Представим ситуацию. Лагерь. Тьюториал. Тьюторант Петр проектирует то, как он будет проводить «Мафию на новый лад». Тьюторант с увлечением рассказывает про игру, какая она классная, про то, что «…надо нарисовать карточек 20 штук…», про то, что вечером он уже сделает «…объявление про игру…» и уже даже ее проведет в форме «…турнира для 24 человек…». В общем, по мнению Петра, проект намечается просто «Уау!».
Тьютор в это время чуть ли не до зубного скрежета ощущает, что не получится так – времени свободного у Петра часа полтора максимум, другие ребята заняты в своих проектах, вечером уже сложно собрать людей в таком большом количестве – более 20 человек. Тьютор точно понимает, Петр находится в иллюзии успешности своего проекта.
Достаточно типичная ситуация. Тьютор в силу своего жизненного и профессионального опыта, видит, что тьюторант вот-вот «вляпается» в свои ошибочные, иллюзорные представления, завышает свой масштаб возможностей и вообще плохо представляет, что же должно случиться организационно, чтобы проект оказался успешным.
Данная ситуация требует от тьютора умения находить баланс между безопасностью тьюторанта и пользой для него от переноса внутренней картинки в реальность (задумал – сделал – отрефлексировал, что получилось).
На что можно обратить внимание тьютору?
Первое.
Тьюториал – место безопасного обсуждения
Тьюторант имеет возможность ПРОГОВОРИТЬ любые, даже самые фантастические, варианты своих действий. Тьютор слушает, тьютор уточняет, тьютор ставит «зеркало». В примере с Петром – тьютор возвращает тьюторанту: «Я слышу, что ты за сегодняшний день собираешься нарисовать 20 карточек, сделать вечером объявление и через 20 минут после него провести турнир для 24 человек». Отражение. Тьюторант смотрит в это отражение, слушает себя и получает возможность дополнить свою картинку теми действиями, которые ему кажутся наиболее желательными, эффективными и достаточными.
Второе.
Тьюторант имеет право сделать плохо.
На тьюториале обсуждаются идеи и мысли тьюторанта, а не интересные ответные предложения тьютора.
Огромный соблазн, через который проходят практически все без исключения тьюторы, – немного подправить /улучшить/дополнить /украсить замысел тьюторанта. Так, чтобы у него (у тьюторанта) всё получилось хорошо.
Тьютор должен отдавать себе отчет в том, что он не «продаёт» тьюторанту свои «предложения по исправлению» задуманного, а помогает нащупать собственные.
Третье.
Тьюторант должен научиться оценивать уровень безопасности намеченных действий.
Такие вопросы помогут увидеть риски: «Я развиваюсь в своих действиях или надрываюсь? Насколько я безопасен себе? Насколько я обеспечиваю безопасность других, занятых в моем проекте?»
Соответственно тьютор отслеживает:
– находится ли программа действий в зоне ближайшего развития тьюторанта;
– минимизированы ли риски ухудшения психического и физического здоровья тьюторанта;
– насколько продумана безопасность людей, которые могут попасть в зону действий тьюторанта.
Четвертое.
Тьюториал – честный разговор.
Тьютор видит, тьюторант не замечает, что границы безопасности нарушаются. Тьютор спокойно, выдерживая тьюторскую интонацию, обсуждает с тьюторантом «опасные места». Вернемся к нашему тьюторанту.
Проверяем личную планку: «Петр, тебе важно хоть как-то реализовать проект или ты хочешь выполнить все свои условия – 20 карточек, 24 человека, турнир, игра сегодня вечером?»
Уточняем адекватность восприятия времени: «Сколько тебе надо времени, чтобы нарисовать карточки? Что будешь делать, если увидишь – времени не хватает?»
Уточняем важность количества людей «Если придет меньше человек, что делать будешь? А если больше? Есть ли какие-нибудь действия, которые помогут тебе набрать необходимое количество человек?»
И так далее…
Пятое.
Тьюториал провоцирует на развитие.
Мертвый проект тот, в котором нет права на ошибку, в котором все продумано, все предусмотрено, все безопасно, а иногда даже уже отработано.
Живым проект становится тогда, когда внутренняя картинка будущего у тьюторанта живая, интригующая, частично непроявленная, оставляющая место для развития и рвущаяся проявиться в реальности.