Каждый малыш по природе своей своеобразно одарён, и благодаря содействию родителей, может развить и обогатить свою одарённость, а может и утратить. Поэтому в последние годы много говорится о том, что необходимо новое поколение педагогов, которые должны обладать умениями находить индивидуальный подход к своим воспитанникам, видеть в каждом из них индивидуальность.
Не сравнивайте своего малыша с другими, хвалите его за успехи и достижения относительно его собственных возможностей.
Родители, которые ругают ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Прежде чем ругать малыша, попытайтесь понять природу его трудностей. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Никогда не забывайте, что у малыша очень важно поддерживать высокую общую самооценку его личности, разделять в оценке ошибочные поступки, как правило, связанные с недостатком опыта, и общее позитивное отношение к нему как к личности. («Ты хороший, но в шкафу пока непорядок», «ты хороший, но матрёшка в твоём доме пока не может жить, потому что темно, и стенки непрочные»).
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. И в то же время оно является результатом процесса нормального развития. Поэтому забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития каждого малыша – первое, на что должно быть направлено внимание родителей в семье.
Особого внимания требует эмоциональный мир ребёнка. Восприятие им окружающего мира всегда эмоционально окрашено. Эмоции регулируют его поведение и определяют психическое здоровье малыша.
Старайтесь не заражать малыша вашими негативными эмоциями. Он слишком восприимчив к эмоциональному состоянию близких людей.
Стремитесь к тому, чтобы малыш чувствовал себя в своём доме эмоционально защищённым. Его позитивное мировосприятие складывается под влиянием эмоционально положительного климата между вами, уважаемые родители.
Никогда не забывайте об этом. Взрослые, как правило, уже перестали удивляться окружающему. Как преодолеть это противоречие? Нужно научиться играть для малыша спектакли так искренне, чтобы он вместе с вами пережил радость открытия предметов и действий с ними: когда грязные руки превращаются в чистые, кусок глины – в чашку и т. д. Если вы создадите ощущение чуда, то это вызовет у малыша радость от участия в любой деятельности.
– Возьми тряпку. Какая она? Сожми. Да, мягкая, сухая. Положи в тазик с водой (а сами отжимаете её). Какая стала тряпка? Да, мягкая, влажная. Потру подкладку… Какая стала? Да, чистая! Потри и ты… а у тебя какая стала? Да, тоже чистая получилась! Ах, как хорошо! Возьми подкладку, тебе будет приятно лепить. Мы с тобой хорошо позаботились обо всех! Молодец, играй дальше.
Доказано, что как только взрослый оказывается в позиции исполнителя случайных желаний ребёнка, последний в тот же момент теряет чувство защищённости. Поэтому задача педагогов и родителей научиться так общаться с ребёнком, чтобы тот хотел у него учиться.
Помните, что малыш хочет быть хорошим. Порой он через систему так называемых «жалоб» (иногда на старшего брата или сестру) корректирует своё собственное поведение. Положительная оценка усилия одного ребёнка вызовет желание и у другого высказаться, назвать свои действия, чтобы заметили и его.
Ребёнок. Я тоже сейчас унесу тарелку, мне немножко осталось доесть!
Взрослый. Умница!
Ребёнок. Я убрал салфетку!
Взрослый. Молодец!
Ребёнок. Я поставил машину в гараж!
Взрослый. Хороший шофёр.
Имейте в виду, что малыш не замечает порядка, так же как и беспорядка. В порядке он не видит скрытой красоты и удобства.
– Поставим ровно игрушки. Вот как красиво стало. Уберём игрушки, а то убегут по дорожке. Вот как хорошо! Вот какой красивый порядок!
Доброжелательная помощь, напоминание поддерживать порядок, а также фиксация внимания на достигнутом результате сделают постепенно своё дело – воспитанник будет стремиться поддерживать порядок.
Перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём!
Я рекомендую вам прочитать об этом в книге выдающихся отечественных нейрофизиологов Тамары Петровны Хризман и Валентины Дмитриевны Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»[1]. Приведу здесь некоторые из их мыслей, опирающихся на обстоятельные научные исследования.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. К тому же, поскольку развитие девочки идёт быстрее развития мальчика, её поведение внешне более яркое и создаётся впечатление, что она очень активна.
Мальчик же в индивидуальном общении всегда убеждает взрослого в нестандартном, неторопливом, но более точном объяснении взаимосвязей в мире. Он в любом виде деятельности, предлагаемом взрослым, прежде всего, задаёт себе вопрос: «Зачем мне про это нужно знать?». Вот почему уровень развития мальчика – показатель педагогического мастерства педагога-мамы. А ещё – мальчику очень важно испытать позицию «учителя» по отношению к собеседнику.
Взрослый воспринимается им как носитель знаний, поэтому роль неумелого, незнающего собеседника – участника деятельности лучше передать игрушке (мишке, кукле), за которую будете говорить вы. Если сын активно, азартно спорит, рассуждает с игрушкой, значит, вы успешно позанимались с ним.
Для мальчика самый значимый стимул его деятельности – смысл, ответ на вопрос: ЗАЧЕМ? Девочке же важно, как её оценит взрослый. Поэтому она в деятельности руководствуется вопросом: КАКАЯ Я?
А главное, они по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые. Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало поможет собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Девочки могут капризничать, казалось бы без причины или по незначительным поводам – а на самом деле из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае скорее истощаются интеллектуально (снижение активного левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Если вам приходится отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чем её ошибка. Выражая своё недовольство поступком мальчика, изложите его кратко и точно; мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение: их мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. И в то же время, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Наиболее типичное состояние здорового ребёнка – жизнерадостность, переполненность весёлой энергией, бьющими через край эмоциями. Это состояние проявляется в радостном игривом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности. Ребёнок делает всё играючи – даже то, что вроде бы надо делать серьёзно – и это приносит ему особую радость. И всё же ребёнок не играет! Он выполняет ту или иную деятельность с требуемым результатом, но в этом процессе он переполнен игривостью. Кроме необходимых действий, составляющих ту или иную серьёзную деятельность, дошкольник осуществляет и дополнительные действия – игровые. Они не имеют прямого отношения к выполнению основной задачи, но придают ей особую окраску, особый колорит – что-то вроде весёлых, жизнерадостных обертонов.
Взрослые могут подавлять такое проявление детского жизнелюбия, а могут всячески поддерживать собственной радостью, игрой, шутливостью; само воспитание может особенно успешно осуществляться по ходу подобных игровых взаимоотношений.
Выдающийся отечественный психолог академик Н. Н. Поддьяков так пишет об этой стороне жизни[2]: «Игривость детей – это ценнейшее природное свойство. Его, как правило, не надо специально формировать. Оно рвётся из ребёнка само. Просто не надо его гасить. К сожалению, в условиях нашей жизни ребёнок зачастую весьма рано теряет свою игривость – хотя это та благодатная основа, на которой можно успешно строить ценнейшие детские миры (а внутренний мир ребёнка чрезвычайно сложен и включает в себя целый ряд более частных внутренних миров).
Один из них – это интимно-шутливый мир, который создаётся совместными усилиями взрослого и ребёнка. С его помощью реальные отношения взаимопроникаются воображаемыми комично-доброжелательными отношениями. В итоге у ребёнка рождается доброе, шутливо-ироничное отношение к себе и другим, он смотрит на себя как бы со стороны и видит собственную персону в самых разных воображаемых ситуациях. Так взгляд ребёнка на окружающий его мир становится более весёлым, светлым, добрым.
…Мне хочется обратиться к родителям и воспитателям: дайте детям возможность быть игривыми всегда и везде, не лишайте их радости жизни! Будьте и сами игривыми – это продлит вашу молодость!»
Если же говорить именно об игре, то обращу ваше внимание на то, что отношения между играющими детьми – это «лаборатория» изучения их взаимоотношений. Наблюдайте, не торопитесь вмешиваться в конфликты, если они возникают (пока дети не обижают друг друга), слушайте, как дети выходят из них.
Когда дети овладевают той или иной игрой на уровне самостоятельности, то их игра переходит из предмета познания в форму саморазвития. Это можно сравнить с игрой артиста, который неоднократно играет роль в спектакле. Исполняя многократно избранную роль, артист изучает себя как личность. В этом и состоит одно из главных назначений игры – познание себя!
Совместная же игра детей становится лучшей питательной средой для формирования дружеских взаимоотношений между ними. А потому создание условий для таких игр – надёжный путь содействия нравственному воспитанию детей.
Выдающийся психолог и физиолог академик Павел Васильевич Симонов писал, что человек как социальное существо обладает главной потребностью – самоутвержения, а реализуется она только тогда, когда человек удовлетворяет три свои ведущие потребности: играть, общаться, познавать.
Особенность труда заключается в том, что внутренней потребности в нём человек не испытывает; труд развивается не из этих трёх ведущих потребностей человека, а из необходимости выжить в обществе. А вместе с тем, овладевая самообслуживанием – первым видом труда – ребёнок отделяет себя от взрослого, открывает свою независимость, утверждает свою самостоятельность.
Дело взрослого – придать трудовой деятельности малыша игровую форму, связать её с общением и познанием.
Когда трудовая деятельность переводится в форму игры, проходит на азарте, с удовольствием, с радостью, то ребёнок получает мощное средство для саморазвития, самосознания и предметного сознания.
В игре ребёнок познаёт сам себя по своей инициативе. Человек тогда радостен, когда он играет. Любая профессия, если она ради денег, никогда не принесёт радости; вот когда профессия превращается в игру, в поиск самого себя – тогда она вызывает удовлетворение собой как Человеком.
Игра (воображение) возникает в зазоре между тем, какой я сегодня и каким хочу быть завтра. Она нужна для поиска, экспериментирования своего будущего поведения.
Игра радует человека (по формулировке философа С. И. Гессена) в том случае, когда в ней сочетаются, во-первых, кураж, азарт, забава, возможность получить удовольствие, а во-вторых, когда задача игры стимулирует поиск ребёнком нравственных решений. Ибо только в этом случае ребёнок будет познавать, открывать себя. В каждом виде игры он может получить разные нравственные уроки и испытать разнообразные эмоции удовольствия.
В течение дня жизнь ребёнка должна быть организована так, чтобы он сумел поиграть в каждый из видов игр (сюжетно-ролевую, строительно-конструктивную, театральную, дидактическую, подвижную, музыкальную забаву).
И каждому виду игр нужно своё время.
Сегодня многие увлекаются количеством знаний, чем больше и раньше дети знают – тем лучше. Хорошо ли это? Ведь знания знаниям рознь. Может быть, у ребёнка в голове – кладовая знаний, но он абсолютно не умеет думать, не умеет пользоваться ими. А у другого – ограниченный круг знаний становится путеводной звездой в познании мира.
Вы уверены, что однозначно к лучшему меняется интеллект ребёнка, если в три года он уже читает? Вот Пушкин научился читать только к семи годам, и это не помешало ему стать великим поэтом.
Выдающийся отечественный психолог академик Н. Н. Поддьяков исследовал два круга знаний, два полюса познавательного опыта ребёнка[3]. На одном сосредоточены ясные, отчётливые (консервативные, стабильные) знания и умения, а на другом – подвижные, развивающиеся психические образования – зарождающиеся знания и умения, неясные и развивающиеся, создающие так называемую зону неопределённых, неустойчивых знаний. Когда ребёнок проясняет и уточняет их для себя, он проявляет творческие усилия и особенно высокую умственную активность. Н. Н. Поддьяков установил, что для активизации мышления дошкольника необходимо, чтобы одновременно с формированием ясных, отчётливых знаний расширялась зона так называемых неопределённых знаний, чтобы удовлетворение полученными знаниями в конце очередного занятия со взрослым сочеталось со страстным нетерпением завтрашнего дня, когда можно будет лучше разобраться в чём-то пока загадочном.
На фоне всей программы дошкольного воспитания ясных знаний может быть около 10 %, всё остальное – избыточная информация, которую ребёнок не обязан отчётливо запоминать. У каждого ребёнка она будет своя в силу его личных интересов, в силу умения ориентироваться в мире информации. Когда взрослый говорит дошкольнику, что ель – это дерево из семейства хвойных, что у него такие особые листочки, то для маленького ребёнка эти сведения вовсе необязательны. Хочет – запомнит, не захочет – не запоминает.
Давайте поразмышляем: какие знания останутся в маленьком человеке на всю жизнь? Те, которые взрослый говорит напрямую, «в лоб», или мимоходом услышанные, увиденные краем глаза? Я убеждена, что вот эти мимоходом услышанные, а потом собранные и в значимой ситуации осмысленные, – они куда чаще сохраняются на всю жизнь. А из этого глобального восприятия начинается переход к эмпирическому обобщению, формированию видовых понятий. Такой результат – как многослойный пирог. Но чтобы это произошло, ребёнок должен получать (слышать, видеть, ощущать) такие знания каждый день. Когда ребёнок осваивает новое? Когда он интересно живёт, когда он общается ненавязчиво, когда «между прочим» получает «избыточные» знания о мире.
Итак, знания и впечатления ребёнок впитывает во многом непредсказуемо для нас, а вот разным делам и умениям ему надо учиться целенаправленно.
Обучение – движущая сила психического развития, необходимый путь «присвоения» ребёнком общечеловеческих способностей. Обучение ребёнка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником.
Не забывайте, что малыш, овладевая продуктивными видами деятельности (конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием и т. д.) – одновременно учится умению планировать последовательность выполнения её. Однако этому он может научиться только в том случае, если научится выполнять каждый из компонентов деятельности в определённой последовательности.
Чтобы помочь ребятишкам научиться управлять своим развитием через выполнение деятельности, я предлагаю использовать модель деятельности в виде пальцев на руке: разгибаете свой мизинчик и спрашиваете у малыша: «Что мы хотим с тобой сделать?», потом разгибаете безымянный палец: «Из чего будем делать?» и т. д.
Проверьте, может быть и вам этот способ подойдёт.
Какие же составные части деятельности нужно увидеть ребёнку?
Прежде всего – задумку (цель и мотив деятельности) что хочу сделать и кого хочу этим порадовать?
Второй компонент – на каком материале, или из чего будет создаваться задуманный образ (на бумаге какого цвета, какой формы, размера; из глины или пластилина; и т. п.)?
Далее – отбираются средства изображения или создания образа, чем буду делать, какие инструменты мне нужны?
Четвёртый компонент — система действий, как буду делать по порядку?
Пятый компонент – результат. Это не просто рисунок или слепленный, сложенный предмет, который получает ребёнок, ещё осуществляя четвёртый компонент. Результат – это самооценка на основе рефлексии соответствия полученного изображения, скульптуры и т. п. задуманному образу. Для ребёнка вопрос звучит так: удалось ли мне порадовать себя и того, для кого я это делал?
1. – Что ты захотел сделать? (Загибаете мизинец)
2. – Из чего (или на чем) будешь рисовать (лепить и т. д).? (Загибаете безымянный палец).
А дети повторяют это загибание пальцев вместе с вами.
3. – А чем ты будешь рисовать? (Загибаете средний палец).
4. – А как же ты будешь рисовать? С чего начнёшь… сделаешь фон, а потом… или сначала изображение, а потом фон… Что сначала сделаешь… глину на части разделишь или будешь сразу из целого куска делать? (Загибаете указательный палец).
После же того, как результат будет достигнут:
5. – Расскажи (покажи) Мишке (Лепилкину, Самоделкину или другому игрушечному персонажу), что ты для него сделал, как ты его порадовал?!
Если же результат не соответствует ожиданию, тогда необходимо с каждым индивидуально проанализировать весь путь создания этого продукта и найти ошибку, причину неудачи.
– Как думаешь, тепло ли будет зайчику жить в этой лубяной избушке? Сюда, наверно, и Лиса не попросится, почему? Так удалось ли тебе сегодня для Зайчика сделать портрет его дома, чтобы он мог о нём всем друзьям рассказать? Почему? А ты можешь сделать другой портрет дома, чтобы все друзья Зайчика порадовались, что ему тепло в этом доме жить зимой? А что нужно сделать по-другому? (Например, приклеить крышу к потолку, чтобы щелей не было).
Конечно, дошкольник может отойти от своего первого замысла, и ваша задача заключается в том, чтобы понять причину. Тогда вы сможете с ним провести такую беседу, которая удовлетворит ребёнка и сегодняшним решением задачи, и побудит вернуться (если и вы считали замысел удачным и доступным ему по исполнению) к ней вновь в другое время.
Постепенно в разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребёнок может быстро отвлекаться, оставлять одно дело ради другого.
По тому, как ребёнок исполняет деятельность, можно определить, какого уровня он достиг. Уровни развития деятельности чётко раскрыты замечательным детским психологом А. А. Люблинской.
Первый уровень – узнавание. Если ребёнок находится лишь на стадии узнавания, главное для него во время встречи с вами испытать радость от действия с материалами, от возможности изменять их, от удовольствия наблюдать за тем, как ловко, умело вы преобразуете материал в изделие, в продукт.
Второй уровень – воспроизведение под руководством наставника.
Известно, что каждый ребёнок неповторим, поэтому и поведение каждого предугадать сложно. Импульсивный ребёнок будет стремиться пробовать действия с материалом, и нужно будет очень много терпения, доброжелательности и ума, чтобы подобрать для него такую интонацию в вопросе, которая приведёт к тому, чтобы он начал вслушиваться в ваши советы, направляющие его на достижение результата.
Конечно, самое «простое» решение (его зачастую используют специалисты, которые по природе художники, а не педагоги) – когда своей рукой начинают действовать за ребёнка. Этот путь приводит лишь к слепому подражанию.
Но установка на прямое копирование может отбить у эмоционального, импульсивного (и, скорее всего, одарённого ребёнка) всякий интерес к данной деятельности; если же в такой ситуации оказывается малоинициативный ребёнок, то он лишь закрепит опыт неверия в свои силы.
Основатель методики развития изобразительной деятельности у дошкольников Н. П. Сакулина рекомендовала использовать образцы, сделанные взрослым, как наглядно представленные «задумки» изображения, но главное требование к ним – вариативность в цвете, форме, чередовании и т. д. В её понимании между словами «образец» и «копия»– большая разница.
Этот уровень самый ответственный в руках умного педагога, которого заботит проблема сохранения в обучении неповторимости каждого воспитанника. От того, с каким мастерством вам удастся содействовать переходу ребёнка со второго на третий уровень освоения нового дела, зависит проявление им одарённости в поиске собственного стиля деятельности.
Третий уровень – самостоятельность, которая определяется по трём взаимосвязанным признакам:
• автономность от взрослого в выполнении деятельности, т. е. взрослый лишь наблюдает, сопереживает, одобряет, но ни разу его рука не вносит ничего своего в работу ребёнка;
• инициативность в выборе и замысла, и материала и каждого компонента деятельности;
• ответственность за качество выбора и осуществления как каждого компонента, так и результата в целом, что отражается в самооценке, осуществленной на основе рефлексии (самопознания).
Четвёртый уровень – творческое выполнение деятельности: ребёнок использует, интерпретирует наработанный опыт в других видах деятельности (в игре, в труде, в речевой, конструктивной и художественной деятельности) с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребёнка продукта (предмета, изменённого качества, выразительного образа и т. д.).
Мы, взрослые, так привыкли к тому, что нас окружает, к тому, что мы делаем, что перестали видеть и замечать чудеса. Для малыша же мир полон чудес.
Поэтому образовательная работа с дошкольниками – это театр.
Характер педагогических усилий я образно представляю через так называемую «Лесенку успеха», на «ступеньках» которой каждый раз взрослый выступает перед ребёнком в новой роли относительно каждого вида осваиваемой деятельности. То он «фокусник» (или «Том Сойер, который красит забор») – на первой «ступеньке», то «вкусный собеседник» – на второй, то «дирижёр» – на третьей, то «очарованный зритель» – на четвёртой.
Через такие образы-понятия подчёркнуто меняющееся своеобразие поведения взрослого в зависимости от этапа овладения ребёнком новым содержанием. Взрослому важно понимать, какую задачу он решает в данную минуту, а значит, в каком образе его должен увидеть воспитанник.
А почему ступенек на «Лесенке успеха» всего четыре? Потому что психологи установили четыре уровня овладения деятельностью человеком любого возраста:
• узнавание,
• воспроизведение под руководством,
• самостоятельность,
• творчество.
Каждая ступенька получила своё метафорическое звучание.
Первая, нижняя ступенька, обозначает знакомство с новой деятельностью.
Поэтому её можно назвать «театр», в котором воспитатель или родитель – это «артист особого жанра», а ребёнок оказывается в роли «очарованного зрителя». Показателем успеха этого «спектакля», разыгранного взрослым, является просьба «очарованного зрителя»: «Научи меня. Я тоже хочу так же делать». Такая просьба и есть результат освоения первой ступеньки «Лесенки успеха».
Вторая ступенька обозначает содействие взрослого в освоении ребёнком заинтересовавшей его деятельности.
Условием и формой такого восхождения становится диалог, отсюда и название – «вкусные собеседники». Однако вторая ступенька не простая, ведь «старт» у всех ребятишек разный, да ещё и специфика решения задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты и характеры разные… В общем, у каждого ребёнка скорость восхождения по этой второй ступеньке к третьей, конечно, разная. Значит, и актёрская палитра воспитателя – тоже с каждым ребёнком, на каждом виде деятельности, на каждом уровне освоения её каждым из детей – разная, для каждого – своя! Результатом (промежуточным) является восхождение в освоении деятельности до уровня самостоятельности, для которого характерны три признака:
• инициатива,
• автономность
• ответственность в достижении результата.
Но и после занятия «вкусным собеседникам» не расстаться, потому что цель диалога – содействовать овладению каждым из воспитанников творческого уровня деятельности…
Третья ступенька «Лесенки успеха» обозначает форму коллективного взаимодействия и форму диагностики восхождения каждым из детей до уровня самостоятельности.
Той, которая открывает для индивидуальности возможности выбора, прогнозирования успеха, применения волевого усилия, переживания радости от сотрудничества. Здесь взрослый – «режиссёр», «дирижёр», а дети – «заботливые исполнители».
Ярким фактом, свидетельствующим об уровне самостоятельности, рассматриваем смех детей над теми проблемными ситуациями, в которые попадают никогда не унывающие, добродушные персонажи Мишка, Незнайка, Недотёпа. Ведь способность видеть смешное отражает радость понимания.
Четвёртая ступенька «Лесенки успеха» – «театр ребёнка», его «творческая мастерская»
Теперь уже ребёнок как артист, архитектор, художник, исследователь и т. п. творчески осуществляет освоенную им деятельность. А воспитатель оказывается в роли «очарованного зрителя». Ребёнок, овладев индивидуальным стилем деятельности (начиная со старшего дошкольного возраста), создаёт и сохраняет свою индивидуальность своими действиями[5].
Когда процесс познания человеком деятельности и себя, осваивающего её, достигает уровня четвёртой ступеньки, то деятельность превращается в новую освоенную ребёнком форму бытия и становится для ребёнка, как и для человека любого возраста, – средством и самопознания, и саморазвития, самосовершенствования себя как неповторимой индивидуальности.
Важную роль в ходе занятий в наших детских садах играет введение персонажей: Мишка, Незнайка, Недотёпа. (Но не Почемучка, не плаксивая кукла, не умный пёс и т. п.). Почему? Ответ на этот вопрос имеет принципиальный характер.
Объяснение этому приёму мы находим в трудах психолога В. В. Столина. Он объяснил, что у ребёнка в дошкольные годы формируются два вида сознания: предметное сознание (то что отражает мозг из окружающего мира и фиксирует разными знаками – речью, нотами, буквами, жестами и т. д) и самосознание (самопознание и самооценка).
Любой акт сознания, по данным психолога П. Я. Гальперина, проявляется сначала во внешних действиях (предметные действия детей раннего возраста), да и потом взрослые тоже, прежде чем использовать какой-то предмет, сначала его рассматривают, называя каждую часть, и действуют с ней. Аналогичный процесс проходит и при формировании самосознания.
Но сложность заключается в том, что ребёнок не может сам себя целенаправленно учить анализировать, сравнивать и т. д., разговаривая сам с собой (т. е. как делают мыслители, учёные, когда ведут внутренний диалог).
В овладении этим умением и помогает ребёнку персонаж – Мишка, Незнайка и им подобные. Эти образы «недотёп» хороши тем, что они ставят ребёнка в позицию учителя, который вынужден глупому собеседнику объяснять одно и то же много раз.
Каковы же требования к созданию образов таких персонажей?
• Первое – они действительно добродушные недотёпы. Постановка ими задач должна вызывать у детей смех от абсурдности их решений, предложений.
Поэтому понятно, что их образ принимается детьми либо 3 либо 4 уровня освоения деятельности. Если же уровень деятельности 1 или 2, то либо сам взрослый без всякого образа завораживает ребёнка своим умением, либо под его руководством ребёнок создаёт и тут же получает удовольствие от результативного действия с предметом.
• Второе требование – недотёпы долго думают… и чего-то недослышат, поэтому можно им много раз повторять одно и то же, не нужно спешить, но важно чётко проговаривать то, что они должны услышать. Так персонаж побуждает детей говорить связной контекстной речью.
• Третье требование – замыслы их всегда добрые, светлые, имеющие намерение принести кому-то радость, заботу, т. е это образы нравственные.
…Казалось бы, почему самому взрослому не одеть иногда на себя маску «недотёпы»? (Известен ведь и методичеческий приём «ошибающегося учителя», которого со смехом поправляют дети – его успешно применял в своей школе Шалва Амонашвили).
Но дело в том, что дети до шести лет не принимают взрослого в образе глупого и неумелого.
Вот дети седьмого года жизни уже способны различать игру взрослого, хотя тоже любят персонажи и уже понимают, что через этот образ взрослый, играя, учит их думать, решать задачи.
Становление и развитие самосознания происходит в момент преодоления преграды, возникающей перед человеком, который сам реализует собственный замысел. А последующая самооценка ребёнком результата собственной деятельности и служит «пусковой пружиной» его саморазвития.
Потому характер развития самосознания у дошкольника связан с теми видами деятельности, в которых он будет, преодолевая возникающие преграды, стремиться к результату, и притягательному для него, и понятному (то есть наглядно представленному).
А. В. Запорожец называл стержневыми в воспитании дошкольника игру, труд и учебную деятельность.
Про учебную деятельность нам важно помнить, что в дошкольном возрасте главное её назначение заключается не столько в приобретении конкретных знаний, сколько в том, чтобы научиться учиться у взрослого. Ребёнок и учится выполнению разных видов деятельности, и (благодаря развитию самосознания) отдаёт себе отчёт в результатах обучения: «научился» или «не научился», «умею» или «не умею», «знаю» или «не знаю». «нуждаюсь в помощи» или «сам справлюсь».
Главное же назначение трудовой деятельности для дошкольника заключается в том, чтобы отделиться от взрослого, приобрести независимость от него. Только самостоятельность в деятельности позволяет ребёнку осознать себя как неповторимую индивидуальность.
Овладение деятельностью последовательно проходит через четыре уровня умственной активности человека:
• I уровень – узнавание деятельности;
• II уровень – воспроизведение её под руководством более опытного наставника;
• III уровень – самостоятельное выполнение;
• IV уровень – творческий подход к решению поставленных перед собой задач.
Восхождение на первый уровень умственной активности обусловлен, в первую очередь, удовлетворением любопытства и любознательности. Укреплению этой познавательной потребности призваны способствовать эмоции радости и интереса. А радость и интерес возникают тогда, когда потребность в познании связывается с реализацией потребностей в общении и в игре. Потому от взрослого требуется определённое искусство, чтобы разбудить у дошкольника любопытство и любознательность к предлагаемым видам деятельности.
Переход на второй уровень связан с желанием ребёнка, которое может обнаруживаться в заявлении: «Научи меня, я тоже так хочу делать».
Готовность к самостоятельному выполнению порой проявляется в «протестном» поведении дошкольника со взрослым: в словах «Я сам!», когда ребёнок отказывается от соучастия взрослого в его деятельности.
Достижение ребёнком самостоятельности открывает возможности для экспериментирования внутри данного вида деятельности. Например, во время рисования ребёнок может открыть экспериментальным путём возможности создания новых цветов, а во время умывания открыть неожиданные для себя свойства мыла и т. п.
Многократные инициативные попытки экспериментальным путём изменять, варьировать заданные взрослым образцы подхода к делу становятся формой творческой самореализации, формой выражения своей неповторимости. Осуществляя поиск собственного стиля выполнения деятельности, ребёнок открывает по своей инициативе неизвестное в хорошо знакомом, проявляет любознательность (задаёт вопросы, обследует и т. д.), расширяет познавательный опыт путём самообразования.
Так раскрывается динамика присвоения ребёнком деятельности как опыта человечества: из предмета познания через постановку и решение творческих задач деятельность превращается в форму самовыражения индивидуальности.
Когда взрослые (педагоги или родители) слышат от ребёнка самооценку результата обучения: «Я научился», «Я умею», «Я знаю» – то для них эта радостная новость должна означать не вершину педагогической работы в данном направлении, а лишь прочную основу для решения наиболее интересных педагогических задач.
Ведь самодеятельность – это ещё не итог, а условие и средство для саморазвития ребёнка как неповторимой индивидуальности. Теперь внимание педагога и семьи может быть обращено к содействию обнаруживающейся у ребёнка одарённости, превращению её в талантливость. К тому, чтобы творческое исполнение деятельности превращалось для ребёнка в особо значимое для него средство саморазвития.