Я родился на французском острове Корсика в семье итальянского происхождения. Хотя мои родители и были аристократами, больших денег у них не водилось. Тем не менее моему очень амбициозному отцу удалось добиться для меня стипендии во французской военной школе в Бриенне. Поэтому в 9 лет мне пришлось покинуть место, где я вырос. Это было непростое время. Одноклассники издевались надо мной: все они были из более богатых и знатных семей, чем моя. Они смеялись над моим акцентом, который выдавал корсиканские корни: я был иностранцем, притом ещё и бедным. Из-за обиды я замкнулся в себе. Я возненавидел сверстников за высокомерие и за то, что они считали себя лучше меня, хотя на самом деле все они ничего из себя не представляли и получили место в школе только благодаря своему происхождению. Уже тогда я понимал, что я намного лучше них. А однажды мне представился случай доказать это всем. Как-то зимним утром мы играли в снежки в школьном дворе. Я, будучи искусным стратегом, вдобавок был очень метким стрелком и с точностью рассчитал траекторию полёта снежков и движения своих соперников. Так я и победил! Неудивительно, что окончил школу я уже в звании лейтенанта артиллерии.
В это время вдалеке от Бриенна, в Париже, начались волнения. Народ, вдохновлённый прогрессивными идеями Просвещения и недовольный тяжёлыми условиями жизни, восстал против абсолютной власти монарха. В результате ожесточённых столкновений была провозглашена республика, в основе которой лежали принципы свободы, равенства и братства. Я ещё в детстве осознал несправедливость привилегий знати и поэтому полностью разделял все эти идеалы. Я решил сделать всё, чтобы они восторжествовали и в остальной Европе – задача не из лёгких, ведь все европейские страны были монархиями, а короли и королевы не очень-то хотели расставаться со своими властью и богатством.
«Кто не рискует, тот не побеждает».
Эти государства сразу же объединились против Франции, и мне пришлось защищать свою страну на поле боя. Командиры обратили внимание на мой стратегический дар во время осады Тулона. Несмотря на моё тогда ещё невысокое звание, именно мой совет запутать осаждённого противника при помощи артиллерии помог французской армии отбить город, который оккупировали сторонники монархии при поддержке нашего заклятого врага – Британии.
За свой ценный вклад в победу я был произведён в бригадные генералы. Это был большой шаг вперёд, начало моей блестящей карьеры. Вскоре моё имя было у всех на слуху. Я сражался с австрийцами и победил их, завоевал всю Италию… И не собирался останавливаться на достигнутом. Я мечтал, чтобы вся Европа была одним огромным государством, где царят демократические идеалы Французской революции.
Не забывал я и об остальном мире. Например, я попытался захватить Египет. Это был чисто символический жест, и надолго удержать своё господство там мне не удалось: британцы направили туда свой мощный флот, так что я был вынужден отступить. Но я не сдавался! Одна победа за другой – и я установил владычество Франции над половиной Европы и был избран первым консулом республики – фактически её абсолютным правителем.
Но и этого мне было мало. Заручившись поддержкой народа и армии, я был провозглашён императором. К тому времени меня знал весь мир… Знал и ненавидел.
Хочешь стать таким, как Наполеон? Учись делать выводы и из побед, и из поражений.
В завоёванных мною странах начались восстания. После изматывающей войны в России, где я потерял бо́льшую часть своих солдат, мои противники объединили усилия, и у них получилось одолеть меня. Я был сослан на Эльбу – остров ещё меньших размеров, чем тот, на котором я родился. Но и тогда я не потерял надежды и однажды ночью бежал на лодке. После того как я высадился на французском побережье, мне удалось вернуть поддержку своих давних сторонников, жителей Франции. Я решительно отправился на бой с виновниками моего разгрома – всё теми же британцами и их союзниками, пруссаками. Последняя битва произошла у бельгийской деревни Ватерлоо. Поначалу всё шло к моей победе, но потом подоспело прусское войско… Я был разгромлен.
На этот раз я оказался в ссылке ещё дальше, на острове посреди Атлантического океана. Там и пришёл конец моим приключениям – но не моей мечте! Нынешняя объединённая Европа очень похожа на ту, к которой я всегда стремился…