Введение

Митрополит Антоний, хотя и не был профессиональным богословом и не писал научных трудов, все же получил признание богословского факультета одного из старейших университетов: Абердинский университет присудил ему почетную степень доктора богословия honoris causa «за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране». Он стал также почетным доктором богословия Московской духовной академии – за совокупность научно-богословских и пастырских трудов; то же звание присудил ему и Кембриджский университет. Его богословие передавалось людям не через перо и бумагу, но на слух, живым словом. Его доклады и выступления не написаны заранее, хотя на их подготовку уходило определенное время: они медленно созревали в глубинах сердца. Все его книги и тексты, изданные сегодня, появились на свет изначально в виде устных бесед, непосредственно обращенных к слушателю – или к читателю, как мы с вами, к каждому из нас, – не к анонимной толпе, а к определенному человеку, обычному «человеку с улицы», страдающему, часто даже не подозревая о том, духовной жаждой, внутренней потребностью войти через молитву в общение с Богом.

У владыки Антония был этот дар настоящих пастырей: он умел поставить слушающего его человека или группу людей в присутствие Божие, он сам это присутствие излучал. Когда он служил литургию, всегда полностью собранными, отточенными движениями, с теплыми нотками в голосе, он направлял весь мир на путь к вечности.

На исповеди он порой говорил исповедующемуся: «А вдруг ты завтра умрешь? Так вот знай, что сейчас ты произнесешь свои последние слова покаяния, после которых предстанешь перед праведным Судией». Он прекрасно знал, что современный человек, часто раздираемый тоской и чувством вины, ищет прощения. Но Отца перед ним нет, человек не знает, как предстать перед Ним, и, главное, не знает о том, что Он ждет его с распростертыми объятиями. Так ждал отец блудного сына, а дождавшись, сжал в объятиях, не дав вымолвить ни слова, настолько он был взволнован.

Открывая Евангелие, митрополит Антоний молился, признаваясь Богу, что боится оказаться недостойным принять те слова, что могут поставить под вопрос всю его прежнюю жизнь. Он взывал к Святому Духу, чтобы Он открыл его разум к пониманию Священного Писания, чтобы Слова Писания дошли до самых глубин его сердца. Каждая его проповедь была таким, полным изумления, открытием сокровищ, сокрытых в словах Евангелия, и ему удавалось донести их до слушателей.

Митрополит Антоний показал нам, что, даже если бури жизни бьют нас со всех сторон (в его случае это были трудности и лишения, связанные с революцией, войной, Сопротивлением, заботой о больных, о епархии, которую нужно было ставить на ноги), можно при этом хранить в себе Бога как само основание жизни, Бога, Который никогда нас не покинет. Он даровал нам образ подлинного пастыря, укорененного в жизни нашего времени, старающегося научить людей жить христианской верой в любой ситуации, при любых условиях жизни.

С годами, мы знаем, ум теряет свою живость, тело слабеет. Для владыки Антония две вещи остаются непоколебимыми у человека: решимость и сердце. Тот сокровенный сердца человек, о котором говорит Апостол (1 Пет. 3: 4), останется живым до конца. Решимость повинуется страстным порывам сердца. И тогда первое, что нужно воспитывать в себе, это сердце, с его способностью отдавать себя целиком, открываться и впускать божественный свет, позволяя ему проникнуть вплоть до самых отдаленных уголков, изгоняя тьму. Святой Феофан Затворник сравнивает такое ученичество с трудом музыканта, настраивающего свой инструмент на совершенное звучание. Попробуем и мы войти в молитву вместе с митрополитом Антонием, чтобы в ней гармонично зазвучали струны наших сердец.

Протоиерей

Михаил Евдокимов

Загрузка...