Невозможно не удивляться тому, насколько у современного человека сильна тяга к предпринимательству. То, что после Второй мировой войны начиналось как отдельные исследования и разработки, финансируемые в основном правительством США, сегодня разрослось до глобального экономического феномена. Тридцать лет назад предприниматели были небольшой кучкой бунтарей. Вдохновителями второй «волны» в Кремниевой долине (первая была представлена компаниями, производящими полупроводники, такими как Intel и National Semiconductor, в честь чего она и получила свое имя) стали хиппи в поиске персональной технологической утопии.
По сравнению с современной армией изобретателей и основателей компаний, экипированных шикарными презентациями, чьи амбиции измеряются не миллионами, а миллиардами, те «дети цветов» были наивными идеалистами с широко распахнутыми глазами. И хотя Кремниевая долина все еще остается иконой, распространение стартапов приняло глобальные масштабы: Стокгольм, Берлин, Кембридж, Лондон, Тель-Авив, Бангалор, Хайдарабад, Пекин, Шанхай и еще много-много точек. На инновации не существует монополии. Изобретения появляются везде, где встречаются умные люди, то есть повсюду. Даже само имя Кремниевой долины уже неактуально. То, что началось в садах к северу от Сан-Хосе, теперь расцвело в бухте Сан-Франциско, так же как и в Окленде.
Однако стартап – это больше, чем просто изобретение; это лучший способ сделать из инновации рыночную ценность с помощью ограниченных ресурсов. И хотя поразительно, с какой скоростью другие места в мире сокращают разрыв между собой и Кремниевой долиной, все равно последняя пока является непобедимым лидером.
Возможно, дело в венчурном капитале? Да, но… «Но» заключается в том, что капитал следует за возможностью: он ее не создает. Когда в других местах на планете фиксируются невероятные финансовые успехи, такие как Baidu и Alibaba, Skype и Spotify, инвесторы приходят следом. Это связано с их отношением к риску? Ну как бы да…
За более чем 70 лет в Кремниевой долине сформировался конструктивный взгляд на неудачи. Понимая, что успех никому не подконтролен – конечно, если причиной вашей неудачи не стала ваша тупость, лень или совершенное вами преступление, – Долина не накажет вас за провал. Она сделает ваш заработанный тяжким трудом опыт частью следующего проекта. Сравните этот подход с большинством других бизнес-культур, где провал отрезает вас от будущих возможностей. И тем не менее можно понять предпринимателей в Китае, Израиле, Швеции и в других местах, которые не чувствуют себя комфортно с аналогичным уровнем риска.
Или дело в таланте, помноженном на опыт? Да, но… Дело не только в том, что лучшие таланты съезжаются в Кремниевую долину в поисках счастья, а, скорее, в том, что они в ней остаются и инвестируют потом в каждое новое поколение предпринимателей. В то время как успешный европейский предприниматель может устроить себе ранний уход на пенсию и перебраться на юг Франции, в Кремниевой долине победители превращаются в инвестиционных ангелов, венчурных капиталистов, членов советов директоров, советников, коучей, наставников.
Если вы зайдете в офис венчурного капитала на Сэнд-Хилл-роуд и увидите седого высохшего чувака в биркенштоках, сидящего за столом напротив молодой женщины в джинсах и рубашке навыпуск, велики шансы, что она – молодой предприниматель, перенимающий мудрость у наставника, который уже прошел по этой дороге, да еще и не один раз.
Он может быть уже достаточно богат для того, чтобы не задумываться, конвертируется ли эта встреча в деньги, однако он все равно намерен делиться с трудом добытыми знаниями с новым поколением дерзких предпринимателей.
Бывало ли у вас когда-нибудь чувство, что все остальные знают что-то, чем с вами не делятся? Что, несмотря на то, насколько близко вы подходите к источнику денег, таланта и мудрости, вы все же не можете войти в эту дверь? Способность помогать предпринимателям быстрее преодолеть стадию смущения и нерешительности и есть преимущество Кремниевой долины. Это не глобальные, это маленькие вещи – наработанный опыт, тонкости торговли, накопленная мудрость победителей, – однако они часто оказываются недостижимыми для претендентов. Вот почему мы написали эту книгу.
Нам повезло быть в первых рядах этого мира на протяжении последних 45 лет. Я был партнером в почтенной фирме венчурного капитала Kleiner Perkins с 2005 года. Я начал работать в Кремниевой долине в качестве юриста и предпринимателя более 30 лет назад. Мне выпало попробовать себя практически во всех ролях – предпринимателя, матерого гендиректора и инвестора в одном лице.
Моя активная карьера насчитывает десятилетия, начавшись с частной юридической практики по техническому законодательству и затем продвигаясь к должностям старшего юрисконсульта Apple, сооснователя и вице-президента по бизнес-вопросам в Claris Corp., финдиректора и вице-президента в GO Corp., генерального директора LucasArts Entertainment и генерального директора Crystal Dynamics. Я инвестировал и входил в советы директоров десятков инновационных стартапов, таких как WebTV, TiVo, RPX и Nest, а также многих социальных организаций. В 1990-е я создал ролевой шаблон «виртуального генерального директора» в партнерстве с инновационными разработчиками, чтобы помочь им развиться в лидеров и превратить их идеи в бизнесы. Также я написал книгу «Монах и загадка» (Randy Komisar, «The Monk and the Riddle». – Прим. ред.) и выступил соавтором других – «Включая план В» (John Mullins and Randy Komisar, «Getting to Plan B». – Прим. ред.) и «Я, блин, люблю эту компанию» (Bayard Winshrop and Randy Komisar, «I F**king Love That Company». – Прим. ред.). Несколько лет я преподавал основы предпринимательства в Стэнфордском университете.
Янтун впервые занял свое место исполнительного директора венчурного предприятия, основанного в Кремниевой долине, почти десять лет назад. В начале своей карьеры он занимался сделками по слиянию и поглощению в Morgan Stanley и инвестированием в особых условиях в Goldman Sachs. Он пришел в Кремниевую долину, безгранично восхищаясь царящей здесь свободой мысли, не знающей границ. Вскоре, однако, Янтун осознал, что, хотя смелые мечты и инновации являются основой успеха Кремниевой долины, без грамотного управления это все погибает.
Он заметил, что предприниматели постоянно заняты изобретением колеса и не используют тяжело доставшийся опыт своих предшественников. Несмотря на то что у него был доступ ко многим комиссиям и советам директоров, а также к нескольким сотням миллионов долларов инвестиций от многих ведущих венчурных фондов, стратегических инвесторов и государственных инвестиционных фондов, в первую очередь Янтун почувствовал несовершенство операционной дисциплины, которое явилось результатом несогласованности действий основателей, менеджмента, инвесторов и советов директоров.
Впервые мы встретились на мероприятии, организованном компанией Kleiner Perkins. Когда выяснилось, что в перерыве между работами Янтун занимался скалолазанием и дайвингом, мы быстро подружились. Мы встречались, когда Янтун приезжал в город, по большей части ради рассказов о его новых приключениях, но неизбежно наши разговоры сворачивали в сторону бизнеса. Особенно часто мы обсуждали происходившие в этом «театре Кабуки» шоу между венчурным капиталом и советами директоров стартапов. Янтуну казалось, что он понял правила, но в определенный момент ситуация на совете поражала его до глубины души, и ему было тяжело поверить, что умные люди могли творить такие глупости.
Он пытался докопаться, чего же он не понимает. И наши беседы все чаще переходили в режим свободного генерирования идей, психологического анализа и финансового прогнозирования. Янтун «въехал» довольно быстро и начал различать свет за спинами теней. По мере того как росло его понимание бизнеса венчурного капитала, системы поощрения директоров и магической инвестиционной математики таблиц капитализации, пазл стал складываться. Янтун также близко подружился с Томом Перкинсом, одним из пионеров венчурного капитала.
Это не стало для меня сюрпризом: Том всегда любил свободомыслящих авантюристов и бунтарей. Он был легендой Кремниевой долины. Его карьера включала предпринимательство, топ-менеджмент и, что самое замечательное, венчурный капитал. В 1972 году совместно с Евгением Клейнером Том основал партнерство Kleiner Perkins Caufield and Byers. Оно дало жизнь самым значительным инновационным бизнесам в мире: Google, Amazon, Nest, Intuit, Netscape, Sun Microsystems, Compaq, Tandem, Genentech и многим другим. Том стал наставником Янтуна, делился своими историями о внутренней работе стартапов и венчурного капитала.
Во времена Тома за то, чтобы вырастить бизнес, предприниматели и инвесторы должны были бороться до последнего. Акцент рынка на получение прибыли почти не оставлял им выбора. Быстрых путей не существовало. Тому приходилось выстраивать прибыльность, закатав рукава и подписываясь на долгосрочное сотрудничество. Он накрепко связывал себя с предпринимателями, в которых инвестировал, и бороздил залы своих главных стартапов, напрямую ассистируя в принятии решений и управлении. Он был для основателей стартапов вовлеченным и опытным партнером.
Сегодня, несмотря на ошеломительное разнообразие доступных уровней венчурного капитала, предприниматели не получают практической помощи и обучения, которое им необходимо. Многие главы советов директоров и инвесторы не имеют никакого управленческого или предпринимательского опыта, и их вполне устраивают пассивные роли наблюдателей. В наши дни все игроки в огромном диапазоне финансовой индустрии – от хедж-фондов, пенсионных фондов и частных фирм до университетов, семейных фондов и иностранных правительств – находятся в погоне за одними и теми же миллиардными «единорогами». Многие венчурные капиталисты известны своими абсурдными предположениями и высказываниями, особенно через соцсети и прессу, сделанными без всякой ответственности за результат. Эксцентричное поведение инвесторов и директоров никак не сочетается с рациональными действиями, которые необходимы.
Инвестиционные риски превратились в очередное экстравагантное хобби, стиль жизни, а не страсть. На вопрос о своих планах множество молодых людей отвечают, что хотят быть предпринимателями, не понимая толком, что это за собой влечет. Они купились на образ – бесплатная еда, работа без начальника, открытые офисы, коллеги-тусовщики и шанс сорвать великий куш. Однако предприниматель – это не только образ жизни. Это еще и тяжелая работа по созданию полезных инноваций и прибыльных бизнесов на их основе. Одной хорошей идеи недостаточно. Знать, как воплотить эту идею в реальность, – вот что считается, и это то, о чем эта книга.
Много внимания уделяется ошибкам предпринимателей, и тому есть причины. Их ошибки и просчеты сказываются не на них одних. Они влияют также и на жизнь миллионов людей, доверившихся их инновации, и могут стоить инвесторам десятки сотен миллионов долларов. Когда кто-то учится водить на битой «Хонде», «Хонда» получит повреждения. Если учиться водить на «Феррари», никто не удивится, если и «Феррари» получит повреждения. Однако в этом случае ремонт станет гораздо более дорогим и сложным, и терпимости к поломкам будет гораздо меньше.
Предприниматели сегодня не могут позволить себе роскошь учиться методом проб и ошибок. Им нужна вся помощь, которую им могут дать опыт и мудрость, и настолько быстро, насколько это возможно. Вот почему мы на страницах нашей книги разговариваем с предпринимателями достаточно открытым текстом. Мы делимся секретами и непреложными правилами, которые мы вывели, проведя десятилетия по обе стороны стола – сначала как предприниматели, ищущие совета, а затем все чаще как наставники, пытающиеся прорваться сквозь смущение тех, кто ищет ясности.
Считайте это вашим учебником по пониманию венчурных капиталистов и директоров, а также того, что у них на уме на самом деле. Таким образом вы сможете стать для них лучшими партнерами. Мы надеемся ускорить ваше обучение и избавить вас от нескольких захлопнутых на пути дверей. Мы освещаем темы, с которыми сталкивается каждый предприниматель, особенно на ранних стадиях запуска проекта: планирование и презентация, инвесторы и члены совета директоров, финансирование и ликвидность, менеджмент и управление.
По предпринимательству написано много толстых томов, мы же выкристаллизовали наши дискуссии и опыт до самого важного – наших ста правил. Вы можете хорошо разбираться в нескольких из этих тем, однако, если вы не предприниматель-ветеран, есть все шансы, что вы еще не собрали все кусочки пазла, для того чтобы составить достойный план игры. Если вы надеетесь в этой игре выиграть, вы должны легко разбираться во всех тонкостях. Данная книга поможет вам в этом.
Мы называем наши рекомендации «правилами», однако полностью осознаем, что не существует универсальных правил для каждой ситуации. Обстоятельства бывают разными. Тем не менее эти выводы проверены опытом и прошли испытание временем. Это не просто хорошие советы. Они являются прямыми указаниями к действию. Выучите их, поймите их, играйте с ними и нарушайте их, но не игнорируйте их. Они помогут вам пройти сложные этапы и поддержат вас в хорошие времена.
Эта книга разделена на пять частей: «Осваиваем азы», «Выбираем правильных инвесторов», «Идеальное привлечение средств», «Формирование эффективного совета директоров и управление им» и «Достижение ликвидности». Это те области, которые являются необходимой базой, и их нужно освоить в любом случае. Это выводы трех поколений нашего венчурного опыта. Разговор открытым текстом и передача инсайдерских знаний – такой мы видели свою миссию при написании этой книги. Читайте ее в любом порядке, в те моменты, когда вам понадобится наш опыт.
Являетесь ли вы предпринимателем, менеджером, инвестором, членом совета директоров, студентом бизнес-направления, этот учебник подходит любому, кто хоть раз задавался вопросами: «А что на самом деле происходит за кулисами этого бизнеса и как я могу этим управлять и справляться с трудностями?»