Здравствуйте, уважаемый читатель!
Я генеральный директор и управляющий партнер Nikoliers – ведущей российской консалтинговой компании полного цикла в коммерческой и жилой недвижимости.
Я начал писать эту книгу в самом начале 2023 года, в преддверии моего 20-летнего юбилея работы в компании, которая до весны 2022 года являлась частью международной корпорации Colliers и куда в апреле 2003 года я устроился работать ассистентом. И я не просто трудился все это время в одном месте, что много по любым меркам – российским или международным, я сменил 12 позиций, проделал путь до главы компании и дальше до ее основного владельца.
Интересных выводов я сделал множество. И хочу в этой книге поделиться ими с вами, уважаемый читатель. Искренне считаю, что любому профессионалу, добившемуся успеха в своем виде деятельности, следует взять на себя ответственность и подсветить путь другим. Всем, кто хочет идти похожей дорогой – в своем бизнесе или в карьере наемного сотрудника – неважно. Главное – желание работать, развиваться и достигать высот.
Если бы я со своей сегодняшней позиции дал советы самому себе, каким был 20 лет назад, то точно имел бы все шансы пройти свой путь еще более успешно и эффективно. Именно поэтому я и пишу книгу, в которой собран мой непосредственный опыт за более чем 20 лет.
Первое, что я хочу подчеркнуть, рассказывая о нашей компании: прибыль никогда не была нашей единственной целью. Точно так же было бы неверно утверждать, что мы существуем только ради оказания услуг высочайшего качества нашим клиентам. В основе нашей системы лежит треугольник, вершинами которого являются: 1) сотрудники; 2) клиенты и 3) акционеры.
Что это значит на практике? Что наша команда должна быть удовлетворена компенсацией своего труда и прочими условиями работы (в нашей отрасли принято значимую часть доходов получать как процент комиссионного вознаграждения от сделки или как долю прибыли отдела), тогда она окажет клиентам услуги наивысшего уровня, а акционеры, в свою очередь, получат прибыль.
Наш главный актив – это люди. И наше преимущество в том, что многие из них очень хорошо замотивированы именно на часть вознаграждения за достижение собственного результата. То есть сотрудник приносит компании деньги и получает за это хороший бонус.
Словом, в системе работы нашей компании и консалтингового бизнеса в целом первичен именно сотрудник, то есть человек, который готов хорошо работать и много зарабатывать.
Топ-менеджмент Nikoliers приветствует гостей на мероприятии, посвященном 30-летию компании, Москва, 2024 год
Именно на такого человека и рассчитана моя книга. Я собрал в ней не просто свод каких-то незыблемых правил, а живой уникальный опыт моей более чем 20-летней работы в организации. Хочу сформировать у широкой читательской аудитории понимание, как работает наш бизнес, что это вообще такое – заниматься консалтингом, как функционирует рынок недвижимости. Донести все это до людей, чтобы они сами сделали какие-то выводы.
Понимаю, что у каждого – свой жизненный путь, не обязательно связанный с недвижимостью. А кто-то еще только выбирает, чем заниматься. Поэтому буду рад, если моя книга попадет в руки студентам или старшим школьникам, которые смогут благодаря ей определиться с выбором профессии. Кроме того, книга – точнее, мои наработки, собранные под обложкой, – пригодится молодым сотрудникам крупных организаций или начинающим бизнесменам. А менеджеры среднего и высшего звена найдут на этих страницах разные ситуации, которые полезно будет учесть в управленческой практике.
Но очень многое из того, что я почерпнул из своей работы, пересекается и с другими отраслями. Прежде всего то, что в разных сферах бизнеса распространены одни и те же стереотипы, которые далеко не всегда соответствуют действительности, но люди почему-то все равно им верят и пытаются работать, подстраиваясь под них. Я же часто на деле опровергал эти предубеждения.
К примеру, в начале 2000-х, когда я искал работу, у нас в стране считалось, что в хорошее место можно устроиться только по блату. А если такового нет и на собеседовании вам дали от ворот поворот, то ничего уже не поделаешь. Что ж, в Colliers меня действительно взяли не сразу – и об этом я расскажу позже. В итоге я проявил упорство и все-таки добился своего, хотя ради этого и пришлось пойти на уступки. Кстати, принцип «что бы ни случилось, ломись вперед как танк» – тоже стереотип, и довольно вредный. Иногда есть смысл не то чтобы сдаться, а сделать шаг назад. И это не значит, что вы отступаете – просто разбегаетесь для длинного прыжка. При этом отказываетесь от того, чего вам хочется, в пользу того, чего хотите еще больше.
Был еще стереотип о том, что в международных компаниях глава российского офиса не может быть русским. Даже не буду на этом убеждении останавливаться – его опроверг не только я, но и представители офисов других иностранных компаний в нашей стране. Гораздо важнее то, что я доказал: в корне неверной является уверенность многих людей, будто Россия ничего не может дать остальному миру, кроме сырья – нефти, газа и т. д. Будучи частью международной компании,
Корпоратив Nikoliers 30 лет, Московская область, 2024 год
наш филиал делился с зарубежными коллегами такими нематериальными, но очень полезными вещами, как практики, наработки, идеи. Потому что даже в современных отраслях бизнеса мы, россияне, зачастую более прогрессивно и структурированно организовываем процесс, чем наши коллеги из многих западных стран.
Не сработал в моем случае и стереотип, что стать богатым и успешным можно, лишь изначально работая на себя, а не на пресловутого «дядю». Мой опыт показывает, что если вам удастся найти такую бизнес-структуру, где у вас будет возможность реализовываться с определенной степенью свободы, то вы получите шанс развиться быстрее, чем в одиночку, потому что сможете учиться у старших коллег. А если взять мой случай, то стоит сказать, что моими наставниками были не только российские, но и зарубежные специалисты. В итоге я все-таки стал владельцем бизнеса, хотя начинал с низшей должности. Как это произошло – узнаете, читая книгу.
Так что не живите в рамках общепринятых стереотипов, не верьте тем, кто запугивает вас какими-то слухами, – разберитесь в ситуации сами. Не исключено, что вас нарочно вводят в заблуждение, ведь у каждого человека – свои интересы. Научитесь находить и отстаивать ваши! И никогда не расслабляйтесь, не опускайте руки. Бизнес – сложная работа, и на сей раз это не стереотип.
Поэтому, если готовы идти таким путем, возьмите на себя труд прочесть эту книгу от корки до корки. Да, ее можно читать и выборочно, но я советую пройти мою историю от А до Я, чтобы лучше понять все, о чем я рассказываю, и уловить все причинно-следственные связи между событиями.
Эту книгу я написал от своего лица, но на самом деле за всеми моими действиями стоят помощь и энергия моих ближайших сподвижников. Поэтому прошу считать все «я-заявления» собирательным образом меня и тех людей, которые были рядом со мной и принимали участие в тех решениях и действиях.
Мне очень приятно, что книга нашла своего читателя, первый тираж был раскуплен целиком. В 2024 году она вошла в топ-5 лучших бизнес-книг российских авторов в рамках премии «Деловая книга года в России», а также в топ-10 лучших бизнес-книг (из 350) на русском языке, изданных за последние четыре года (организатор – Общественная организация Инвестиционная Россия). Это значит, что мой скромный литературный труд оказался нужным, полезным и востребованным.
Книга, которую вы держите в руках, – это второе издание «От ассистента до владельца бизнеса», дополненное с учетом событий, произошедших за год с момента первого издания.
Начинаю свой рассказ!