В методе пустого стула, в регрессиях (https://clck.ru/35s2AE), в расстановках и в символ-драме, в НЛП и других направлениях и методах в тех или иных видах присутствует элемент переписи сценария или замены сценария.
Пример.
Взрослый человек убеждён, что учеба, институты, книжки – это совершенно не его стезя. При психотерапии клиент вспоминает одну из исходных психотравм, которые сформировали такой вывод. А именно он вспоминает, как во втором классе дома во время выполнения домашнего задания мать стояла рядом и орала в ухо «такой же тупой, как твой отец, бездарь, лентяй», ударила учебником по спине и в ярости разорвала тетрадь по математике.
Если мужчине необходимо по своей работе повысить квалификацию через обучение, то у него появляются крайней степени сопротивление к этому, вплоть до ярости: «Я учиться не буду». И, чтобы убрать эту занозу из Души, психолог помогает ликвидировать эмоции в первоначальной травме.
Допустим, психолог решил применить метод пустого стула. Мужчина погружается эмоционально в свой детский возраст и начинает «перепись сценария». А именно договаривает маме всё, что тогда сказать не смог (я тебя боюсь, не бей меня и так далее). Через метод пустого стула или аффектотерапию он пробует себя защитить или дать сдачу (в ситуациях, где это было бы возможно), позвать папу на помощь или любые другие более благотворные сценарии.
Удар по спине учебником можно переписать, как учебник нечаянно упал с полки, когда мальчик в хорошем и весёлом настроении один дома делал уроки.
И так далее.
Для гештальт-подхода и символ-драмы и других направлений такой психотерапевтический элемент переписи сценария является общеизвестным обычным приёмом.
В стандартном протоколе метода ДПДГ перепись сценария не применяется.
Упоминание о ней в очень узком смысле всё же есть в книге автора метода Френсин Шапиро лишь в самых крайних, самых сложных случаях, когда переработка практически не работает (феномен «мёртвой петли»).
Автор пишет, что если у клиента переработка ну совершенно не понижает балл переживаний и если психолог уже имеет огромный опыт работы с обычными ситуациями, то можно попытаться в травматичный сценарий встроить нового персонажа – себя самого взрослого.
Например, женщина, перерабатывая через ДПДГ воспоминания о детском насилии и категорически «застрявшая» в этой травме, может представить, что она сама во взрослом возрасте пришла себя защитить маленькую, и дофантазировать, что она сама себе что-то говорит ободряющее, защищающее, обнимает и так далее.
По факту этот элемент уже является переписью сценария, который является терапевтичным для клиента.
То есть под переписью сценария я буду в данной книге подразумевать некоторое дофантазированние клиентом другого, более благотворного исхода психотравмы, а также полного минования травмы.
Однако для метода ДПДГ мы это понятие «перепись сценария» очень сильно расширим и трансформируем.