Глава 1 Среди гениев

Лучшая школа страны

Представьте себе, что вы учитесь в лучшей школе страны. И это не просто красивая фраза, а официальный статус учебного заведения, постоянно подтверждаемый различными рейтингами! Из стен этой школы вышло множество известных людей, которые стали выдающимися российскими актерами и музыкантами, бизнесменами и чиновниками, всемирно известными физиками и математиками, программистами и учеными. Чего стоит один только Григорий Перельман, доказавший, возможно, главную мировую математическую загадку – гипотезу Пуанкаре – и отказавшийся от награды в 1 миллион долларов. Я уже не говорю о множестве победителей всероссийских и международных олимпиад.

Речь о петербургском физико-математическом лицее № 239. Поступить сюда могут только старшеклассники, прошедшие жесткий отбор: по 11–14 человек на одно место. Но победить в конкурсе мало – нужно еще и удержаться, а для этого необходимо постоянно соответствовать общему уровню…

Так вот, мне это удалось, хотя и с огромным трудом. Мало того, во многом благодаря лицею я прошел успешный карьерный путь, а спустя два десятка лет стал владельцем крупной компании, поднявшись к этой позиции с самых низов. И физика здесь ни при чем.

Первым, что дала мне лучшая школа страны, стало умение учиться у людей, которые умнее меня, то есть у большинства моих одноклассников. Рядом с этими гениями и полугениями я поначалу чувствовал себя не в своей тарелке. Но рефлексировать на эту тему было некогда: почти все мое свободное время уходило на выполнение домашних заданий. Задавали нам гораздо больше, чем обычным школьникам, хотя цель была не в том, чтобы выполнить все. Негласное правило звучало так: сделай, сколько сможешь, в меру способностей, но главное – покажи свою логику в решении задачи. Поэтому каждая домашняя работа делилась у меня на три части:

• задания, которые я могу выполнить сам полностью;

• задания, которые я выполню на 80–90 %, чтобы потом, придя на полчаса раньше в школу, посоветоваться с одноклассниками и совместно найти способ решить задачи до конца;

• задания, которые я не пойму и не выполню ни сам, ни при участии других людей.

Определить, какое задание к какой из трех этих групп относится, можно было лишь опытным путем. Недостаточно просто прочитать их – каждый пример приходилось решать самому, сидя за столом много часов подряд.

Так что самое главное, чему научила меня физико-математическая школа № 239, – это одновременно держать в голове много сложных задач и уметь их решать до тех пор, пока не получишь результат или не признаешь, что какие-то из заданий в данный момент невыполнимы.

Сейчас это умение очень помогает мне в жизни и бизнесе. Но ни физиком, ни математиком я не стал. Способности к этим дисциплинам у меня были, даже выше среднего, поэтому я и мог учиться вместе с гениями, но при этом понимал, что вторым Перельманом мне не быть, а значит, миллиона за открытия мне не предложат. А мне хотелось зарабатывать деньги. Вот почему я решил после лицея поступить на специальность «экономика и менеджмент».

Главный актив

Поначалу мой выбор пал на Петербургский финансово-экономический университет – известный вуз, облюбованный «золотой молодежью». Но в мае, когда я оканчивал школу, меня и одноклассников начали активно, что называется, «хантить» в Политех. На эту тему развернулась целая рекламная кампания, и я подумал: почему бы и нет? Да и как не поддаться уговорам, когда Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – один из самых больших университетов в мире. Его здания располагаются на протяжении четырех станций метро, а с учетом того, что в Питере подземка проложена очень глубоко, это по расстоянию соответствует шести станциям в Москве или восьми в Нью-Йорке. Более двадцати факультетов, огромный студгородок для иногородних – по типу Оксфорда или Стэнфорда…

Принципиальное отличие Политеха от ФИНЭКа кроме специальности как таковой состояло еще вот в чем: в ФИНЭКе нужно было учиться четыре года и только на пятый получить специальность. А Политех начинал учить специальности с первого курса. Но главное – когда я туда приехал, увидел объявление: «Открывается первая в России кафедра экономики и менеджмента недвижимости». Уже тогда я понимал, что недвижимость – это главный актив всего мира[1].

Подумал: «Как здорово! Узнаю, что такое вообще недвижимость, стану первым в стране специалистом, который в этом профессионально разбирается. И так как недвижимости в России очень много, то, наверное, я смогу заработать на этом денег, а заодно принести какую-то пользу». Глядя на обветшалые здания, окружавшие меня тогда, в 1997 году, я хотел улучшить облик родного города. Именно это и заставило меня принять окончательное решение: поступаю сюда.

Кстати, недавно меня пригласили на 120-летие вуза как одного из выдающихся выпускников. Приятно, что университет гордится моими предпринимательскими и управленческими достижениями!

Вообще, бизнесом мне хотелось заниматься со студенческих лет. Чего я точно не собирался делать – работать клерком в офисе. Опыт бюрократической жизни я успел получить, подрабатывая в каникулы между 10-м и 11-м классами помощником бухгалтера. Тогда-то и понял, что перекладывать бумажки с места на место – это слишком скучно. Еще подрабатывал официантом, а в детстве, с девяти лет, даже снимался в кино – в массовке и эпизодических ролях. То есть я с юных лет знал, откуда берутся деньги, и труда не боялся.

В итоге добрых двадцать лет я проработал в одной организации, где мне посчастливилось пройти трудовой путь от ассистента – самой младшей должностной позиции – до владельца компании. Причем основная сфера деятельности компании – это коммерческая недвижимость, и наша философия предполагает наличие предпринимательской жилки у каждого сотрудника

Но обо всем по порядку.

Специалист в 17 лет

Итак, когда мне было 16 лет, я поступил в Политехнический университет.

Переживал, возьмут ли меня на нужную мне кафедру: все-таки, как мне казалось, это очень крутая и востребованная специальность. Точнее, кафедра экономики и менеджмента недвижимости предлагала две специальности: оценка недвижимости и управление недвижимостью. Я решил, что изучу и то и другое, но буду делать уклон в сторону управления. Если, конечно, мне хватит места – я был уверен, что все остальные поступающие захотят туда же.

Но оказалось, что люди думают по-другому. Большинство моих однокурсников нацелились на кафедру международных отношений – именно туда и был самый высокий конкурс. Некоторые поступали на финансы, желая стать банкирами. Поэтому на недвижимость меня зачислили без проблем, просто посмотрев на мой максимально высокий входной балл и узнав, что я из 239-й школы. Точнее сказать, оторвали с руками, даже не дав возможности прицениться к какой-то другой кафедре, хотя я и не собирался.

Университет полностью перевернул мое сознание и самооценку. В школе мой средний балл был меньше 4, то есть количество троек было больше, чем количество пятерок. Зато вступительные экзамены в Политех сдал очень хорошо – и был удивлен, что некоторые мои одноклассники из предыдущей школы, где я учился до лицея, хоть выпустились с золотой медалью, поступить в вуз так и не смогли.

За первую неделю в Политехе я понял, что в своей группе являюсь самым способным, причем с большим отрывом от остальных. Универ я в итоге окончил со средним баллом 4,75 – почти все «пятерки», несколько «четверок». При этом я почти не ходил на занятия, потому что много работал – точнее, ответственно посещал только те, которые касались моей специальности.

На что сразу обратил внимание, начав учиться на кафедре: наша программа была, мягко говоря, не отработана. До нас здесь учился всего один поток, набранный почти что случайным образом. На нем кое-как обкатали все дисциплины, которые теперь преподавали мне и моим однокурсникам. С другой стороны, наш завкафедрой Евгений Семенович Озеров оказался очень сильным преподавателем и визионером. Этот человек в свое время съездил в США, изучил, как там работает образование в сфере недвижимости, вернулся в Россию, открыл программу профессионального дополнительного образования и вдобавок – кафедру обучения для студентов. Преподавал он по новой методике: одновременно мы проходили как базовые основы экономики, так и что-то похожее на американский курс IREM (программу управления недвижимостью) и CCIM (программу инвестиций в недвижимость).

Вот почему всю основную учебную программу Евгений Семенович дал нам уже на первом курсе. А остальные четыре года мы просто повторяли и закрепляли знания. Понятно, что у нас были и другие предметы – маркетинг, менеджмент и математические методы в экономике… Но уже в 17 лет, окончив первый курс, я знал все подходы к оценке недвижимости: затратный, сравнительный, доходный. Умел считать чистый операционный доход объекта недвижимости и был немного в курсе актуальных тенденций.

Кстати, на первом же занятии Озеров нам сказал: «Покупайте газету “Недвижимость и строительство Петербурга” – будете получать хоть какие-то практические данные». Нам повезло, что в Северной столице было такое еженедельное издание, Москва тогда в этом плане была не столь прогрессивна. И каждый понедельник утром, перед тем как поехать на учебу или работу, я покупал газету и так постепенно собрал все выпуски за несколько лет. Из нее я узнавал об объектах недвижимости, сделках, ценах… И когда пришел устраиваться на свое первое рабочее место по специальности, уже имел определенное понимание обстановки на рынке – пусть и примитивное, газетное, но все же. В любом случае других источников информации не существовало – интернет только входил в нашу жизнь, и новостных каналов (не говоря уже о телеграм-каналах), тем более на нужную мне тему, там не было.

Работать по специальности я начал сразу, как только получил ее, – это как раз совпало с моим совершеннолетием.

В Colliers – любой ценой!

Сперва я устроился в небольшую оценочную компанию, чтобы набраться опыта. Но для работы мне требовался компьютер, который пока не на что было купить. И заместитель завкафедрой – Дмитрий Дмитриевич Кузнецов – предложил мне 500 долларов взаймы. Преподаватель дает взаймы студенту – звучит невероятно, но в 1990-е и такое было возможно. Он верил, что меня возьмут на работу и я смогу все вернуть. Так и произошло: мне удалось расплатиться с долгом за несколько месяцев.

Спустя год я решил попробовать себя в управляющей компании «ВМБ-Траст». Таким образом, к окончанию вуза я уже имел опыт работы более трех лет, причем большую часть этого времени провел, занимаясь управлением офисным зданием, точнее реструктуризацией из швейной фабрики – в бизнес-центр, без инвестиций акционеров, кредитов и прочих денежных вливаний. Мы вывозили старое оборудование – этаж за этажом, затем я искал арендатора для освободившихся площадей и договаривался, чтобы тот заплатил сразу за год-полтора вперед. Полученные средства тратил на ремонт помещений, контролируя, чтобы никто ничего не украл и работы были выполнены качественно и в срок. Этот кейс с самофинансированием мне очень понравился.

Окончив вуз, я ненадолго съездил в США, где впервые в жизни увидел настоящие небоскребы и огромные торговые центры – в нашей стране подобные объекты только начали появляться. Вдохновленный вернулся в Петербург, решив, что здорово будет участвовать в развитии торговых центров, писать для них концепции, проводить консалтинг… И конечно, этим нужно заниматься не самому, а в какой-то крупной и желательно международной компании. А так как в Петербурге была всего одна серьезная подобная организация – Colliers, я решил подать резюме туда и параллельно, на всякий случай, подыскивал и другие варианты.

Загрузка...