Без стремления к совершенству невозможно освоить законы самоуправления. Только стремясь к идеалу, можно выработать в себе силу воли.
Для безукоризненного управления собой человеку необходимо стремиться к чему-то большему, нужен постоянный духовный рост, развитие лучших качеств. Поэтому каждый человек, который желает жить по своей воле, руководя собой и своими поступками, обязан совершенствоваться, проявляя при этом неповторимость мышления и не теряя индивидуальности.
Таким образом, основная мысль этого закона сводится к тому, чтобы каждый человек, который не желает быть подвластным никому, кроме самого себя, должен постоянно стремиться к совершенству, достигать больших вершин, изменяя себя подобно скульптору, работающему с куском глины.
Безусловно, у каждого человека свои понятия, представления о совершенстве, каждый человек имеет свой идеал. Многие понимают под идеалом образы Аполлона Бельведерского или Венеры Милосской, но это всего лишь классические идеалы внешней красоты, идеальной внешности.
Если же человек задался целью обладать независимым, сильным характером, чтобы научиться управлять самим собой, идеальными должны стать не его фигура и лицо, а его внутреннее содержание, его духовный мир. При неправильном самоуправлении рано или поздно каждого постигает разочарование, и человек живет, так и не постигнув сути совершенства, не узнав истинного счастья. Только тот достоин властвовать собой и тем более другими, кто все время занимается самовоспитанием, кто каждую минуту в жизни ценит и старается плодотворно использовать ее для собственного развития.
Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. Это, безусловно, облагораживает человека и заставляет верить, что он способен управлять собой и стремиться к лучшему, но это скорее всего лишь малая доля истинного самосовершенствования.
Самосовершенствоваться – значит путем долгой и кропотливой работы над собой стремиться к достижению гармонии тела и души. И для того, чтобы стать совершенным, необходимо прежде всего сильное желание, потому что возможность совершенствоваться есть у каждого, но далеко не каждый это использует. Еще Проперций сказал: «В великих делах уже само желание – достаточная заслуга». А Ж. Гюйо подтвердил эту мысль: «Человек не искал бы нравственности, свободы, если бы он их не нашел; он не требовал бы их, если бы до известной степени не владел ими; они не озабочивали бы его, если бы не были в нем самом как идея, как сила, как плодотворное желание, которое, достигая полного самосознания, может мало-помалу стать и реальностью».
Желание стать лучше, страсть совершенствования должны преодолеть все низменные желания и привести человека к успеху, сделать его самостоятельной личностью, достойной восхищения и подражания. Таким образом, человек может признаться себе и другим, что достиг совершенства, лишь, когда на самом деле научился преодолевать свои слабости, перестал слепо следовать своим желаниям, стал умнее, добрее и лучше во всех отношениях.
Овод. Сократ, занимаясь «пробуждением афинян от нравственной спячки», сравнивал себя с оводом, назначение которого – подгонять благородного, но обленившегося от тучности коня. Если каждый отдельный человек будет представлять себе овода как олицетворение силы воли, которая должна постоянно воздействовать на него, побуждая к самосовершенствованию, к благородным поступкам, то у него не будет времени на пустое времяпрепровождение, на пустые думы и гнетущие мысли, растлевающие разум и душу и мешающие человеку управлять собой.
Известный греческий моралист и философ Сократ сделал предметом своей философии именно моральное благо и ценностное содержание жизни – вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья. По мнению великого мудреца, вся культурно-просветительская деятельность познающего разума человека должна быть направлена на нравственное самосовершенствование личности.
Таким образом, Сократ одним из первых абсолютизировал мораль. Он рассматривал ее как основу всей человеческой культуры. При этом философ не отрывает моральность (добродетельность) личности от многообразия ее деятельности (семейной, гражданской, военной, индивидуально-телесной и т. д.), а видит в ней ведущее, смыслообразующее начало человеческого бытия. Сократ высказывает твердое убеждение в существовании общих определений морали, постижение которых является гарантией добродетельности личности.
Самое главное, что Сократ жил так, как проповедовал. Судьба мыслителя является зримым воплощением того человеческого идеала, который он теоретически обосновывал. Всю свою жизнь Сократ посвятил самосовершенствованию, стремясь при этом оставаться самим собой, непохожим на других, неповторимым. В этом заключаются его огромная воля и умение управлять самим собой, своим разумом, своей волей. Примечательно то, что Сократне пошел по стопам своего отца – скульптора, не обнаружил интереса к другим родам общественной деятельности, а сам придумал себе профессию – вести этические беседы с гражданами, побуждая их к поискам нравственной истины и к самосовершенствованию.
Сократ был готов вести беседы с любым человеком – государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком. Одним словом, он делал то, что сам считал нужным делать – в этом и проявлял огромную силу воли и умение владеть собой, управлять своими действиями. Сократ отстаивал моральную эмансипацию личности – это основное его положение еще раз доказывает защиту им душевной независимости каждого отдельного человека, умения противостоять моральному натиску со стороны и проявлять себя.
Несмотря на безупречную репутацию, которую имел Сократ среди окружающих благодаря своим беседами и проповедями, сам он постоянно был недоволен тем, что делал, видел свои недостатки и старался их исправить. Он без устали искал общие понятия мужества, справедливости и т. д., на это была направлена вся его деятельность, все его мысли, но он говорил: «… Я и сам путаюсь, и других запутываю». Это в полной мере доказывает то, что самосовершенствование – длительный, если не сказать бесконечный процесс.
Как известно, своими учениями Сократ явился отправным пунктом для развития других этических и философских школ, которые стали называться «сократическими». Одной из таких школ была школа киников, которые тоже развивали идеи о самосовершенствовании и моральной независимости личности и старались убедить людей прежде всего наглядным воплощением своих представлений о должном образе жизни. Наиболее ярко это продемонстрировал Диоген Синопский – одна из популярных фигур в истории философии.
Диоген вел аскетический образ жизни, доказывая тем самым, что не позволил своим телесным потребностям управлять разумом. Всеми своими действиями и образом жизни Диоген стремился доказать, что индивид может и должен находить удовлетворение в себе и не нуждается ни в чем внешнем – ни в других людях, ни в предписываемых социальными нормами моделях поведения. Саму жизнь Диогена, которую многие называли «низменной», не стоит брать в пример, но тем не менее заслуживает внимания его мысль о том, что человек – сам себе хозяин, что он обязан подчиняться только себе и никому другому, действовать в силу собственных убеждений и принципов. Это является частью закона о самоуправлении и самосовершенствовании.
Говоря о своеобразном образе жизни Диогена, можно вспомнить не менее примечательный стиль жизни героя романа Чернышевского «Что делать?» Рахметова, того самого идеалиста, который спал на гвоздях, не принимал неделями пищи и т. п. Из источников известно, что у литературного Рахметова был вполне реальный прототип – саратовский помещик Бахметьев, который сумел отказаться от тех социальных благ и привилегий, которые были ему предоставлены. Он делал акцент на своем моральном и физическом воспитании, развивая силу воли, проявляя независимость от привычных норм. Многие считают такую жизнь природной склонностью к аскетизму, но Бахметьев не пытался стать аскетом: он всего-навсего стремился внешне проявить оригинальность своего мышления, доказать, что каждый человек может обладать рядом способностей, совершенствовать себя, постоянно развиваясь к лучшему.
Следует обратить внимание на то, что почти все мудрецы верили в силу самовоспитания (самосовершенствования) для утверждения творческо-созидающей сущности человека, его способности развивать свои возможности и отстаивали моральную суверенность личности: «… Боги не дают людям ничего доброго и прекрасного без труда и заботы, выбор человеческих качеств – это задача самого человека».
Несомненно, что в самосовершенствовании решающая роль отводиться самим поступкам человека, его конкретному образу жизни.
Я знаю, что ничего не знаю, но я добьюсь того, чтобы знать больше.
Человек есть мера всех вещей.
Недостаток, отрицательная сторона этого закона состоит в том, что человек может настолько увлечься идеей самосовершенствования, что потратит на это всю свою жизнь, так и не достигнув заветной цели, так и не научившись управлять самим собой.
К тому же, будучи неповторимым в своих поступках и решениях, не подчиняясь никому, кроме самого себя, на пути к идеалу человек способен вызвать недовольство и непонимание общества, в котором живет. Важно не переусердствовать в своей независимости и не забыть о том, что мир в целом далек от совершенства. Необходимо также помнить о том, что, усовершенствовав себя, человек становится не таким, как все остальные люди, обладающие целым рядом недостатков. В результате этого он становится «белой вороной». Для самоуправления только это и нужно, но вот как жить совершенному человеку в несовершенном мире, как ужиться с другими людьми, добиваться понимания с их стороны?
Кто, как не Иисус Христос, является совершенным?! Все деяния его были направлены на благо человеческое, преисполнены добром и любовью к людям. Иисус призывал других людей стремиться к совершенству во имя Бога, но они не поняли его просьбу. В результате Иисус остался верен себе, но распят был народом.
Своим поступком Христос доказал то, что самостоятельное самосовершенствование, в котором проявляется неповторимость человека и его способность к самоуправлению, не лишает его непонимания со стороны толпы, не избавляет от страданий, а скорее, напротив, прибавляет хлопот, сопровождается взлетами и падениями, не проходит без преград и трудностей.
Человек сам для себя должен решить, как он будет совершенствоваться, не оглядываясь на других, не думая о мнении людей, склонных к непостоянству. Самосовершенствование человека, независимо ни от чего и ни от кого, проявление настойчивости и силы воли – верный шаг на пути к управлению самим собой.
Один король решил завоевать целый мир, подчинить себе всех. Но как можно править миром несовершенному человеку? Тогда он решил, что человек должен сам стремиться к лучшему без чьей-либо помощи – тогда его ждет успех. Король не придумал ничего лучше, как заняться общественной деятельностью на благо людей, пользуясь своей властью. Он приказал своим подчиненным всерьез заняться образованием, и через короткий срок в его королевстве не было безграмотных людей. Он уделил много внимания нищим, больным, старикам – и в скором времени в королевстве не осталось обездоленных и несчастных людей. Он поощрял все виды наук и искусства – и тогда его государство стало самым культурным и просвещенным, одним из лучших и богатых в мире.
Таким образом король, просвещая и улучшая жизнь других людей, совершенствовался сам. Достигнув совершенства и сделав счастливым свой народ, он одновременно прославился своим добрыми поступками и делами.