Не стоит путать самоанализ с самоедством. Самоанализ – средство для самопознания, самоедство – средство для самоуничтожения. Анализируя себя – мы делаем шаг на пути к совершенству.
Некоторые ошибочно полагают, что самопознание – вещь исключительно вредная для нормального человека. Казалось бы, зачем это нужно, если современная цивилизация готова в любой момент предоставить профессионального психолога, чья непосредственная обязанность – выслушивать проблемы человеческие и решать их. Но без самопознания ни один человек не способен четко выстроить свою жизнь, просчитать правильные ходы в вечной игре человеческих взаимоотношений. Поэтому, если действительно есть желание научиться управлять своими чувствами, чтобы они не выдали в самый неподходящий момент, следует заняться самоанализом.
Прежде всего это поможет ответить на вечный вопрос о смысле жизни, который каждый решает для себя сам, потому что невозможно найти себя в жизни, не поняв своего внутреннего мира, своих желаний. Часто именно из-за нежелания заняться анализом своего «я» человек ломает свою жизнь, теряя годы на попытки должным образом сыграть не «свою» роль в человеческом обществе. К тому же именно самоанализ может помочь избавиться от так называемого клише – общественной роли, навязываемой человеку с рождения окружающими, что также нередко приводит к сильным стрессам, а иногда и суицидальным идеям.
Кроме того, мало кто не согласится с тем, что никто не станет рассказывать чужому человеку, даже самому выдающемуся психологу, всех своих тайн. А ведь именно самое сокровенное, то, что человек скрывает или же просто не догадывается о существовании этого, и является причиной большинства психических расстройств и тяжелых стрессов. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что самоанализ способен помочь каждому не только разобраться со своими желаниями и истинными ценностями, но и устранить причины комплексов и депрессии. Но для этого требуется немалое усилие над собой.
Дело в том, что далеко не все люди способны быть откровенными даже с самими собой. Иногда легче продолжать обманывать окружающих и обманываться самому, чем проанализировать ситуацию и попробовать изменить ее. Однако подобное поведение приводит к тому, что истинные чувства могут выдать человека в самый неподходящий момент и таким образом разрушить имидж, что нередко означает крушение карьеры. Но заняться самоанализом никогда не поздно, как впрочем, никогда не поздно изменить свою жизнь.
Что касается изменения стиля жизни, тут следует заметить, что именно самоанализ поможет выйти достойно из неприятной ситуации «обрывания всех нитей» с прошлым. Обычно человек, находясь перед новым поворотом в своей жизни, начинает впадать в крайности, стараясь как можно быстрее изменить существующее течение вещей. Самоанализ поможет разобраться, чего же именно вы хотите и какие способы достижения поставленной цели для вас более приемлемы.
Мыслитель, видящий через свои раздумья многообразие мира. Он пропускает через себя все образы и улавливает истину. Через самопознание, через микрокосм он стремиться понять Вселенную и себя самого. Перед внутренним взором человека складывается мозаика мира, выдавая самые скрытые тайны. Мир проходит сквозь мысль, а мысль становится частью мироздания.
О важности самоанализа, как способа избавиться от врожденных комплексов и психологических зависимостей, говорил еще Зигмунд Фрейд. Многим известным людям самоанализ помог найти свое место в жизни или избавиться от комплексов. Это подтверждают многочисленные примеры из истории. Так, например, известно, что античный философ Сократ придавал самосозерцанию большое значение, видя в нем основное лекарство, способное излечить любые недуги души. Кроме того, сам он вошел в мировую историю только благодаря этому изобретенному им «лекарству».
В молодости Сократ мало чем отличался от большинства греческой молодежи, проводившей свой досуг в спортивных играх и поэтических состязаниях. Несмотря на все старания его отца, будущий философ не придавал значения наукам, предпочитая развлечения. Однако через некоторое время он стал тяготиться таким образом жизни. И вот в этой тяжелой ситуации, когда внутренние запросы не совпадали с привычным укладом существования, Сократ стал задумываться о своей роли в обществе. Как он признавался потом своим ученикам, ему было нелегко понять и признать, что он долгое время старался играть не ту общественную роль, которая ему была уготована. Поэтому философ решил оставить мир развлечений и направился обучаться к мастерам, владеющим искусством слова. Таким образом, только умение понять собственное «я» помогло великому мыслителю найти себя в жизни.
Другой известный ученый, медик и философ Агриппа, близкий друг короля Франции Генриха III, считал, что собственная душа таит больше загадок, чем все звезды неба. В его воспоминаниях есть рассказ о его детских переживаниях, когда юный дворянин впервые заглянул внутрь своей души. Для него это было «захватывающее путешествие в странный и сказочный мир, не имеющий границ и преград для совершенствования». Агриппа отмечал, что самопознание может поднять любого человека на уровень гения, стоит только не испугаться «увидеть в глубине ваших желаний что-то, о чем вы и не подозреваете». Его учение «о здоровье души» было основано как раз на самопознании, на погружении в глубины человеческой души, хранящей ответы на все вопросы, «ибо нет вопросов, рождающихся без ответов на них».
Известно, что сам Агриппа сумел помочь молодому Генриху, тогда еще королю Наварры, пережить смерть горячо любимой матери, именно заставив его заглянуть в «глубины души своей и обрести в ней и только в ней силы на правление…» Самопознание сделало из молодого гуляки и дуэлянта короля, сумевшего не только удачно противостоять династии Валуа, но и занять французский трон после ее гибели. Как видно из этого примера, человек может многого достичь, если сможет пройти путь внутреннего самосовершенствования.
А что касается восточных религиозных учений, так они видят в самопознании ключ ко Вратам Неба, открывающимся избранным. Так, даосское учение прежде всего направляет людей внутрь их собственного мира, считая, что без знания духовного невозможно добиться никаких результатов в материальном мире. Даосизм видит истину всего сущего именно в проявлениях внутреннего «я» живых существ, так называемого эгрегора разума. Так самопознание становится обязательным для каждого, кто стремиться изменить свою судьбу и даже судьбу окружающих. Может быть поэтому многие из великих политиков и военачальников Востока одновременно были философами и поэтами, то есть людьми, чей разум был постоянно направлен на исследование своего внутреннего мира.
Другая распространенная на востоке религия – буддизм – призывает людей познавать окружающее через себя. Известно выражение «улыбка Будды» – символизирующая направленность внутрь себя. Именно на развития внутреннего зрения в человеке, что, по верованиям буддистов, придает человеку неземную мудрость, направлено одно из испытаний буддийских монахов. Оно заключается в том, что человека помещают в темную комнату, лишенную окон, пребывание в которой нарушает связь человека с внешним миром и обращает его внимание на свое собственное «я». Таким образом он учится пропускать все то, что привнесено внешним миром, через глубину небесной мудрости и может противостоять различным соблазнам материального мира.
Как видно из вышеперечисленных примеров, от самоанализа может зависеть выбор жизненного пути человека. Кроме того, самопознание может помочь в любой момент гармонично изменить жизнь, при этом не впадая в крайности и не «сжигая за собой мостов». Все, что потребуется для этого, – сила воли и последовательность в действиях. И тогда можно будет только удивиться происходящим изменениям в своей психическом и, что не менее важно, физическом состоянии. Узнав о себе и своих истинных желаниях, добродетелях и пороках, гораздо легче строить свою карьеру и личную жизнь. А само увлекательное путешествие в глубь своей души может продлиться всю жизнь, с каждым разом принося все новые и новые сюрпризы.
Человеческая мысль может перевернуть мир. Но если не сформулировать ее внутри, не рассмотреть все возможные варианты, к которым ее исполнение может привести, – мысленный процесс ничего не стоит. Поэтому человек разумный не может не пользоваться всеми возможностями, что дала ему природа… Таково и самопознание.
Но как и у каждого, даже самого благого закона, в данном случае существует обратная сторона, которая может достаточно сильно навредить личности. Речь идет о последовательном самоедстве, приводящем к разрушению личности. В каких случаях человек может впасть в подобную крайность?
Во-первых, после крупной пережитой неудачи, оканчивающейся депрессией. Многие люди, особенно амбициозные, с ярко выраженными качествами лидера, очень болезненно переживают неудачи. Они склонны видеть в них личное поражение или даже позор, смыть который невозможно. В этом случае анализ происшедшего и собственной роли в случившемся скорее всего приводит к формированию чувства ненависти по отношению к себе – неприятие себя может доходить до суицидальных намерений. То есть, проиграв кому бы то ни было, человек считает себя вообще недостойным существовать. У людей с более слабым характером подобные неудачи выливаются в многочасовые внутренние диалоги с самим собой, результатом которых всегда является одна и та же фраза: «Я это заслужил, так мне и надо!»
Во-вторых, это самоедство распространено среди людей, склонных к психическому самоистязанию. То есть получающих моральное удовлетворение от самой мысли, что они – неудачники и недостойны лучшего в этой жизни. Для подобных субъектов самоедство, как вечный поиск причин собственного отрицания, – единственный способ жить. При этом они вряд ли когда-либо стремятся изменить положение вещей и стать более счастливыми и удачливыми. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что если самоанализ ведет к положительным результатам, то самоедство лишь разрушает человека изнутри.
Кроме того, замечено, что человек, склонный к саморазрушению, становится со временем болезненно интровертирован, то есть замыкается в себе, в своем душевном мире. Другими словами, он не позволяет окружающим помочь ему справиться со своими проблемами и свести отрицательные эмоции на нет. То есть человек, замыкаясь в собственной боли, не только не ищет выходов из нее, но и постоянно ее увеличивает.
Однажды пришел к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрости мира. А так как он не может понять мудрости мира, он сомневается в мудрости Бога. И сей факт очень смущал его, потому он и пришел попросить у мудреца помощи. Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии – тот будет выполнять его требования. И первым требованием было – сидеть у берега и слушать, как поет река. «Это голос Бога», – сказал монах. Так человек и сделал.
Но когда вечером он вернулся к монаху, на его вопрос, понял ли он мудрость мира, от покачал головой. Тогда вторым требованием было – смотреть в костер. «Это танец Бога», – сказал монах. Но утром человек снова сказал, что не понял мудрости мира. Земля и воздух тоже ничего не сказали ему о мудрости мира, ибо не разгадывал человек их тайн. Монах задумался. А на третий день сказал человеку: «Тогда посмотри в себя, там таятся все твои сомнения». И, увидев в себе сказочный и многоликий мир души, человек понял мудрость Бога, создавшего в каждом из живущих отражение Вселенной. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу. Так и каждый должен смотреть в себя, если хочет увидеть всю Вселенную.