Это как будто очень простая заповедь, и, однако, в этих словах содержания гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Все мы знаем, что значит любить кого-нибудь всем сердцем. Мы знаем, как радостно не только встретиться с любимым, но даже только подумать о нем, какую это дает отраду. Именно так нам надо стараться любить Бога, и каждый раз, когда упоминается Его имя, оно должно наполнять наше сердце и душу бесконечным теплом (21, с. 19–20)[1].
Каждый человек может, хотя бы раз в жизни, пережить опыт настоящей любви к другому человеку, когда любишь всем сердцем, когда готов отдать ему всю свою жизнь и стать от этого счастливым.
Митрополит Антоний пережил такой опыт в возрасте пятнадцати лет, в ту пору, когда считал себя атеистом и даже подумывал о самоубийстве, настолько мир представлялся ему лишенным смысла. Возможно, у него отпечатались в душе бескомпромиссные слова отца: Единственное, что имеет значение, это ради чего ты живешь и для чего ты готов умереть (1, с. 256).
Однажды в 1930 году он оказался в молодежном русском лагере, который окормлял священник удивительной доброты, умевший затронуть струны мальчишеских сердец. Он говорил ребятам о Боге, Который способен отдать Свою жизнь из любви ко всем людям, и добрым, и злым, взойдя на Крест.
Мальчик Андрей решает тогда разобраться с этой христианской верой, о которой ему прожужжали все уши. Вернувшись домой, он просит маму одолжить Евангелие и запирается с ним в своей комнате. Он решает начать читать с Евангелия от Марка, потому что оно самое короткое (1, с. 257)! Он не успел прочесть еще и первые три главы, как вдруг почувствовал присутствие, уверенность, что тут, перед ним, стоит Христос. Его невозможно было увидеть, но чувство Его присутствия не оставляло сомнений. И тогда он подумал: если Христос живой стоит тут – значит это воскресший Христос (1, с. 257). А значит, все, что о нем написано в Евангелиях, – правда. Так в жизни будущего митрополита Антония произошла важнейшая для него встреча со Христом, встреча, полностью и абсолютно перевернувшая всю его жизнь, а это присутствие воскресшего Христа он будет ощущать до самого последнего дня своей жизни.
Теперь ему нужно было постепенно усвоить смысл этой вести: если Евангелие – правда, значит, в жизни есть смысл. А значит, больше не встает вопрос о том, что жизнь эту можно оборвать. И вот он, опьяненный этой неведомой ему доселе радостью, говорит себе, что отныне он должен разделить эту весть со всеми людьми, потому что все они любимы Богом, любимы настолько, что Бог ради этой любви согласился умереть за них на Кресте.
На следующий день после того, как Божественное откровение изменило его жизнь, Андрей вышел на улицу, сияя, мир казался ему преображенным, он смотрел на людей, спешивших на работу, по своим делам, и о каждом, кто попадался ему на пути, он думал: Тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! Ты мне брат, ты мне сестра!.. (1, с. 258).
Отныне для него стало невозможным иметь врагов, мощная волна любви словно вбирает в себя все на своем пути. Мальчик воодушевлен и благодарен за этот дар. По дороге в школу он обращается к людям в поезде: «Вы читали Евангелие? Вы знаете, что там есть?» (1, с. 259). Его товарищи по школе стали первыми, кому пришлось, хотели они того или нет, претерпеть его миссионерское рвение.
Разве не радуются отец или мать, когда видят, как ликует их ребенок, получив от них подарки? Эти подарки – знаки их родительской любви, их души, изливающейся в радости. Так же и с Господом, когда возносится к Нему радость людей, спокойная или бурная. Точно так же Он берет на Себя и все скорби человечества, погрузившегося в несчастье, Он взваливает их на Свои плечи («Каплю крови Моей Я пролил за тебя», – писал Паскаль) и вольно отдает Себя на крестные муки. Почему? Потому что каждый человек Ему лично настолько дорог, что Он предает Себя на смерть из любви (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.