Не говорите людям, как нужно что-то делать, скажите им, что нужно сделать, и позвольте им удивить вас своими результатами.
Вы не можете мотивировать тех, кто вас не слышит.
Если ваши слова отскакивают от подчиненного, как горох от стенки, то не имеет значения, насколько хорошо и правильно вы говорите. Вас не слышат. Чтобы мотивировать людей на какие-то действия, нужно, чтобы они вас слышали.
А чтобы они вас услышали, надо сначала услышать их. По-другому не получится. Не получится, если вы все время будете идти впереди. Потому что ваши сотрудники должны сначала оценить то, что вы с ними на одной волне и понимаете их потребности и проблемы.
Гуру менеджмента Уоррен Беннис как-то сказал:
Первое правило коучинга – коуч должен быть внимательным слушателем. Это значит, что он должен понимать и сопереживать тому, что ему говорят, то есть «настроиться» на волну своего собеседника. Короче, сущность лидерства заключается в способности лидера изменить точку зрения и образ мыслей других людей. Это нелегко. Нет необходимости говорить, что большинство из нас часто думают, что «настроились» на волну своего собеседника, но при этом слушают главным образом самих себя.
Как-то мы работали с начальником финансового отдела по имени Ланс, у которого в подчинении были четыре женщины, и он никак не мог найти с ними общий язык. Они его не воспринимали, не доверяли ему и до смерти боялись собраний, на которых он устраивал «разбор полетов».
Ланс не знал, что делать, и обратился к нам за коучинговыми услугами.
– Поговорите с каждой из них по отдельности, – посоветовали мы ему.
– А что мне им сказать?
– Ничего не говорите. Просто слушайте.
– Слушать что?
– Что вам говорит человек по ту сторону стола.
– А какая должна быть повестка дня?
– Никакой.
– А о чем мне их спрашивать?
– Как жизнь? Как вам работается в нашей компании? Что вам хотелось бы изменить?
– А что потом?
– А потом просто слушайте.
– Я не знаю, смогу ли это.
Главная причина низкого морального духа в коллективе была установлена. Теперь все зависело только от Ланса.