Религия (от латинского слова «религаре» – связывать) включает в себя формы, в которые облекается вера (догматы), – молитвословия, обряды, каноны – в этом смысле они являются частью культуры. Для духовной жизни они служат средством общения с Богом и средствами единения верующих. В обыденной речи под словом «религия» часто подразумевают веру.
Вера – это глубокое убеждение в реальности того, что не дано во внешней очевидности или в исчерпывающем доказательстве (вера в реальности духовного мира, Бога, вера в человека, вера в победу, вера в будущее, в смысл жизни и т. п.).
Вера, по Библии, – это всецелое доверие Богу, убеждение в Его благости, надежда на Него, вера в спасающую силу Христа. (Авв. 2.4; 3.17–19; Рим. 4.3; 5.1; 2 Кор. 5.7; Гал. 2.16).
Суеверие – это религия, выражающаяся в пустой обрядности и в соответствующих этому приемах.
Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого.
Быть глухим – это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым – это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым – это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию.
Лицемерным называется человек, который останавливается только на внешних делах благочестия (посты, поклоны, жесткое ложе для сна, посещения храма и т. п.) и на том основывает свою надежду, в то же время не искореняя своих страстей: самолюбия, гордости, злобы, скупости, самомнения, осуждения, раздражительности и т. п.
Святой Иоанн Кронштадтский в ответ на этот вопрос раскрыл Библию на 14 главе пророка Исайи, в которой говорится о низвержении денницы – первого ангела – с неба за гордость, прочитал и сказал: «Часто я прибегаю к чтению сей речи пророка и поражаюсь, как легко пасть с высоты духовной до ада преисподнего, и этим чтением предохраняю себя от самомнения». И, действительно, лист Библии был крайне изношен за частым его чтением.
Праведный Иоанн Кронштадтский отвечал на этот вопрос так: «Кто бы из православных не желал соединиться с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одной Церковью, одним обществом верующих! Но кто из этих членов глаголемых Церквей, особенно предстоятелей, именующихся Папами, кардиналами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. Вот и попробуйте соединиться. Разве можно соединить несоединимое: ложь – с истиной?»
Большинство людей на земле считают, что Бог существует. Однако не все они – православные христиане! Если мусульмане тоже верят в Бога, значит, не это делает человека христианином! Поэтому «лишь бы верить» – еще недостаточно. Православный христианин верит в Живого Триединого Бога, и эта вера отражена в «Символе Веры», к которому мы еще вернемся.
Конечно, христиане молятся. Но можно молиться и не будучи христианином. Мусульмане молятся пять раз в день. Так что одна только молитва не делает человека православным христианином.
С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говорящего с ним.
Вера у всех есть. Одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Его нет. Для того чтобы избавиться от безбожия, внутри в человеке должна начаться нравственная жизнь. Человек должен покаяться, а когда мы будем каяться, а в особенности молиться, то мы почувствуем Господа около себя или же в себе. Тогда человек никогда уже не будет сомневаться – есть Бог или же нет. Он и так знает, что Господь в нем живет. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8) – так говорит Сам Христос.
Вера – дар Божий; Христос говорит: «Ко Мне никто не придет, если Отец Мой не призовет». Человек сам должен сделать шаг навстречу Богу, ради Господа оставить дурные привычки, страсти. Тогда Господь будет совсем рядом. А Господь нас никогда не оставляет, это мы Его оставляем. Душа наша нераскаянная, в пороках и страстях, находится во тьме, потому она Бога и не видит, и не чувствует. Ее очистить надо.
В данном случае вопрос заключается в другом: а каков этот их Бог, Аллах то есть? Истинный Бог – это библейский Бог, это Бог, описанный в Библии. Коран же по очень многим вопросам Библии противоречит. То есть, конечно же, мусульмане веруют в Бога, но не в истинного Бога, описанного в Библии, а в Аллаха – придуманного арабским философом Мухаммедом и описанного им в Коране.
Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцов: «Дай кровь и приими дух». Это значит – потрудись и получишь духовное дарование. А вы дарований духовных ищете и просите, а кровь вам проливать жаль, то есть все хочется вам, чтобы вас никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести духовое прозрение?
Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее.
Православным христианином может называть себя тот, кто верует в Триединого Бога, повинуется Его святой Церкви и исполняет закон евангельский в повседневной жизни, а православным называется потому, что верует право (правильно). Православный христианин славит Бога так, как написано в Слове Божием (Библии) и как научили нас святые отцы на Вселенских Соборах.
Значит, им нравится. Они не знают православия, не хранят веру отцов. Как-то западные проповедники устроили во дворце культуры собрание. На сцене – музыка, скрипка играет, в барабаны бьют, пляска. Закончилось представление, выходят две женщины (преподаватели на пенсии) и говорят: «Какая хорошая новая вера». И повеселиться, и спастись, и о Боге поговорить можно. Как хорошо». Но в Священном писании сказано, что Царство Божие силой берется (Мф. 11.12), туда путь тернист, а тут – молиться не надо, поклоны делать не надо, не надо и посты соблюдать; уверовал – и спасен. Вот как просто! И все оттого, что душа человека исстрадалась по духовности, измучилась, вот она (по неведению) духовный суррогат и принимает.
В начале XX века началось так называемое экуменическое движение (греч. «ойкумена» – «вселенная»), т. е. движение за создание единой вселенской Церкви. Многие думают: «А что в этом плохого, Сам Господь говорит: «Да будут все едины» (Ин. 17.21). Господь тех призывает, но под Свою защиту, в Дом Господень – Церковь. Экуменисты зовут к другому – к смешению всех христианских и языческих конфессий; не к единению во Христе, а в «божестве», которое объединит в себе и «бога» язычников, и «бога» иудеев, и «бога» мусульман. Разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? Христиан с язычниками, шаманами? Кому же тогда может поклоняться вся эта разноязыкая толпа? Может быть, тому, чье имя антихрист? Наша Православная Церковь две тысячи лет молится о единении всех людей, но с молитвой о единении в православном храме, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом.
Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы исполнить закон, но не нарушить его. Теперь же нет смысла исполнять то, что некогда было приготовлением к приходу в мир Христа Спасителя. Апостольский Собор, о котором вы можете прочитать в книге Деяний (15:1-29), обсуждал этот вопрос и постановил «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите;…и не возлагать никакого бремени более, кроме сего необходимого».
Совершенно очевидно, что язычникам, неевреям, уверовавшим в Христа, нет никакой необходимости становиться еще и евреями, то есть обрезываться – об этом и было постановление Апостольского Собора, упоминаемого в Деяниях (15:1-29). Ибо, если бы они выполняли обряд обрезания, то есть становились евреями, то они должны были бы исполнять и все другие еврейские обычаи, праздники, и, кроме того, вообще разделить судьбу этого народа, – а в определенные исторические периоды эта судьба была не очень завидной. Это было бы бремя совершенно излишнее и ненужное (Рим. 2.25).
Обрезание – это обряд, касающийся еврейского народа, он был введен Богом для его самоидентификации, чтобы этот народ не растворился среди других народов Земли. Потому что если бы так произошло, то как в конце времен Бог смог бы продемонстрировать Аврааму выполнение, например, Своего обещания размножить его потомство до количества звезд на небе (Быт. 15.5) или дать его потомству землю Ханаанскую? (Быт. 17.8)
Крещение же – это таинство, которое должен совершить человек, уверовавший в Христа, в библейского Бога. Этот человек может быть как евреем, так и неевреем. Таким образом, крещение и обрезание – это два совершенно различных действа, имеющих совершенно разные смыслы, и те, кто говорят, что «обрезание было прообразом крещения» и «крещение заменило обрезание», очевидно, никогда не открывали Библию и не имеют никакого понятия о том, что в ней написано.
Эта ересь противоречит Библии (Быт. 17.4-14, Рим. 3.2, 9.3–5). Сказано, что если потомкам Авраама не совершить обряд обрезания, то «истребится та душа из народа» (Быт. 17.14). То есть эта ересь вела к уничтожению еврейского народа, что было явно против воли Божией. Кроме того, эта ересь была очень сильным препятствием для принятия евреями христианства, ибо, не будучи заклеймена Церковью как ересь, она выглядела в глазах евреев как мнение христианское.
Именно эта ересь, исповедуемая государственной религией России времен династии Романовых, и была одной из главных причин гибели Российского государства и падения этой династии. Ибо царская власть проводила соответствующую этой ереси антиеврейскую политику, подводя таким образом Россию под проклятие Божие.
Итак, обрезание и крещение – для евреев, крещение – для остальных.
Считаю, что нужно внимательно слушать протестантских проповедников и проверять по Библии, насколько правильно тот или иной проповедник говорит. Если его слова соответствуют Библии и приводят к лучшему ее пониманию, то польза от такого проповедника огромна. Если же нет, то его можно простить. И только в случае, если он будет противоречить Священному писанию, тогда уже можно прогнать его.
В лютеранский храм можно ходить только играть там на органе, но участвовать в религиозных мероприятиях лютеран православному не стоит.
Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин. 12.31). Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (Мк. 4.25–29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (Мф. 24.42–51).
Понятие «муки вечной» (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откровении (20.14) названо «смертью второй», т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто.
«Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 9.10) – так говорит Священное писание. Чтобы обрести страх Божий, себя надо настроить. Каков должен быть страх пред Богом? Не языческий: «Меня Бог накажет!», а сыновний. Дети любят отца, мать и боятся их чем-то оскорбить. Это не подхалимский страх, не животный, а хороший. Точно так же и мы должны иметь страх, боясь оскорбить Господа чем-то. Как его приобрести? В этом поможет исповедь, молитва и рассуждение.
Какое рассуждение? Что Господь нас вызвал из небытия в бытие для вечной блаженной радости. Мы живем на земле, и Он нам дает все: и солнце, и тепло, и дождь, и все необходимое для жизни. Мы на сто процентов зависим от Господа. Он нас любит, потому что Он – источник жизни, источник любви. Так себя настраивая, мы Господа не оскорбим; таким путем и вырабатывается страх Божий.
Должно всегда иметь Бога пред собою. Когда вам досаждают, не спрашивайте никогда «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано, напротив: «ударят тебя по правой щеке, подставь и левую», а это вот что значит: если бьют вас за правду, то не ропщите и подставьте левую, то есть вспомните свои неправые дела и увидите, что достойны наказания. «Терпя потерпех Господа, и внят ми».
Подобного рода вопрос в свое время был задан Господу нашему Иисусу Христу. У Него спросили, чьей женой после своей смерти будет женщина, имевшая при жизни несколько мужей. Христос сказал, что в будущей жизни не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как ангелы на небесах. У ангелов же желаний, подобных высказанному вами, не бывает.
Сами наши желания, в том числе желание иметь детей, откуда берутся? От Бога. Бог дал человеку заповедь размножаться, и, естественно, чтобы выполнять эту Божью заповедь человеку было в радость, Бог снабдил его еще и желанием эту заповедь выполнять! Но, заповедь размножаться действенна для человека только в период его жизни до момента смерти, так как после воскрешения из мертвых размножения уже не будет, – в нем не будет необходимости, ибо к тому времени количество праведников достигнет величины, оптимальной для того, чтобы на обновленной Земле им не было ни тесно, ни скучно.
Соответственно и желание иметь детей дано человеку только в период его жизни до смерти. После смерти душа этого желания не имеет, ибо зачем оно ей, если души детей иметь не могут? После же воскрешения из мертвых это желание у человека также не возникает, ибо зачем оно ему, если размножения уже не будет?
Вероятно, по той причине, что вы не разъясняете себе оснований веры, то есть не читаете священные книги, не узнаете о вере от мудрых, опытных и просвещенных верующих. Поэтому речи неверующих людей застают вас врасплох, оттого вы и колеблетесь в вере.
Если спросят о вере, отвечайте смело правду. «Ты, кажется, зачастила в церковь?» – «Да, потому что нахожу в этом удовлетворение». – «Уж не в святые ли хочешь?» – «Каждому этого хочется, но не от нас это зависит, а от Господа». Таким образом вы отразите неприятеля.
По слову Иоанна Лествичника, нельзя испытывать непостижимые судьбы Божий, и кто на это отважится, в том обличается недостаток смирения и избыток горделивости. Евангелие начинается и оканчивается призывом к покаянию. А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать то, что выше нас, и что от нас совсем не требуется.
Главное – не говорите от себя, а ссылайтесь на Святое Писание и святых отцов. Со смирением и умеренностью обращайте праздные разговоры к назиданию.
Пусть будут ваши советы кроткими и ненавязчивыми, основанными на любви и уважении.