С младенчества и до возраста 20 лет, когда идет развитие и обучение, в процессе синаптической обрезки в человеческом мозге удаляются миллиарды нейрональных связей. В настоящее время существует теория, что у восприимчивых людей на этот процесс могут повлиять социальные сети. Это может проявляться в симптомах СДВГ, которые выражаются в эмоциональной дисрегуляции, неспособности сосредоточиться, гиперактивности и беспокойстве.
Существует давняя эволюционная теория, согласно которой, гены, приводящие к развитию СДВГ, были ранее адаптивными, и у многих людей есть подобные проблемы. За последние несколько лет Facebook* и другие соцсети подверглись серьезной критике. Аддиктивные теории вызывали много споров в течение долгого времени, но по мере быстрого развития нейрологии они получают все больше доказательств.
Педиатрия. Главный редактор американского медицинского журнала JAMA Pediatrics, профессор педиатрии Дмитрий Кристакис, рекомендует родителям избегать использования цифровых медиа, кроме видеочата, у детей в возрасте от 18 до 24 месяцев. Его наблюдения не имеют четкого научного ответа о том, насколько это вредно для маленьких детей, но Американская академия педиатрии рекомендует ограничить время, проводимое детьми в возрасте от 2 до 5 лет перед экраном (компьютера, телефона, планшета), одним часом в день высококачественного контента.
Кристакис не рекомендует прекращать использование социальных сетей и других технологий полностью, а призывает родителей обратить внимание на то, что вытесняется современными технологиями. В качестве примера он приводит результаты научного эксперимента в детской больнице города Сиэтл, согласно которому, детям было проще отказаться от реальных игрушек, чем от планшетов iPad.
Он говорит, что технологии продолжают развиваться гораздо быстрее, чем мы понимаем влияние цифровых устройств на развивающийся разум ребенка. Может показаться, что цифровые устройства и сенсорные экраны, такие как iPad, существуют уже несколько десятилетий, но реальность такова, что эти устройства существуют чуть более десяти лет. За этот короткий промежуток времени они прочно вошли в повседневную жизнь, но исследования их воздействия ограничены.
“Правда в том, что маленькие дети проводят с цифровыми устройствами больше времени, чем с чем-либо другим, поэтому для меня это становится главной задачей в лаборатории”, – сказал Кристакис. “Наши предварительные данные показали, что эти интерактивные экраны обладают особой привлекательностью для маленьких детей. Они привлекают их внимание так, как этого не делают традиционные игрушки. Мы обеспокоены тем, что это может помешать воспитательному процессу между родителями и детьми”.
Мы знаем, что использование этих устройств невероятно приятно маленьким детям и может привести к их навязчивому использованию. Это активирует дофаминовый рефлекс вознаграждения. Для маленьких детей, которые со дня своего рождения пытаются разобраться в причинно-следственной связи, идея о том, что они могут прикоснуться к экрану и заставить что-то произойти, невероятно полезна. В этом нет ничего плохого, это фундаментальный и важный опыт, но он может быть настолько приятным, что, возможно, будет осуществляться в ущерб всем остальным вещам”.
Один конкретный эксперимент, который был показан на американском телевидении в передаче TODAY Show, исследует этот риск. В ходе эксперимента детям в возрасте от 18 до 24 месяцев дают музыкальный инструмент, на котором они играют в течение отведенного времени. Пока ребенок играет с игрушкой, исследователь подает ему направляющие сигналы, проверяя, насколько легко ребенок может отвлечься от своей игрушки.
Затем ребенку дается iPad, и снова подаются сигналы, пока ребенок пользуется устройством. Исследователь оценивает, будет ли ребенок больше отвлекаться на традиционную игрушку или на iPad, и сможет ли в конце эксперимента ребенок легко вернуть устройство обратно.
“Что мы обнаружили в исследованиях, посвященных традиционному использованию игрушек детьми в возрасте от 18 до 24 месяцев, так это то, что они в среднем проводят 20 минут в день со своей любимой игрушкой – кубиками, грузовиком или куклой”, – говорит Кристакис. “Большинство родителей сообщают, что их дети проводят гораздо больше времени за iPad, чем за традиционными игрушками, что вызывает два вопроса. Зачем им тратить так много времени на iPad, и за счет чего это время тратится? При этом типичный ребенок в возрасте от 6 до 24 месяцев бодрствует всего около 12 часов в сутки.
Продуктовый магазин – отличный пример. Это ситуация, когда ребенок мог бы быть очень доволен iPad, но то, что вытесняется, потенциально является очень важным опытом в воспитании ребенка. Ему есть, на что посмотреть, а родителям есть, о чем поговорить с ним. Например, указывать на различные фрукты и овощи. В отсутствие iPad родители обычно постоянно разговаривают со своим ребенком, чтобы сделать его счастливым, пока он сидит в тележке. Все это чрезвычайно полезно для когнитивного и социального развития детей. Вопрос в том, сможет ли iPad осмысленно заменить такое взаимодействие?
Мое предположение таково, что это невозможно. Я думаю, что это взаимодействие между родителем и ребенком в корне формируют личность. Ты никогда не вернешь свое раннее детство. Эти ранние переживания невероятно важны. Первые три года жизни важны не только для роста мозга, но и для формирования фундаментальных основ разума”, – заключил Кристакис.
По данным различных исследовательских компаний, еще в 2014 году 76% пользователей в России и 73% в США являлись активными пользователями Сети. Вместе с таким стремительным входом Интернета и социальных сетей в жизнь почти каждого человека данные феномены стали предметом изучения множества наук: психологии, медицины (в том числе психиатрии), философии, педагогики. Каждая из перечисленных наук прослеживает влияние чрезмерной погруженности в виртуальное пространство на различные аспекты жизни людей (здоровье, образование, межличностные отношения и другие).
Многие современные исследования подходят к изучению данного феномена с позиций интернет-зависимости. Согласно одному из них, 57% исследованных людей в возрасте от 18 до 34 лет говорят, что общаются с людьми в Интернете чаще, чем в ситуациях реального общения; еще 21% признаются, что проверяют свои аккаунты ночью.