Дорогой читатель, в начале следующей главы мы разберем как установить ORACLE и создать базу данных на своем компьютере. А также, мы познакомимся с программой SQL Developer, одним из самых распространенных средств работы с базами данных ORACLE. Пройдя по ссылке, ты скачаешь скрипт и загрузишь его в свою новую, пока пустую, базу данных. После прогрузки скрипта, у тебя появятся таблицы с тестовыми (учебными) данными. И все это за несколько простых шагов!
Теперь у тебя будет фактически подготовленное рабочее (учебное) место!
В конце каждой главы для тебя подготовлены практические задачи! Их нужно постараться сделать максимально самостоятельно. К некоторым задачам будут даваться рекомендации к выполнению, к некоторым – нет. Это значит, что их можно будет решить любым способом. Некоторые задачи можно будет решить только комбинацией методов. Большинство задач – это стандартные задачи, которые решают специалисты по SQL, а некоторые – нестандартные. С помощью них, ты научишься нестандартно и более глубоко понимать SQL. Если ты в течение часа не смог решить некоторую задачу, ее можно отложить и попробовать вернуться к ней, например, попозже или завтра! Многие мои ученики иногда так справлялись с достаточно трудными запросами, и, на второй день, почти всегда говорили, что смогли взглянуть на задачу под другим углом.
После списка задач к каждой главе ты найдешь решения к задачам. Мы подробно вместе прорешаем каждую задачу. Но не нужно этим пользоваться сразу, если у тебя не получается решить задачу. Желательно, ответами пользоваться минимум завтра. Ты получишь больше пользы, если сможете решить задачу сам, пусть и дольше.
В предыдущей главе мы рассмотрели общую структуру любого предложения SELECT. Работая постоянно с запросами, через довольно короткое время, мы запомним назначение и расположение каждого блока и еще чуть позже, будем правильно и максимально эффективно их использовать! Теперь, в качестве примеров, составим несколько простых SQL–запросов.
Напишем запрос, выбирающий сотрудников из таблицы Persons, который отображал бы их Фамилию Имя Отчество, Дату рождения и идентификатор филиала, в котором они работают. Фамилия Имя Отчество лежит в колонке NAME, Дата рождения – в колонке BIRTHDATE и идентификатор филиала – в графе FilialID:
Выполняем запрос и получаем результат:
Как видим, вывелись именно запрошенные столбцы из таблицы. И еще, первый столбец, – сквозная нумерация строк возвращаемых данных. Мы его не запрашивали нашей SQL–командой. И на самом деле, это не ORACLE нам его вернул вместе с возвращаемыми запросом данными, а сама программа через которою мы работаем в базе данных (в нашем случае программа SQL Developer) добавила нам его для удобства. Далее не будем обращать на него внимание.
Запрос вернул 21 запись (21 строку). В целях экономии места в книге, мы иногда будем отображать не все возвращаемые данные.
Теперь доработаем запрос, пусть он выведет только сотрудников, где в графе FilialID равно 2:
Как видим из получаемых данных, во втором филиале у нас работает 4 сотрудника!
СУБД ORACLE, выполняя команду SELECT, выбирает для нас такие строчки из всей таблицы Persons, где в колонке FilialID значение равно двум!
Какие символы, помимо знака равно, можно использовать в условиях:
Как мы видим, если в SQL запросе нужно выбрать данные с условием на неравенство, то мы можем написать как <>, так и !=.
Следующей командой выберем сотрудников, работающих не во втором филиале:
Выведутся данные (всего 17 строк, для экономии места вот первых 10):
Теперь полученные данные мы можем еще и упорядочить по Фамилии Имени Отчеству. Для этого допишем блок ORDER BY.
В блоке ORDER BY (с англ. «упорядочить по») указали графу NAME, так как согласно значению в этом столбце нам необходимо было упорядочить строки. В результате получаем следующую таблицу с данными:
Как видим, строки упорядочены (отсортированы) по Фамилии Имени Отчеству. Точно также, если нам нужно было бы расставить сотрудников не в алфавитном порядке согласно их ФИО, а, например, согласно их дате рождения, то в боке ORDER BY указали бы BIRTHDATE.
Всякий раз, указывая значение столбца, по которому ведется сортировка строк, мы можем сортировать как в прямом порядке, так и в обратном. Для сортировки строк в обратном порядке нужно сразу после имени столбца написать слово DESC. И все!
Выведем сотрудников третьего филиала, упорядоченных по Фамилии Имени Отчеству в обратном порядке:
Получаем:
А теперь выведем тех же самых сотрудников, но в прямом порядке. Не в обратном! Для этого нужно просто убрать DESC. Или вместо DESC написать ASC.
ASC и DESC – это такие «флажки» для ORACLE, указывающий на то, в каком направлении требуется упорядочить данные. Если ASC после столбца не указывать, то СУБД итак поймет, что данные нужно упорядочить в прямом порядке, ведь DESC–то нету! Так как не писать ASC проще, чем писать его, его использование уходит в прошлое. Его уже почти никто не использует. Но, если Вы придете работать в компанию, которая существует уже много лет, и Вам нужно будет в рамках некоторой задачи доработать отчет, вернее его запрос, на основе которого формируются данные, и если Вы там увидите ASC, то теперь Вы будет знать, что это означает! Язык SQL, подобно любому человеческому языку, также стремится к простоте. Отбрасывая то, что можно опустить, не использовать. И при этом сохраняя однозначность выполнения.
В процессе изучения языка SQL, мы встретим еще несколько «отмирающих» слов, неиспользование которых не является ошибкой. Эти слова попросту не несут в себе дополнительного смысла, и присутствие их даёт такой же результат, как и отсутствие.
Теперь рассмотрим, как сочетать несколько условий в одном блоке WHERE. Выведем сотрудников, работающих в филиале 2 или 3, упорядоченных по ФИО. По сути, нужно вывести все строчки из таблицы Persons, в которых в столбце FilialID значение равно 2 или 3. Если в строчке в графе FilialID = 2 – показываем такую строку! Если 3 – тоже показываем!
Результат:
Одна из типичных ошибок, которую совершают начинающие специалисты SQL, они иногда пишут так:
И потом удивляются, почему запрос не может «отработать»? Так писать неправильно, так как ORACLE (или другая СУБД) не сможет однозначно понять, что имелось ввиду. ORACLE, получая такой запрос, «думает»: нужно вывести строчки в которых в столбце FilialID значение равно двум или… три. И тут не понятно, что – «три»?! Значение в каком столбце должно быть равно трем? На эту тему есть старинный анекдот:
Летят Петька и Василий Иванович в самолёте. Василий Иванович:
– Петька, приборы?
– Девять!
Летят дальше. Через некоторое время Василий Иванович снова:
– Петька, приборы?!
– Девять!
– Что «девять»–то?
– А что «приборы»?
Всегда нужно указывать и второе условие (то, что после OR) полностью! Правильно так:
В SQL запросе, для комбинации условий, мы использовали OR. С помощью него из таблицы будет выведена всякая строчка в случае, если выполняется одно, либо другое условие. То есть, минимум одно из них. ORACLE, пробегая по всей таблицы (Persons) и решая какую строчку выбрать нам в результирующий набор, будет сначала пробовать первое условие. То есть смотреть значение «2» ли в поле FilialID. Если нет, то может в поле FilialID значение «3»? Если да, то строчка будет выбрана, и мы ее увидим.
В следующем примере выведем строчки таблицы, соответствующие одновременно двум условиям. Для наглядности, добавим еще и вывод идентификатора департамента сотрудника:
Из таблицы Persons отберутся такие строчки, в которых в столбце FilialID значение равно 1 и одновременно в этой же строке в столбце DepartamentID значение равно 2. Результат:
В одном запросе можно одновременно использовать AND и OR:
Беглым взглядом не понятно, какие данные хотел отобрать разработчик: то ли сотрудников, работающих в филиале 1 и в департаменте 2 или 3, то ли сотрудников, работающих в первом филиале и втором департаменте и еще в департаменте 3 и в не важно каком филиале. На самом деле, OR имеет больший вес, чем AND, и поэтому разделит условие на два: отберутся сотрудники с филиала 1 и с одновременным отнесением ко второму департаменту, а также те, у кого просто указан третий департамент. Чтобы данный SQL–код был более наглядным, рекомендуется использовать скобки, чтобы расставить приоритеты выполнения условий. Например, если требуется вывести сотрудников только первого филиала с департаментов 2 и 3, можно написать так:
Получим данные:
Чтобы вывести значения со всех столбцов таблицы необязательно их все перечислять в секции SELECT, для этого достаточно поставить звездочку: