Chapter II. The Right Goal Глава II. Истинная цель

Те, кто могут что-то в подробностях представить, способны сотворить невозможное.

Алан Тьюринг, английский математик, отец-основатель кибернетики

Как мы определили в прошлой главе, у каждой системы есть единственная цель. Методологиям правильного определения этой цели посвящена данная глава.

II.0. S.M.A.R.T. Way to be Smart S.M.A.R.T. – будь изящным во всем!

II.0.1. The Meanings of «Smart» Умный, страшный или что?

Аббревиатура S.M.A.R.T. используется в различных областях человеческой деятельности. Когда вбиваешь ее в любой поисковик, чаще всего сначала выходит механизм самодиагностики жестких дисков (которые «винчестеры» – не путать с дробовиками!).

Нас же эта аббревиатура интересует с более (для нас) прикладной точки зрения. Это гениальный, универсальный и обладающий огромным потенциалом развития механизм целеполагания.

Да, именно так. Методология S.M.A.R.T. применительно к задачам бизнес-целеполагания и системного анализа была изобретена в 1981 году Джорджем Дораном, Артуром Миллером и Джеймсом Каннингэмом (George Doran, Arthur Miller, James Cunningham: «There’s a S.M.A.R.T. way to write management goals and objectives»).

Лучшее объяснение – всегда на понятном примере. Методология S.M.A.R.T. свидетельствует о том, что цель должна быть (на примере проекта – нас же интересуют именно они, верно?) следующей.

S. – Specificконкретной и единственной.

M. – Measurableизмеримой: что вы хотите получить в результате в килограммах, рублях, клиентах или автомашинах.

A. – Achievableдостижимой. Ведь мы все – от конкретного человека до государства – любим ставить себе недостижимые цели? От «с Нового года похудею на двадцать килограммов» до «к 2050 году перегоним Китай по плотности населения». Животные, кстати, в этом умнее нас: они планируют только то, на что реально способны.

R. – Relevant – цель должна быть релевантной, нужной. Например, можно поставить себе цель стать мастером спорта по шахматам через десять лет. Но спросите себя – зачем?

T. – Timely – время на достижение цели должно быть лимитировано и не соответствовать поговорке «Или ишак сдохнет, или падишах умрет». Когда у нас закончатся периоды точного (не стратегического, оно должно быть обязательно, а с постоянным увеличением точных показателей каждый год) планирования на десять лет вперед, мы обязательно всех победим. В перспективе. Ближайшей.

Да, про шахматы на десять лет вперед тоже не нужно загадывать. На себе проверено – бесполезно!

II.0.2. Late Introduction Запоздалое введение

Ура! Мы можем дать нормальное, формализованное введение нашей книге. И все благодаря рассмотренной нами концепции S.M.A.R.T. (кстати, smart в переводе с английского означает не только умный и умелый, но и «страдания» – смотря как Вы к этой методологии будете подходить).

Итак, чему же учит наша книга, в чем ее цель?

S-Specific. Отражать в Ваших проектах то, что Вам нужно, и так, как Вы считаете нужным.

M-Measurable. Количество сил и средств, потраченных на формулирование, реализацию и сдачу.

A-Achievable. Да, если Вы хотите. Если же нет – о чем нам говорить?

R-Relevant. Время – основная универсальная валюта. Ваше время (теоретически) для Вас должно быть особенно дорого. И сколько Вы его потратили (трудоемкость), и на сколько Вам его уменьшили (нервы). Разве это не так?)

T-Timely. В итоге у нас получится 11—12 лекций. Это меньше трех месяцев. Компактный, понятный, ограниченный срок.

II.0.3. Smartest One Умный парень

В следующих главах мы рассмотрим с Вами особенности и подходы к самому процессу проектирования – достижению выбранной цели. Сейчас достаточно сказать, что в том случае, когда цели меняются с течением времени, необходимо закладывать саму возможность данного процесса изменения в структуру целеполагания.

Автором было предложено расширение методологии S.M.A.R.T., обеспечивающее учет такого свойства целей современных проектов, как постоянная изменчивость (эволюционность), необходимость разделения функционала проекта на мелкие независимые (атомарные) функции и, наконец, ограниченность имеющихся ресурсов.

Результатам стала методология S.M.A.R.T.E.S.T.= S.M.A.R.T.+

E – Evolution. Цель проекта меняется со временем.

Неважно, вы проектируете по Agile, изменяют техническое задание по окончании этапа проектирования либо изменились предпочтения целевой аудитории вашего продукта.

S – Set of functions. Цель может быть достигнута путем решения (параллельного, последовательного или комбинированного – это не так важно) ряда задач. Каждая из этих задач должна являться атомарной – относительно простой и независимой от других.

Примерами здесь является проектирование любой программной библиотеки или – внезапно – диссертации: кандидатской или докторской. Собственно, написание которых и натолкнуло на формулирование данного элемента целеполагания.

T – Tolerance limits. Достаточно очевидное, казалось бы, расширение. Действительно, уже в оригинальном SMART мы ставим ограничение на время, но почему-то не на другие ресурсы.

А ведь мы всегда ограничены деньгами, трудовыми единицами, доступными рынками… В общем, в процессе корректного целеполагания необходимо максимально трезво представлять себе ограничения, с которыми Вы можете столкнуться. Да, они могут меняться со временем, но на то разработанная методология и ориентирована – на эволюционные цели.

II.2. Цель, вопрос, оценка Goal, Question, Metric

Если Вы думаете, что понимаете квантовую механику, значит, Вы не понимаете квантовую механику.

Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат, физик-ядерщик

II.2.1. GQM и его уровни. GQM conception and it’s levels

S.M.A.R.T. – изначально методика для менеджеров, которые не должны и не могут разбираться в сложных технических аспектах любого современного продукта.

Когда же мы говорим о разработке какого-то программного обеспечения, каких-то изделий, то желательно использовать более сложные и конкретные методики, интегрирующие в себе не только целеполагание, но и способы проверки степени достижения поставленной цели в каждый момент времени. К счастью, в восьмидесятые годы в NASA была разработана прекрасная методика, позволяющая гибко объединять вопросы и KPI в самом процессе целеполагания, а затем и оценивания итогового проекта.

Речь идет о созданной Виктором Басили (Victor Basili) методике отказоустойчивого проектирования под названием GQM – Goal, Question, Metric (цель, вопрос, оценка). Данная методика имеет три уровня – страты существования.

1. Концептуальныйцелевой (goal) уровень.

На этом уровне формируется цель, представляющая собой вещественный объект или абстрактную сущность (object or entity в оригинале), при этом в качестве данного объекта или сущности могут рассматриваться:

o продукты (products): программный код, физическое изделие, теоретическая концепция и т. д.;

o процессы (processes): тестирования, верификации и валидации программного кода; дизайна изделий; налаживания сбыта и проч.;

o ресурсы (resources): материальные, финансовые, информационные, трудовые и проч.

2. Операционный уровень – уровень вопросов (questions).

На данном уровне появляются вопросы, которые должны быть заданы, чтобы четко определить цель.

Примеры удачных вопросов для различных видов целей.

o Является ли производительность данного (конкретного) процесса достаточно удовлетворительной с точки зрения команды?

o Ухудшается ли точность станка со временем?

o Будет ли лучше безопасность рестайлинга автомобиля?

3. Квантитативный уровень – уровень метрик (metrics). Здесь определяются метрики – способы определения количественных оценок на каждый заданный вопрос. Метрики делятся на два типа – объективные и субъективные.

Примеры объективных метрик:

• количество линий кода;

• процент отказов;

• максимальная длина пути на одной заправке.

Примеры субъективных метрик:

• удовлетворенность клиентов по 10-балльной шкале;

• аккуратность вождения по 5-балльной шкале;

• относительное улучшение самочувствия после лечения.

Важно!

Уровни GQM определяются последовательно – сверху вниз, от целей к вопросам, а затем к определяющим их метрикам.

При этом цели должны соответствовать от двух до пяти вопросов, для каждого из которых целесообразно определять от двух до пяти метрик.

II.2.2. Структура цели GQM. GQM goal structure

Определяемая в GQM цель представляет собой векторную сущность, состоящую из пяти элементов.

Object: объект целеполагания. То, что создается (изучается), – продукт или процесс. Например, программный код или автомобиль.

Purpose: назначение исследования. Для чего проводится GQM-анализ – для целей лучшего понимания свойств объекта, для его сравнения с аналогами, для определения его эффективности и проч.

Quality Focus: акцент исследования. Какое конкретно свойство (совокупность свойств) объекта должно рассматриваться – например цена, надежность и проч.

Viewpoint: аспект рассмотрения. С чьей точки зрения должны быть получены ответы на вопросы исследования, кто интерпретирует результаты исследования, например менеджер, команда или клиенты.

Environment: внешняя среда, контекст рассмотрения. В каких условиях рассматривается объект целеполагания, какие внешние факторы являются существенными для процесса его исследования: например рынок России или развертывание производства в старых цехах.

II.2.3. Инь и Ян Yin Yang

В свое время я задался вопросом: как объединить изящество S.M.A.R.T. и дотошность GQM?

К моей гордости, это получилось, и результатом явилась комбинированная методология целеполагания S.M.A.R.T.E.S.T. GQM.

В ней элементы целеполагания ее основных частей имеют пересечения, позволяющее итеративно прийти к оптимальной структуре цели и методов ее проверки. Встречайте!


Таблица взаимосвязей целеполагания S.M.A.R.T.E.S.T. и G.Q.M.

II.2.4. GQM S.M.A.R.T.E.S.T. Template Шаблон GQM S.M.A.R.T.E.S.T.

Для заполнения комбинированной цели необходимо заполнение матричного шаблона в соответствии с определенной ниже таблицей взаимосвязей:



Заполнение данного шаблона дает Вам исчерпывающее представление о реализуемом проекте и одновременно достаточную гибкость и свободу при изменении требований.

Попробуйте!

Загрузка...