На российском рынке сейчас наблюдается несколько десятков операторов доставки, которые делятся на федеральных, региональных, агрегаторов и интеграторов. Два последних, с помощью собственных IT-решений используют логистические возможности двух первых. Но какие еще отличия есть у вышеуказанных групп операторов? Давайте попробую простым языком объяснить.
Федеральные операторы доставки. Это классические службы доставки, которые всем нам хорошо знакомы. СДЭК, DPD, Почта России, Boxberry и т.д. Федеральная служба доставки имеет возможность собственными силами осуществлять забор заказов по всей территории РФ и доставку так же по всей территории РФ. Помимо доставки заказов, "федералы" оказывают услуги ответственного хранения, маркировки, упаковки. Поэтому этих операторов доставки федерального значения относят к 3PL-операторам.
3PL (Third Party Logistics) – это вид логистики, при котором производитель использует услуги аутсорсинга для управления цепочкой поставок.
Компания-перевозчик берёт на себя процесс доставки, хранения, маркировки, упаковки, оформления документов и другие этапы, связанные с транспортировкой. Таким образом производитель может сосредоточиться на своём бизнесе и выпуске новой продукции, а логистическая фирма занимается поиском наиболее выгодных схем поставок.
То есть по сути интернет-магазин может не держать свой склад, а использовать площади 3PL-оператора. Процесс полного сопровождения называется фулфилментом.
Фулфилмент (от англ. fulfillment или брит. англ. fulfilment – «выполнение, исполнение») – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки.
Термин используется без перевода.
Получается что федеральная служба доставки может под ключ организовать интернет-магазину всю логистику и складскую и транспортную.
Региональные операторы доставки. Основным отличием от федеральных операторов у региональных является ограниченная география забора заказов. Потому как такого рода трансопртная компания специализируется на доставке на ограниченной территории. Очень много региональных компаний в наших столицах, потому как в этих городах очень большой спрос на доставку. Самые яркие представители из регионалов наверное Logsis, Grastin, Dally, Интеграл, Top delivery. Эти и некоторые другие по факту могут доставлять по всей России через федералов, но вот именно собственная доставка у них работает на магистрали Москва-Питер. То есть для интернет-магазинов данных регионов не обязательно подключаться к федералам, что существенно расширяет список для выбора оператора доставки.
По сути регионалы могут так же оказывать услуги фулфилмента, но для своего домашнего региона. А доставка за счет партнерства с федералами осуществляется по всей территории РФ.
Агрегаторы. Сервисы, которые обеспечивают работу с операторами доставки по принципу "одного окна". Суть сервиса в том, что агрегатор заключает договор с несколькими транспортными компаниями предлагая своим клиентам сразу несколько вариантов доставки, что бы они смогли оценить и выбрать самый оптимальный вариант. Интернет-магазин заключает один договор, но может при этом отправлять заказы несколькими транспортными компаниями. Предствителями семейства агрегаторов являются Saferout, Яндекс Доставка, Shiptor, Сберлогистика (до недавнего времени – сейчас трудиться только в интересах Мегамаркет), Meta (от Pim Solutions). Некоторые агрегаторы могут иметь собственную службу доставки (региональную).
Интеграторы. Это новое веяние последних лет в области логистики, которое скорее всего представляет только некий IT-продукт, позволяющий работать с несколькими операторами доставки в едином личном кабинете, но при этом договор все-таки вами заключается с каждой ТК. Интегрироваться в этом случае как и с агрегатором придется один раз. И это существенный плюс. Собственной логистикой интеграторы не располагают.
Данный вид организации интернет-логистики подойдет прежде всего интернет-магазинам с самодельными сайтами (потому что на платформенных продуктах такие интеграции уже зашиты в предустановленные настройки). Ввиду того, что интеграция кастомизированного интернет-магазина не всегда обходится подключением интеграционного модуля (и поехали), а все-таки подразумевает написание API, то интегратор будет неплохим решением.
Поясню. Интегратор в любом случае имеет команду разработчиков, которые даже при отсутсвии вашей – смогут найти ключик от вашего сайта и произвести интеграцию, а далее вам уже не придется прописывать API с каждым опеатором доставки. Достаточно просто заключать договора, а интеграцию переносить на хрупкие плечи интегратора, который по своему предназначению будет проще-простого с интеграцией справляться.
Так ли это на самом деле – собственным примером, к сожалению, не поделюсь. Но идея кажется годной, несмотря на затраты. Интегрироваться один раз вместо трех-пяти, это всегда выгодней, как не крути.
Далее я раскрою подробнее непростые характеры вышеперечисленных операторов. Всех, кроме последнего. Про него наверное подробнее написать не получится.