Лидерство – это искусство заставлять других делать то, что вы хотите, и так, чтобы они думали, будто сами этого хотят.
Менеджер по имени Том пришел на семинар по лидерству задолго до его начала. Он был одет в выцветшую зеленую рубашку поло и белые слаксы, так как собирался провести остаток дня за игрой в гольф. Пройдясь по комнате, Том заявил:
– Слушайте, это ведь не обязательное мероприятие, поэтому я не планирую на нем присутствовать.
– Прекрасно, тогда зачем же вы так рано пришли? Чтобы просто сообщить нам о своих планах? Должно быть, вы все-таки хотели что-то узнать.
– Вообще-то да, – признался менеджер. – Я хочу узнать только одно: как мне улучшить работу отдела продаж? Как мне ими управлять?
– И это все, что вы хотите знать?
– Да, – ответил менеджер.
– Ну, тогда мы можем сэкономить вам кучу времени, и вы прекрасно успеете к игре в гольф.
Менеджер Том наклонился вперед, ожидая услышать мудрые слова, которые помогут ему управлять своими подчиненными.
Мы сказали ему:
– Вы не можете.
– Что?
– Вы не можете никем управлять. Поэтому можете спокойно идти и наслаждаться игрой в гольф.
– Не понял, – воскликнул менеджер. – Я думал, что это семинар по мотивации, а вы говорите, что я чего-то не могу. Что вы имеете в виду?
– Мы действительно специализируемся на семинарах по мотивации. Но на них мы учим менеджеров прежде всего тому, что людьми невозможно управлять напрямую. Мотивация всегда исходит от самого сотрудника, а не от руководителя.
– Тогда чему же вы учите?
– Мы учим тому, как добиться внутренней мотивации сотрудников. Это и есть ключ к успеху. Нужно управлять соглашениями, а не людьми. Об этом мы и поговорим сегодня утром.
Менеджер положил ключи от машины обратно в карман и сел на первый ряд, где и просидел до конца семинара.