сюда же, в Олимпию, приезжали очень многие «лидеры нации». Здесь заключались союзы и торговые сделки, выступали певцы и философы.
Игры проходили в течение пяти дней. На соревнования (в том числе в качестве зрителей) допускались только мужчины. Спортсмены выступали обнаженными. Они должны были обязательно быть свободными греческими гражданами, не запятнавшими себя никакими преступлениями. Судьями были элланодоники, которых выбирали из числа наиболее достойных элидян. Сперва единственным видом спорта был, по всей видимости, стадиодром, или попросту бег. Длина дорожки составляла один стадий (шестьсот ступней – около 192 м). Затем добавился бег на два и больше стадиев, кулачный бой, борьба, состязания колесниц, пятиборье. Победитель в каждом виде спорта – олимпионик – награждался ветвью с оливкового дерева, посаженного Гераклом. В Олимпии ему ставили мраморный бюст. Еще большие почести победителю Олимпийских игр оказывались на родине, где он освобождался от налогов, а зачастую и получал крупные суммы от богатых земляков. Сограждане буквально на руках носили своих олимпиоников, в их честь слагались гимны, на войне противник, бывало, отпускал захваченного в плен прославленного атлета без выкупа.
Четырехлетние периоды между играми назывались Олимпиадами, которые носили имена в честь последних чемпионов в стадиодроме. В свое время историк Тимей ввел новое летоисчисление – от первых Олимпийских игр, имя победителя которых было ему известно, – 776 г. до н. э. Дата эта условна.
В эпоху эллинизма, а тем более во время римского владычества Олимпийские игры потеряли свое былое значение. Неоднократно священный нейтралитет Олимпии нарушался, разрушались храмы, а главное – разграблялись сокровищницы. В соревнованиях участвовали уже не только греки, ни о каком перемирии также не было и речи. Игры превратились в дешевое провинциальное развлечение. В 394 г. н. э. император Феодосий I, проводя борьбу с язычеством, вообще упразднил Игры. В V в. по приказу Феодосия II были сожжены олимпийские сооружения, а в VI в. мощное землетрясение вызвало оползень на Кронионе и священная некогда территория была погребена под шестиметровым слоем земли.
Лишь в конце XIX в. Пьер де Кубертен добился возобновления Олимпийских игр, ставших одним из самых светлых символов новейшей истории.