1 шаг. Воссоединение государства и церкви
Водители, лётчики и ракетостроители хорошо знают, насколько сильно успех поездки или полёта зависит от качества топлива. Так же сильно качество жизни в стране, в любом человеческом сообществе зависит от того, какой идеологии, определяющей, соответственно, государственную политику, придерживается государственная машина – аналог автомобиля, самолёта или ракеты.
Идеология – это тот энергетический ресурс, который задаёт направление и является питательной средой для развития любого человеческого сообщества.
Подробнее об этом Вы прочитаете дальше. Сейчас же я хочу сказать только о том, что самыми крепкими и долговечными идеологиями в истории человечества были религии. Мы же уже более 30 лет болтаемся в каком-то подвешенном состоянии, отказавшись от всех предшествующих идеологий и не обретя ничего нового, навлекая на себя при этом, мягко говоря, пока сравнительно корректно выражаемую неприязнь со стороны других государств, хотя с известного всем момента уже и недостаточно корректную, чтобы не вызвать в насильственной среде проявления третьего закона Ньютона: каждому действию есть равное противодействие. Пришлось привести его в действие.
Удобным поводом к обретению идеологии мог бы стать ежегодный XXIII Всемирный русский народный собор, прошедший в октябре 2019 года в Москве. Государство должно поддержать и помочь церкви в её тревогах и исканиях, а церковь поможет государству, потому что демографическая проблема, которой этот собор был посвящён, стоит перед Россией с пограничной остротой, и решать её надо всем миром. Но…, к сожалению, поезд уже ушёл. Слишком долго я пишу свою сказку.
Хотя сделать это никогда не поздно.
(Вот, интересное дело, наши доблестные официальные СМИ могут месяцами, а то и годами муссировать какие-то жизненные обстоятельства какой-нибудь поп «звезды», а такое событие, как Всемирный русский народный собор по вопиющей проблеме демографии всего единожды было упомянуто в информационной программе, хотя в интернете информацию о нём найти можно. Так я не поняла, что от чего теперь отделено- то должно быть?).
Конечно, акт отделения церкви от государства в своё время имел определённый смысл, поскольку под многовековым гнётом Власти церковь действительно превратилась из носителя Знания о справедливости в «опиум для народа», убаюкивающий и отвлекающий сознание людей от естественного сопротивления эксплуатации со стороны правящей верхушки путём обещания за смирение райской жизни в загробном мире, что является откровенной ложью. Подробное объяснение этого будет дальше.
Но беда в том, что «вместе с грязной водой был выплеснут и ребёнок», т. е. отвергнуты те нравственные основы морали, те Законы и Заповеди Творца, Законы Свободы и Справедливости, Достоинства и Чести, которые отличают Человека от животного, та идеология, без которой человеческое общество существовать не может, потому что тем самым теряет опору, фундамент, ориентир в своём дальнейшем развитии.
Я не знаю, какими ещё словами донести до сознания людей ту идею, которую так хочу донести.
Пожалуйста, включайтесь сами и помогайте…
В ныне существующей капиталистической системе девизы такие: «Каждый за себя», «Человек человеку – волк», «Если не ты, то тебя». (Вспомните хотя бы наши лихие 90-е или почитайте, послушайте, посмотрите документальные фильмы тех лет или о тех годах, например, Анатолий Афанасьев «Грешная женщина», «Леонид Млечин. Загадки августа 1991», детективы Николая Леонова, многие серии "Вещдока" или, например, "Миллионер взял сиделкой бывшую зечку для своего сына. Но когда он вернулся из командировки…" Эта и ещё множество информации на любой вкус).
Какой энергетический посыл делает капиталистическое общество каждому новорожденному на планете: «Ага, новый конкурент появился! Мы тут изо всех сил боремся за воплощение теории «Золотого миллиарда» (что это такое, см. в интернете), а несмотря на все наши усилия появляется всё новый человеческий мусор. Ладно уж, попробуй конкурировать, может, и пригодишься для дальнейшего обогащения олигархата, а не то мы найдём способ тебя уничтожить. Возможности у нас большие».
А как при этом работает человеческое сознание? Понятно, что сознание у всех разное, и нет даже двух одинаковых, но при этом существует множество похожих друг на друга. Поэтому прибегнем к математическому приёму поиска среднеарифметической величины или среднестатистического сознания: «Я пришёл в этот мир не по своей воле. И что я вижу? Все ресурсы уже распределены, и все лакомые места уже давно и надёжно заняты. Где же мне найти место в этом враждебном конкурентном мире, в котором надо иметь крепкие острые локти, чтобы пробивать себе дорогу к вершинам? Но пробиваться надо осторожно, чтобы не навлечь на себя лишнего внимания, способного меня просто уничтожить». Вот так и копошимся.
Понятное дело, картинка сильно утрирована. Капиталисты далеко не дураки и из теории марксизма-ленинизма они извлекли много уроков, например, воплотив в свою практику социальную защиту низших слоёв населения и неплохую оплату труда наиболее полезных наёмных работников, обеспечивающих им многократно большую прибыль, а, скупая со всего мира лучшие мозги, они и в области идеологии и влияния на массы людей тоже сильно продвинулись. Если на начальной стадии существования капитализм (суть которого заключается в непрерывном наращивании прибыли собственника) развивался, в основном, за счёт эксплуатации собственного народа, то по мере его развития источником прибыли стали народы других государств. Отсюда и стремление США к мировому господству, и тот управляемый хаос, который распространяется сейчас по всему миру.
Тут, пожалуй, стоит отвлечься на несколько слов по поводу такого уникального на нашей планете образования, как Соединённые Штаты Америки, ставшие в наши дни оплотом капитализма. Как они возникли? После «открытия» Христофором Колумбом Америки европейцы начали её активно осваивать (правильнее было бы использовать термин «оккупировать»). Что туда привлекало? Любознательность? Миссионерство? Романтика? Да нет. Пожалуй, основным мотивом был поиск лучшей доли, а точнее, жажда наживы. Таким образом, произошёл, не знаю даже как правильнее назвать, естественный или противоестественный отбор людей амбициозных, сильных духом, умных, изобретательных и изворотливых, готовых на всё вплоть до преступлений перед человечностью ради личных корыстных интересов. Изгнание коренных жителей Америки с обжитых территорий любыми средствами вплоть до таких подлейших, как под видом гуманитарной помощи снабжение одеждой и одеялами, оставшимися от людей, погибших от оспы, яркое тому подтверждение.
(См., например, «Завоевание Америки», Стефан Цвейг «Первое слово из-за океана» и др. В каких условиях формировались эти характеры, наверное, никто не описал лучше Джека Лондона, ещё советую почитать Теодора Драйзера «Американская трагедия», «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл и других известных авторов).
Однако, большинство из них переселялось из стран, в которых в те времена было сильнО религиозное влияние, придерживающееся определённых нравственных норм человеческого общежития (прочитайте книгу Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», перевернувшую в своё время сознание многих людей). Это заставляло прибегать к лицемерию, прикрывая неблаговидные действия какими-то оправдательными факторами. Такой подход формировал совершенно новый менталитет, который передавался через поколения до наших дней: хорошая мина при плохой игре. Так и сейчас самые гадкие и наглые действия теперь уже на мировой арене обязательно прячутся под личину гуманизма и демократии. Ведь даже абсолютно бесчеловечная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки со всем их населением была прикрыта флёром необходимости скорейшего завершения Второй мировой войны, хотя объективная необходимость таких жертв совершенно не требовала.
Добро и зло настолько совместимы,
настолько сочетаются порой,
что кажется – лихие побратимы
взаимной занимаются игрой. (Стр. 262).
Капитализм готов на всё, чтобы только сохранить главные для себя принципы: частная собственность на средства производства и природные ресурсы и их наследование по родственной линии, отмена которых рушит всю капиталистическую систему как карточный домик, и он боится этого, как чёрт ладана. При этом средствами производства следует считать и накопленные банковские капиталы, потому что именно они производят концентрацию материальных средств (энергии) в геометрической прогрессии. (Если хотите узнать, как начинался переход к эпохе капитализма, послушайте лекцию Тамары Эйдельман "Генрих VIII и его жёны". Все её замечательные лекции по истории звучат не на сухом научном, а на живом и доступном языке человеческого общения).
Большевики отменили частную собственность на средства производства, переведя её в государственную. Но при этом забыли (или не успели или вообще не поняли, что это обязательное условие при построении коммунистического общества) провести перераспределение финансовых и материальных средств с тем, чтобы сначала каждого человека обеспечить хотя бы прожиточным минимумом просто так, ни за что (кстати, замечательный мультик есть под названием «Просто так»), только за то, что он есть в этом государстве, которое берёт за него ответственность. А потом постепенно привлекать трудоспособное население к выполнению распределительной функции хотя бы частично и, тем самым, привлечь его к государственному управлению и возложить на него частичку ответственности за будущее, а уж только оставшиеся средства пустить в капиталистическую круговерть без права передачи наследства частным лицам. Эта передача распределительной функции от государства населению должна проходить по нарастающей, как нарастает скорость при свободном падении тела до тех пор, пока вся распределительная функция не окажется в руках народонаселения на равных правах с некоторыми оговорками по поводу дееспособности отдельных людей. Только движение при этом будет происходить не вниз к Земле, как при свободном падении тел, а, наоборот, вверх, к небесным высям, в которых действует Закон Всемирного тяготения (подробности см. далее).
Почитатели русских народных сказок помнят, надеюсь, принцип взаимоотношений, красной нитью проходящий через все сказки: сначала гостя, путника, странника, любого человека напои, накорми, баньку предложи, спать уложи, а только потом вопросы задавай, расспрашивай. Отрадно, что новые, современные сказки эту традицию чтут и сохраняют. (См. Эльфика (Ирина Сёмина) «Мемуары Бабы Яги»).
И, скорее всего, им помешал въевшийся в человеческое сознание за тысячелетия своего существования принцип: «Кто не работает, тот не ест», закреплённый в 12 главе Конституции СССР 1936 года. Этому принципу мы, между прочим, своих деток ещё с пелёнок (ах, простите, с памперсов – мы же уже продвинутые) учим. Какую сказку мы им до сих пор самой первой начинаем рассказывать? Правильно, «Сорока-ворона». Отсюда весь сыр-бор. Мы сами формируем у потомков такое сознание. Так с кого же спрос?
Настало время, когда парадигма частно-собственнического сознания довела человечество до критической черты угрозы самому его существованию. Спасением может служить только смена самой парадигмы. Для реализации этого замысла теоретических рассуждений уже мало. Нужны конкретные технические действия.
Задача состоит в том, как реконструировать механизм государственного управления, постепенно передавая управленческую функцию от бюрократии, обеспечивающей пирамидальное устройство общества, народным массам для развития самоуправления, чтобы опасную остроугольную форму пирамиды трансформировать в безопасную геометрически оптимальную форму шара максимально безболезненным путём для составляющих эту пирамиду "атомов".
Эта задача для всех конструкторов, техников, инженеров, изобретателей, рационализаторов и прочих «Левшей» (Н.С. Лесков), к которым я хочу обратиться с просьбой на не вполне литературном языке: «Мужики, кончай ЗАЛИВАТЬ, в том числе и «за воротник». Пора начинать смотреть на окружающую действительность трезвым здравомыслящим взглядом! Пора уже за настоящее дело браться!!!» (Желание такого обращения возникло, когда написано уже 226 страниц текста).
А какой энергетический посыл делает любому новорожденному коммунистическое общество, девизами которого являются: «Человек человеку – друг, товарищ и брат», «Один за всех, и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай»? Этот особенно распространён в среде военных. По крайней мере, был. Как сейчас, не знаю.
Чем же наш менталитет отличался от американского? Тем, что в США жизненный принцип «Не быть, а казаться» (одно из подтверждений тому книга Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне»), а в русском народе – «Не казаться, а быть» (почитайте или послушайте: Алексей Толстой «Русский характер»). Но это так, к слову…
А посыл в бесклассовом обществе таков: «Добро пожаловать в этот мир, новый человек. Мы рады принять тебя в своё сообщество. Мы всем миром позаботимся о том, чтобы ты всегда был сыт, одет, обут, при необходимости обеспечен жильём, медицинской помощью, по мере твоего взросления мы будем помогать тебе познавать самого себя, развивать твои индивидуальные способности для того, чтобы ты смог найти своё место в обществе и использовать их на общее благо, когда повзрослеешь».
А как при этом работает созревшее человеческое сознание? Берём опять среднестатистический пример. «Я пришёл в этот мир не по своей воле. И что я вижу? С раннего детства мои родители и все окружающие проявляли ко мне внимание, заботу и ласку. Я не знал запретов, если мои действия не причиняли никому вреда, в том числе и мне самому. Меня поддерживали в моих желаниях и интересах, если они были на пользу мне самому и окружающим. Поэтому я хочу тоже приносить какую-то пользу окружающим меня людям и делать их жизнь ещё приятнее». (См.: Замечательная записка из роддома времён СССР).
Эти медово-паточные высказывания, конечно, тоже утрированы, но суть их именно такова.
Сама же реформа, повторюсь, должна быть сведена к тому, что на начальной стадии переходного периода, который в теории назван социализмом, ежемесячно, как это сейчас делается, каждый член общества независимо от своего возраста, социального положения и прочих характеристик получает, на первых порах, некий прожиточный минимум, позволяющий удовлетворить его природные физиологические потребности (еда, вода, одежда, крыша над головой и некий избыток средств для участия в выполнении распределительной функции) при бесплатном образовании и медицинском обслуживании (к этому можно вернуться постепенно), и тем самым получает свободу. Освобождение человека от ежедневной заботы о хлебе насущном позволит ему переключиться на потребности высшего порядка – потребность самореализации в человеческом обществе и поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Зачем я?», «Что я могу?» Это позволит также изъять из общества или хотя бы понизить порог таких человеческих пороков как зависть, жадность, агрессия, человеконенавистничество, поможет решить проблемы преступности (что тоже приведёт к постепенному высвобождению непроизводительной рабочей силы), невыплаты алиментов и пр., и пр. Все остальные финансовые потоки распределяются по способностям: кто как может, так и зарабатывает, отдавая свои способности обществу. Но всеми заработанными средствами человек распоряжается только сам (в том числе и на свою семью, каждый из членов которой тоже будет получать эти равные со всеми выплаты), а всё наследство его (превышающее удовлетворение первичных потребностей) передаётся государству, сохраняющемуся на переходный период, который был назван социализмом (дело в том, что при коммунизме уже и государств не будет, т.к. межгосударственные границы сотрутся, и деньги вообще не понадобятся – подробные объяснения найдёте дальше) или обществу по его завещанию или по закону. Прямые или косвенные наследники, которые при капитализме находятся в священном приоритете, должны сами обеспечивать себе удовлетворение потребностей высшего порядка, исходя из собственных способностей и потребностей. Это будет вполне справедливо. Наиболее способные члены общества, которые станут вносить наибольший вклад в общую копилку, будут популяризироваться СМИ, а наилучшие из них по достоинству оставят свои имена в анналах будущей новейшей истории. А не так, как сейчас: зачастую героями в СМИ выступают воры, мошенники и персоны с пониженной социальной ответственностью. СМИ, кстати, в настоящее время служат очень активным социальным биноклем, сильнейшим образом способным искажать человеческое сознание. Вроде, информация строится на реальных фактах. Но каждую картинку можно или увеличить до невозможности, или уменьшить до незаметного мизера. Про кривые зеркала, миражи, искусные зрительные фокусы, голограммы и прочее уж и напоминать не буду. Законы оптики и без меня знаете, да и в цирке, думаю, бывали.
О, придумала! Давайте сказку совместим с квестом. Пусть первое задание будет таким: при просмотре новостных, и не только, телевизионных программ попробуйте определить, какие законы физики и других направлений естественных наук проявляются при их составлении и в самом содержании. Это довольно забавно.
А ещё необходима реформа законодательной системы. Но тут я пас, поскольку не являюсь специалистом в этой области. Хотя, пользуясь случаем, хочу высказать своё неквалифицированное личное мнение, что для регулирования общественных и межличностных отношений в справедливом бесклассовом обществе необходимым и достаточным будет соблюдение Божьих законов, т.е. Законов Природы (а вот их-то и надо изучать), по которым устроена вся Вселенная, и тогда не понадобятся законы, придуманные людьми, пытающимися подменить собой Бога, ради ненасытной кучки людей, стремящихся к мировому господству. Законы Природы неумолимы и бескомпромиссны. Соблюдение этих Законов порождает Добро. Не соблюдение этих Законов порождает Зло. Регулятором в познании Добра и Зла служит наша Совесть (см., например, Майкл Бихи «Чёрный ящик Дарвина» 1996г., Уильям Дембски «Разумный замысел: мост между наукой и богословием» 1998г.).
Если ещё не все Законы Природы мы смогли изучить, осознать, и усвоить, то с подсказкой к ним – Десятью Божьими заповедями – знаком, думаю, каждый. (А теперь сравните: всего 10 правил. Кстати, во всех мировых религиях – буддизм, христианство, ислам – они практически одинаковы – проверьте в интернете. С заповедями в наиболее древней из широко распространённых религий – индуизме ситуация несколько сложнее. Если интересует, найдите «Анатомия мировых религий. Десять заповедей. Шутов В.Н.». И вспомните «Моральный кодекс строителя коммунизма». Он сильно отличается от 10 Божьих заповедей? См. «Кодекс чести коммунистов. Сравнительный анализ морального кодекса строителя коммунизма и библейских заповедей»). А мы их выполняем? А на другой чаше весов горы томов всяких-разных нафантазированных законов, основанных на арифметической (т.е. упрощённой) форме мышления, про большинство из которых люди за всю свою жизнь даже не узнают.
(Например, по утверждению любимого многими, и мной в том числе, М.М. Задорнова в сборнике «Лучшее за 30 лет», в американском штате Индиана, а там же в каждом штате свои законы, принят закон, по которому число π (3,14) равняется 4, а ещё где-то ускорение свободного падения не 9,8, а 10 метров в секунду за секунду. А, может, шутка? Но всё равно, мне интересно, кто был первый человек, который в противовес Богу измыслил и записал свой первый закон: наивняк или злоумышленник? Или кто-то в этот момент водил его рукой? Но зато сколько людей на всём этом теперь «руки греют»?!..)
Я ни в коем случае не хочу обидеть людей, занятых в системе так называемого правопорядка. Они точно так же, как все остальные люди являются заложниками и жертвами обстоятельств, складывавшихся многими веками и тысячелетиями. Среди них было и есть огромное количество честных, порядочных людей, искренне верящих в благое предназначение своего служения, например, генерал-лейтенант Лев Рохлин, отказавшийся принять звание Героя Российской Федерации, заявив, что «не имеет морального права получать эту награду за боевые действия на территории своей страны», или маршал СССР Сергей Ахромеев и т.д.
Порядочность – это не отдельное моральное свойство личности, такое как доброта, честность, скромность и пр., а её интегральное, обобщённое свойство: склонность поступать в межличностном общении в соответствии с полным набором этических норм и поведенческих правил. Порядочность как моральное качество является категорией этики и входит в более широкое этическое понятие Добра. – Из интернета.
«Человек должен быть порядочным. Это осуществимо в любых условиях и при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости». Фазиль Искандер.
Эту цитату выложил в ленте «Одноклассников» мой Друг. (См. также Фазиль Искандер «Рассказы для мудрых детей. Детство Чика» и др. Уважаемые родители, обратите внимание на произведения этого автора!).
И хотя эти примеры из сравнительно недавнего прошлого в большей мере касаются Вооружённых Сил, но ведь как у правоохранительных органов, так и у Вооружённых Сил задача одна общая – охрана интересов государства внутренних или внешних.
А наша судебно-исполнительная система. Что она кому даёт? Удовлетворение, успокоение, восстанавливает какую-то справедливость, кого-то исправляет? Работает ли она по Совести? Если Божьи Законы неколебимы и неотвратимы уже страшно даже представить, на протяжении какого времени (каждый, я думаю, получал синяки и шишки в прямом и переносном смысле, при действии Закона Инерции), то создаваемые людьми рукописные законы постоянно исправляются, переписываются, корректируются по усмотрению Власти. Меняется Власть – меняются Законы. В то же время при вынесении судебных решений вскрывается такая подоплёка, что закон – законом, но очень сильный и непременно высокооплачиваемый в наше время адвокат может оказаться посильнее закона (например, в XIX-XX вв. адвокат Ф. Н. Плевако и не бывший, но прослывший адвокатом судья А .Ф. Кони, радевший за интересы обездоленных, о честности и бескорыстии которых до сих пор хранятся легенды), так же, как и наоборот, сильный (не хочу использовать другие эпитеты) обвинитель может покарать и невиновного. Примеров тому масса. У Фемиды, думаю, повязка на глазах уже вся мокрая от слёз.
(После написания 224 страниц предлагаемого текста я уже «созрела» для того, чтобы высказать такую крамольную мысль, от которой у самой поджилки трясутся и в уединение тянет. Но я её всё-таки выскажу, а то опять ночей спать не буду.
Существуют такие выдуманные людьми законы и такие законодательные и исполнительные системы, в основе которых заложен принцип: НЕ ПОЙМАН – НЕ ВОР! То есть никакой человек не может быть осуждён судом, если вина его не доказана вескими доводами и свидетельскими показаниями. На первый взгляд всё правильно и справедливо. И это было бы действительно так, если бы, конечно же, не у нас, ведь все мы знаем из кинофильма «Кавказская пленница», что «советский суд – самый гуманный суд в мире!», но в некоторых заморских странах ДЕНЬГИ и ВЛАСТЬ очень сильно не влияли на этот принцип и искажали его действенность до результатов, никак не согласующихся с понятием СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Нет, у нас, конечно, тоже иногда случались отдельные «проколы». Например, по «делу Чикатило» до его разоблачения было задержано несколько подозреваемых, проведших под следствием по нескольку месяцев, один из них при этом был судим и получил смертный приговор. Но ведь это не правило системы, а исключение из него. Правда? Получается, что правоохранительная система и весь народ находятся между собой в беспрерывной игре в «Собачку» или «Ну-ка, отними!», когда все стоящие в кругу участники перекидывают между собой мяч так, чтобы единственный игрок, находящийся внутри круга, никак не мог его поймать. Эта «игра» называется «А попробуй доказать». И в «нужных случаях» это не удаётся или наоборот, удаётся).
Возвращаюсь к основному тексту.
Не мною высказана мысль: «Если закон действует только иногда, это не закон». К сожалению, не смогла в интернете найти имя её автора, но помню, что в институте нам это говорили применительно к законам физики и другим законам Природы.
Зачем же такая система вообще нужна?
Со страхом и трепетом писала этот фрагмент о законодательной и судебно-исполнительной системе, осознавая всю мощь и могущество этой тупой и безжалостной мясорубки, а вот сегодня, когда уже даже «Приложение» написано, т. е. примерно 116 стр., (О, нежданная радость!!!) нашла поддержку в лице общепризнанного гения: пожалуйста, послушайте или почитайте Л. Н. Толстой «В чём моя вера? Глава 3» (именно глава, а не часть). Можно вообще набрать "Антицерковные произведения Л. Н. Толстого", в частности, Закон насилия и Закон Любви". И вот парадокс: человека, бывшего по его собственному признанию безбожником или, как привычнее для нашего уха, атеистом, серьёзнейшим образом проанализировавшего первоисточник религиозного учения, и, при условии его корректировки по изначальным текстам и смыслам, признавшего это учение, Церковь предала анафеме. А в 1918г. Церковь была отделена от государства. Вообще, есть какая-нибудь логика в нашей жизни?
Парадокс (др.-греч. παράδοξος – «неожиданный; странный», от др.-греч. παρα – «против, вопреки» и др.-греч. δόξα – «мнение; представление; предположение»).
«Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит». Джордж Оруэлл.
Ну, а если захотите на эту тему повеселиться, см. Филдинг Г. «Судья в ловушке». Радиоспектакль.
Великим завоеванием советского периода считается создание системы народного образования. Это, безусловно, так. Но давайте проанализируем, к чему вела система всеобщего обязательного среднего образования, исходя из того, что в бесклассовом обществе всё должно происходить безнасильственно?
Заранее прошу меня извинить за гиперболизацию, использую её для большей доходчивости при объяснении проблемы.
Всеобщее обязательное среднее образование подобно заводскому конвейеру, на котором мы своих любимых, бесценных чад 10, потом 11, далее собирались 12 лет (введите в поисковик «Концепция реформы среднего образования») штампуем и клеймим, штампуем и клеймим, а в завершение процесса подвергаем шоковой терапии выпускных экзаменов, а теперь – ЕГЭ во имя дальнейшей их эксплуатации в пользу Государства в советские времена, а теперь при возвращённом капитализме, олигархического класса, т.к. общественный строй напрямую зависит от формы собственности. Инструментом штамповки при этом является неукоснительная для всех, хотя все мы разные, школьная программа, а инструментом клеймения – школьная оценка. Каждая поставленная учителем оценка является приговором, который обжалованию не подлежит. (См. «Учителей превратили в рабов, а раб воспитывает только раба…»).
Вся система народного образования рассматривалась как некая «кузница кадров» для строительства не коммунистического общества, что, собственно, было главной идеей революции, а всего лишь переходного периода к такому строительству.
Когда в 1984г. я, будучи директором умирающей вечерней школы рабочей молодёжи, по наивности писала Ю. В. Андропову о необходимости школьной реформы, то приводила сравнение с прокрустовым ложем, на которое мы «кладём каждого ученика», стараясь подогнать его под стандартные размеры.
(Если кто-то хочет знать, как работала образовательная система до революции, очень интересно и познавательно ознакомиться: Анна Энгельгардт – вторая жена после Анны Ахматовой поэта Серебряного века Николая Гумилёва «Очерки институтской жизни былого времени»).
Но исходя из принципа «От каждого – по способностям» приоритет в образовательной системе должен быть отдан развитию индивидуальных способностей каждого ребёнка. Способности – величина случайная и переменная. В математике такие величины описываются как нормальное распределение или распределение Гаусса. Графиком его является универсальная кривая, похожая на улитку без ракушки, или колокольчик. Прошу картинки найти в интернете самостоятельно. (См. «Нормальное распределение. График»). Гауссовы функции появляются во многих контекстах в естественных науках, социальных науках, математике и инженерии. (Из интернета).
Современная школьная программа рассчитана на некий средний уровень и делает упор на развитие интеллектуальных способностей в большой ущерб физическим и практически игнорируя духовные, душевные в силу идеологически сложившегося диалектически-материалистического восприятия мира. Нынешней системой школьного образования предусмотрены спецшколы для детей с ограниченными возможностями и школы для одарённых детей. Но этого недостаточно. Чем дальше будет развиваться общество, тем больше степеней свободы будет предоставлять школьное образование, да и общество в целом для развития ребёнка и взрослого человека.
Обретение Знаний и применение их во Благо начиная от ближайшего окружения вплоть до всего человечества должно стать основным предназначением всей Образовательной системы.
При этом развитие должно происходить в равной степени в трёх направлениях:
1. Духовное. Этика, эстетика, искусство, культуры разных времён и народов мира, психология, конфликтология, философия и пр. и желательно ежедневные хороводы учеников вместе с учителями, создающие ощущение братского единения, и заряжающие энергией коллективизма и взаимной поддержки, сопровождающиеся пением, потому что песня, которую мы тоже умудрились коммерциализировать, – душа народа. Хоровод – это не просто танец, не бессмысленное веселье. Хоровод – это ритуал, который символизирует: «Я – часть единого целого. Что бы ни случилось, мы – взаимная помощь и поддержка друг другу». Не зря на Руси испокон веков хороводы были традиционным способом коллективного проведения досуга людьми всех возрастов, но особенно молодёжи. Такие хороводы, кстати, могут послужить хорошим аналогом практиковавшейся одно время в советских школах утренней зарядке, с которой начинался учебный день, и которые могут проводить школьные психологи, потому что зарядка нужна не только для тела, но и для души. (Это предложение было написано ещё до нашествия пандемии коронавируса. Кому-то оно может показаться вздорным, но, как мне кажется, в нём есть рациональное зерно. Потому решила его оставить на рассмотрение общественности).
Весьма полезными в новых программах были бы новые курсы такие, как «Русская словесность», которая обучает не только правописанию и грамотности, но и пониманию смысловой наполненности слов. В древнесловянской азбуке было когда-то 49 буквиц, каждая из которых имела собственное имя образа и передавала определённое послание, потому она являлась информационным носителем нравственности человеческого общества (см. «Славянская азбука. Значение букв»). Постепенное упрощение азбуки привело к уничтожению её духовности и воспитательной роли.
Ещё один полезный курс или предмет, начиная с начальной школы – «Мудрость поколений», в котором изучались бы легенды, мифы, сказания всех времён и народов, а также пословицы, поговорки и притчи, например, «Мудрость поколений. Притчи. Мини рассказы», «Смысл жизни. Притчи о смысле жизни человека», «Как реагировать на оскорбления. Притчи о обидах, гневе, оскорблениях и прощении» и т.д. Хотя уже и сейчас советовала бы своим коллегам, особенно классным руководителям во внеклассной работе использовать притчи. Это облегчило бы воспитательную работу со школьниками.
У кого-то, возможно, возникнут ещё какие-то интересные и полезные предложения.
2. Физическое (общественно-полезный труд в широком спектре, танцы – язык тела – народов мира, спортивные и бальные, физкультура, спортивные состязания, командные игры и пр.). Физическое развитие помимо физической культуры должно включать в себя обучение разнообразным трудовым навыкам и участие в посильной трудовой деятельности в соответствии с возрастом учащихся, как это делалось в советской школе.
3. Интеллектуальное. Думаю, что за составление новых программ с огромным удовольствием возьмётся наша молодёжь от науки, искусства, спорта и прочих проявлений человеческой деятельности (см., например, «Концепция образования современной школы» Рина Светлова).
Однако, относительно учебных дисциплин хотелось бы высказать некоторые свои соображения. Сейчас учебные предметы преподносятся как некие научные знания в отрыве от тех, кому они преподносятся. Мне кажется, было бы целесообразнее отправной точкой для обретения Знания делать самих учеников и соответствующим образом писать все учебники.
Ведь объективная реальность существует вне и не зависимо от нашего сознания. Например, на каждой из планет Солнечной системы происходят какие-то процессы, которые из-за отсутствия на них живых форм материи там воспринимать и осознавать некому, а знаем мы о них только от астрономов, ведущих наблюдения с помощью соответствующей аппаратуры.
Так же и ученики весь окружающий мир, в том числе научный, накопленный предшествующими поколениями, познают через транслятор (учителя и учебники). Воспринимать эти знания будет намного проще и легче, если каждый ученик будет ощущать себя «приёмником», а не посторонним предметом, которого трансляция мало касается или не касается вовсе. Для этого в основу любого учебного предмета должен быть поставлен Человек, и любая научная ветвь (математика, история, физика, химия, литература и т. д., и т. д.) должна быть, прежде всего, привязана к «приёмнику», т. е. обоснована тем, какое значение она имеет для существования, жизни самого ученика и всех подобных ему существ – людей. Ведь только пройдя через человеческое сознание (призму) белый луч Научного Знания, существующего вне и не зависимо от нашего сознания, может заиграть всеми цветами радуги. (Например, при изучении химии начинать, по-моему, следует с того, какие химические процессы обеспечивают человеческую жизнедеятельность и влияют на его состояние. А потом уже всё остальное. Но это предложение – также на рассмотрение общественности). Вот выдвинула сомнительное даже для самой себя предложение, а теперь нашла для него подкрепление: смотрите «Вселенная, Квантовая физика и Биоцентризм», а также «Тайна реальности: что такое пространство и время – где находится Вселенная».
На мой взгляд, занятия по первым двум направлениям всестороннего гармонического развития личности (духовному и физическому) должны иметь безоценочный характер. Для осуществления обратной связи с преподавателем и родителями, может быть, уместно ведение дневниковых записей о впечатлениях, переживаниях, мыслях, возникающих во время или после занятия. Короче, такой дневник должен предоставлять ребёнку возможность душу излить, если он почувствует в этом потребность. А показателем качества работы по физическому воспитанию должно служить состояние здоровья ребёнка и его индивидуального физического развития, а также успешность обретения трудовых навыков. С интеллектуальным развитием всё более или менее понятно, хотя содержание и структура программ требуют серьёзной реконструкции.
И ещё я бы предложила новую методику оценки знаний, которая сейчас является очень неэффективной. Роль учителя должна быть сведена к тому, что он – носитель знаний и способов их добывания из информационного пространства. А вот роль контролёра за усвоением полученных знаний я предлагаю постепенно передавать самим ученикам (каждый учитель знает: нельзя научить, можно только научиться, конечно, лучше под мудрым руководством). Скажем, на опрос во время урока учитель спланировал 15 мин. За отведённое на опрос время каждый ученик должен побывать и в роли ученика, и в роли учителя. Соседи по парте по очереди тихим голосом, не мешая другим (этому не трудно детей научить) отвечают друг другу на поставленный учителем вопрос. При этом «учитель» имеет право пользоваться учебником и интернетом (это – на перспективу), а «ученик» – нет. При постановке учителем следующего опросного задания они меняются ролями. Чтобы тандемы не были постоянными, учитель имеет право пересаживать учеников по своему усмотрению. «Учитель» имеет право на выставление оценки. Но эта оценка не является приговором. Если «ученик» не согласен с оценкой, они договариваются о пересдаче данного учебного материала в любое удобное для обоих время. Учитель в этом процессе выступает только арбитром, а в конце урока он вносит в журнал оценки учеников, оставляя пробелы там, где «учитель» и «ученик» не пришли к согласию. Этот пробел будет заполнен на следующем уроке. Такие приёмы можно практиковать сначала изредка, приучая к этому детей в форме игры, а потом по наростающей.
Такой подход, уверена, позволит значительно повысить ответственность учащихся за учёбу, а соответственно и уровень знаний. (Это предложение было сделано на начальной стадии написания «Сказки». Позднее я пришла к мнению, что оценка знаний в цифровой форме вообще не нужна, т. к. она противоречит заповеди «Не судите, да не судимы будете». Над этим надо ещё думать и не только мне).
Так же я предлагаю возродить в школах практику шефства учащихся старших классов над младшеклассниками: 7 над 2, 8 над 3, 9 над 4, 10 над 5, 11 над 6. Первоклашки имеют свой временной режим, и за ними пусть лучше взрослые присматривают. Практически семиклассники, получая в подшефные второклашек, сопровождают их до своего окончания школы и перехода своих подопечных в статус шефов. При этом шефы должны, по сути, на время пребывания в школе подменять родителей, контролируя и заботясь о подопечных. Это позволит детям не в теории, а на практике учиться строить взаимоотношения и приобретать навык ответственности за других людей. Школа должна формировать живое, а не сложноподчинённое общение. Это, конечно же, не снимает ответственности с классных руководителей, а наоборот, удваивает её, но при этом многократно увеличивает эффективность их работы. Тем, кто опасается, что старшеклассники могут малышей плохому научить, хочу напомнить, что бытие определяет сознание. Если будет меняться нынешнее бытие, то будет меняться и сознание.
Надо не забывать народную мудрость: «посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Школа должна стать нивой, на которой из детских поступков будут вырастать счастливые человеческие судьбы.
Ведь что такое наши дети? Мне импонирует позиция арабского – точнее, ливанского и американского – философа Халиля Джебрана, который писал, что наши дети – это не наши дети, а стрелы, выпущенные нами в будущее… (См., например, Жорж Сименон «Часовщик из Эвартона»). А у нас сейчас ненавязчиво внедряется крайне деструктивная позиция «я за своего ребёнка пасть порву, моргалы выколю» (кинофильм «Джентльмены удачи») в противовес позиции советских времён «нет уз святее товарищества» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»). Школа на какой-то период времени утратила свою воспитательную функцию, плоды чего мы сейчас и пожинаем. Из сознания постепенно вытравливаются понятия «уважение», «достоинство», «честь», «совесть», «братство», приобретшее совершенно иную ассоциацию с деструктивными организациями, «товарищество», ставшее с очень ограниченной ответственностью и масса других высоких понятий. И хорошо, если остатки института семьи успевают привить детям эти понятия, потому что дети на самом деле принадлежат родителям только до начала пубертатного периода, во время которого ребёнок сознанием своим начинает уходить в социум. Не зря говорят, что до начала этого периода дети – ангелы. И дело тут не только в физиологии, но, главное, в изменении сознания, когда уже не родители, а бытие начинает его определять. А какое же бытие имеем мы на данный период времени? Мама и папа уже не авторитеты, и остаётся от них только то, что было заложено, пока ребёнок «поперёк лавки лежал». А уж как на него социум будет действовать?.. Отсюда и извечный конфликт поколений. Однако, у этого конфликта может быть не только социологическая, но и психологическая подоплёка, например, когда по итогам какого-нибудь противоречия флегматик или меланхолик впадает в депрессию, а холерик в истерику, и они не могут найти между собой общего языка, даже если это родные, любящие друг друга люди. Есть и ещё одна причина, состоящая в том, что дети с их малым опытом жизни воспринимают родителей не как, например, духовных наставников, а только как носителей денег и других материальных средств для удовлетворения сначала детских, а потом взрослых потребностей. Это суждение, конечно же, среднестатистическое, потому что, как мы знаем, нет семей, так же, как людей, абсолютно одинаковых, могут быть только похожие и непохожие. Функцию духовного наставничества раньше выполняла церковь, а в советские времена – октябрятская, пионерская, комсомольская организации. И, надо сказать, очень неплохо выполняли. Лично я, например, да и, знаю, многие мои ровесники и люди чуть помоложе до сих пор несут в своих сердцах комсомольский задор: «Не расстанусь с Комсомолом, буду вечно молодым!».
Сейчас по инициативе родителей тоже можно бы было создавать детские организации, целью которых была бы не просто передача каких-то знаний, но и духовное воспитание по Законам Добра, Справедливости и Совести, о которых речь пойдёт позднее. Найдутся такие инициаторы? Но пока на этих вопросах останавливаться мы не будем. Нельзя объять необъятное. Ой, извините, я, кажется, увлеклась, вернёмся к школе.
В количестве же преподаваемых предметов должно быть такое разнообразие, которое позволит удовлетворить любые познавательные потребности учащихся. Здесь огромную помощь (но может и помеху, это уж от самих людей зависеть будет, потому что всем известно, что «Каждая палка – о двух концах») интернет окажет. Я думаю всё же, что пользы от интернета несравнимо больше, чем вреда. Интернет позволяет иметь в числе друзей не только близких, но и Великих. Он же позволит сделать всеобщим достоянием уроки М.С. Казиника, В.А. Чудинова, В.В. Сундакова а так же Шалвы Амонашвили (найдите в интернете – не пожалеете) и других уникальных педагогов, у которых каждому человеку, в том числе и взрослому, есть чему поучиться.
На днях обнаружила очень интересные и правильные соображения по поводу переустройства школы в коротком вступлении к лекции «Славянские мифы» из цикла «Уроки истории с Тамарой Эйдельман». Поинтересуйтесь, если хотите.
А уж если предаться трудноосуществимым мечтаниям, то хорошо бы постепенно внедрять в современную школу школу Пифагорейскую (См. Андрей Грошев "Пифагор и его школа. Что не рассказали на уроках математики").
Школа должна стать самым живым и подвижным организмом в обществе. Продолжительность возможности пребывания ребёнка в школе должна немного превышать продолжительность рабочего времени родителей, что позволит обеспечить постоянный надзор взрослых за детьми. Но при этом всё время пребывания в школе должно быть для него не только полезным, но обязательно интересным, увлекательным, наполненным положительными эмоциями. Должно быть хорошо продуманное чередование умственных, физических и рекреационных занятий с песнями, танцами, подвижными и ролевыми играми, попытками театральных постановок, просмотром кинофильмов и телевизионных программ учебного и познавательного характера. При этом школа будущего должна постоянно формировать понимание радости служения людям, а потому общественно полезному труду будет отдаваться в школьной программе всё большее количество времени по мере взросления учащихся. «Назначение разума служить людям. В том весь ужас, что его употребляют на служение себе… Человек отдаётся иллюзии эгоизма, живёт для себя и страдает. Стоит ему начать жить для других, и страдание облегчается, и получается лучшее благо мира: любовь людей». (Л.Н. Толстой. Дневники. Изд. Москва, «Художественная литература». 1985г., т. ХХII, стр. 94., и ещё огромное множество мудрейших мыслей). От себя хочу добавить: самое большое счастье в этой жизни – нести радость, счастье другим людям, только счастье не в своём собственном понимании, а в понимании тех людей, которых Вы им хотите одарить (каждому – по потребности).
Экзамены в школе вообще не нужны, потому что они не имеют никакой объективности и реального здравого смысла, и представляют собой только унижение человеческого достоинства и полное издевательство над психикой ребёнка и его родственников. (Поднимите-ка руку, кому оценки в школьном аттестате оказали какое-нибудь влияние на дальнейшую жизнь, кроме как при поступлении в ВУЗ, обучение в котором в новых условиях должно быть доступно каждому желающему? Что-то не вижу я поднятых рук. А что при поступлении в ВУЗ важнее: оценки в аттестате или протекционизм, льготы для отработавших до поступления в ВУЗ два годи на производстве и забывших за это время половину школьной программы, или отслуживших после окончания школы в рядах Советской Армии, как это было в советские времена, или банальная по нынешним временам денежная оплата?.. Вот то-то и оно… А кому по жизни пригодился вкладыш с оценками в диплом о высшем образовании? Так в какие же игры мы играем? Кому нужны такие издевательства?). Для оценки знаний остаются только текущие оценки, в основном отличные, самостоятельные и контрольные работы, олимпиады, конкурсы и прочие соревновательные мероприятия, проводимые, лучше всего, в развлекательной форме, по которым сам ребёнок и его окружение смогут судить о направленности и мере его способностей. По окончании школы выпускник получает аттестат, в котором просто перечислены дисциплины, которые он успел освоить в меру своих способностей за время пребывания в школе, и награды, полученные им в соревновательных мероприятиях. Хотя насчёт соревновательности я, пожалуй, погорячилась. Ведь она ведёт к таким порокам, как зависть, зазнайство, неадекватная самооценка и пр. Так что над этим надо ещё хорошенько подумать. Но это я уже оставляю молодым коллегам, которые непосредственно пребывают в профессии.
Да, но у нас же квест! Так давайте все вместе подумаем: чего больше несут мероприятия соревновательного и конкурентного характера – пользы или вреда?
Содержимое аттестатов, как, впрочем, и сейчас, будет у всех разное, но сейчас – по оценкам, а тогда – по предметам. К тому же, аттестаты сохранятся только на первых порах школьной реформы. В дальнейшем обучение перестанет ограничиваться сроком или возрастом. Каждый человек получит возможность овладевать всё новыми и новыми знаниями, умениями и навыками по мере собственной заинтересованности, совмещая учёбу с работой.
А если уж и останутся какие-то экзамены, то только квалификационные, и проводиться они должны только по желанию самого человека при допуске к той или иной ответственной работе, требующей высокой квалификации и обширных знаний. Экзамены в школе будущего из всеобщего поголовного издевательства превратятся в способ удовлетворения потребности отдельных индивидов убедиться в собственной готовности к выполнению таких видов деятельности, которые подвластны не каждому, и заручиться общественным признанием этих своих способностей. При этом сам факт владения индивидом выдающимися, исключительными возможностями не будет давать ему никакого материального превосходства над остальными, а только раздвинет границы возможности творения Добра на пользу всего общества и, соответственно, общественного признания.
И вообще, главное предназначение школы состоит не в том, чтобы научить детей чему-то конкретному (хотя это тоже нужно), а в том, чтобы научить их самостоятельно мыслить (логика), не зависимо от указаний партии, правительства или церкви; общаться (риторика) и учиться, а также привить желание к познанию, чем человек и будет заниматься всю оставшуюся жизнь параллельно со своей трудовой деятельностью. «Правильно мыслить более ценно, чем много знать». Джон Локк. Ведь нынешняя методика обучения учит не столько разговаривать, сколько молчать. Потому я и предлагаю другую методику проверки и закрепления знаний. «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». Нет, это не про всеобщее обязательное среднее образование. Это слова Конфуция (Кун Фу-Цзы), жившего за 2,5 тысячелетия до нас. Интересно, какие же времена он считал древностью, уж не период ли строительства Вавилонской башни, о котором мы ещё поговорим позднее. Вот ещё его высказывание: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький».
А вот самое заветное для учителей: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
А эта мысль ближе к современности: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт жизнь, считая себя дурой». А. Эйнштейн.
Ещё одно важнейшее предназначение школы, как и всего общества в целом, – формирование сознания ответственности каждого человека за свои действия и поступки, и за всё происходящее.
Всё время пребывания в школе должно стать для каждого ребёнка временем познания той необходимости, которая в дальнейшем приведёт его к свободе.
(По определению, которое нам давали в институте на лекциях по философии, и в котором я сильно сомневалась и много его обдумывала даже за пределами студенческого возраста, пока не поняла его неполноты: «Свобода – это познанная необходимость (синоним – потребность) и действие в направлении этой необходимости». Так вот, физика, как наука точная, требует добавления в этом определении: «в каждый момент времени». Эта весьма существенная деталь долгое время скрывалась от непосвящённых. А вот сознательно или бессознательно – на этот вопрос у меня нет ответа).
Тогда выбор точки приложения своих сил в деятельности на пользу общества будет не случайным, как это сейчас, в основном, происходит, а вполне осознанным. И происходить он будет по велению души и потребности общества в разные периоды времени и в разных жизненных ситуациях, но всегда на пользу, а значит и в радость, а не по необходимости обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию. «Выбери себе работу по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». (см. Конфуций. Самые гениальные цитаты. Заставляет задуматься).
«Цель человеческого развития – свобода, свобода каждого, а «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (броуновское движение молекул воды в безнасильственной среде). Маркс К., Энгельс Ф., которых теперь клеймят все …, кому не лень, «Манифест коммунистической партии» (Соч. т. 4, стр. 447).
Через три года работы по написанию этой сказки у меня, наконец, сложилось собственное видение (ударение на первом слоге) системы образования в будущем.
Чтобы не быть голословной критиканкой, позвольте мне представить его на суд общественности.
В коммунистическом (шарообразном по строению) обществе коренным образом изменится система ценностей и место основных ценностей займут Знания, Умения и Навыки в отличии от основной ценности любого пирамидального, классового общества при любой общественно-экономической формации с узаконенной какими-то людьми частной собственностью – капитала, материальных средств. Причём, знания тут имеются ввиду не какие-то тайные, секретные из библиотеки Ватикана, из нерасшифрованных египетских свитков или от монахов Тибета, за которыми охотилась фашистская организация «Аненербе», да и экспедиция Якова Блюмкина в первой половине ХХ века с результатами, проданными потом немцам.
Знания, умения и навыки в отличии от капитала, относятся к понятиям, не имеющим измерения, не осязаемым, хотя не могу утверждать, что не ощущаемым.
(Мучает – ого-го, как! Муки творчества не поддаются словесному описанию. Понять их можно только на основе собственных переживаний, но следует отметить, что муки эти имеют сладковатый привкус, способный в некоторых случаях привести к состоянию катарсиса. Творческие муки коренным образом отличаются от мук совести, которые всегда имеют горький привкус, и избавиться от которых можно только путём искреннего раскаяния и покаяния путём исповедания, т. е. надо просто кому-то об этом рассказать – излить душу. Этим Знанием обладает Церковь, практикуя его в своей деятельности и обещая прощение за покаяние. Такому Знанию нет места в диалектическом материализме, основанном только на явных проявлениях действительности, ярые сторонники которого признают постулат: «Кто не с нами, тот против нас», а значит это – враги, которых нужно истреблять. Один из таких ярых сторонников коммунистического строительства «подложил крупную свинью» под его теорию и практику в силу собственной … и недальновидности по принципу «Заставь … Богу молиться, он и лоб расшибёт». Извините за очередное отступление).
Вот почему для осознания понятия «коммунистическое общество» необходим не арифметический, а интегральный уровень мышления, если не всех представителей общества, то хотя бы большинства, и, в первую очередь, тех, кто осуществляет управленческие функции. Общественное самоуправление, которое должно прийти на смену разного рода монархиям и всяким де…мократиям, никак не отменяет необходимости самого управления, призванного не навязывать массам удовлетворение прихотей правящей верхушки под прикрытием заботы о всеобщем благе, а координировать деятельность участников процесса перестройки и дальнейшего существования общества по принципу «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
Когда, и если, случится так, что на смену государственным властям придёт общественное самоуправление в результате постепенного демонтажа государственных машин и стирания государственных границ, а основной общественной ценностью станет Знание, тогда Школе (системе образования) придётся играть главенствующую роль в жизни общества. Школьное образование будет предоставляться всем без исключения людям на протяжении всей жизни в зависимости от их собственных способностей и потребностей без какой бы то ни было обязаловки. Если в советские времена существенной преградой к равноправному доступу к образованию служили отличия между городом и деревней, то теперь эти препятствия могут быть значительно снижены благодаря интернету.
Образование должно осуществляться в трёх основных направлениях: 1) научное, 2) ремесленное или прикладное и 3) духовное – ни одно из которых не должно иметь приоритета над другими. В этом и будет заключаться гармоническое развитие личности. В осуществлении духовного образования значительная роль отводится церкви, при условии, что она очистится от многотысячелетнего налёта необходимости делать из людей рабов Божьих и от лишней ритуальности и помпезности, как время от времени приходится очищать океанские лайнеры от налипающих на днище ракушек, кораллов, водорослей и прочего налёта. Вот вам и получится святая троица: Бог-отец – научная теория, Бог-сын – её порождённое теорией практическое применение и Бог-святой дух – нравственно-этическая основа человеческих взаимоотношений и всей человеческой деятельности, т. е. понимание того, что и зачем ты делаешь, хорошо или плохо то, что ты делаешь, для тебя самого и для окружающих.
Образование в сочетании с общественным трудом будет сопровождать каждого человека на протяжении всей его жизни, но в разных пропорциях: по мере освоения знаний будет увеличиваться доля его участия в созидательном труде.
Привлечение учащихся к общественным работам должно начинаться с малолетства сначала в кругу семьи по уходу за собой, за жилищем и обеспечению семейных нужд, а по мере взросления – к ремесленным работам, не требующим высокой квалификации. Доступ к профессиям, требующим специальных знаний, должен производиться через экзамены и, возможно, испытательный срок, проходящий под руководством и наблюдением наставников. Участие в любых экзаменах должно быть исключительно добровольным выбором каждого человека, желающего освоить ту или иную профессию или повысить свою квалификацию, что позволит повысить ему свой авторитет, но никак не повлияет на уровень доходов, которые до исчезновения необходимости в деньгах будут у всех равными независимо от общественного положения.
Экзамены должны проводиться экзаменационной комиссией, состоящей из людей, уже доказавших свою компетентность в определённой сфере деятельности. Их результаты должны определяться тайным голосованием членов комиссии по каждому претенденту без выставления баллов, потому что оценка себе подобных, как я уже говорила, противоречит одной из фундаментальных заповедей человеческого сосуществования «Не судите, да не судимы будете», о которой подробный разговор впереди. В данном случае оправданием служит то, что обсуждению подлежит не личность человека, а лишь его готовность к выполнению той или иной производственной функции или вида деятельности.
Метод голосования будет применяться и при выборе управленцев, призванных координировать действия отдельных структур. Но принимать участие в выборах будут только непосредственно заинтересованные люди, всесторонне знающие этих претендентов по их деловым и человеческим качествам.
Система образования должна обеспечивать каждому человеку собственный выбор пополнения знаний, умений и навыков после базового образования и плавную жизнь без резких переходов и стрессовых ситуаций, чего требует медицинская статистика смертности от разного рода заболеваний, в том числе, сердечно-сосудистых.
Образование может считаться выполнившим свою функцию только тогда, когда каждый учащийся осознает, что он обрёл самого себя и нашёл для себя такое дело, которым он с удовольствием и радостью готов заниматься всю свою жизнь или, по крайней мере, какую-то её часть, имея при этом возможность самосовершенствования или расширения сферы своей деятельности. (См."Программирование человека. Деградация образования и социальные психозы. Беседа с Натальей Влащенко", "Тайна творческого досуга. Что нас делает свободными и зрелыми личностями", "Развитие мышления (идея личности) с Андреем Баумейстером", "Какие книги нужно прочесть в своей жизни" и т.д.).
Перед молодыми творческими умами, подкреплёнными горящими сердцами, открывается широкая перспектива по составлению конкретных программ этого пути к Знаниям.
В систему образования обязательно должна быть включена Школа для родителей.
Этот пазл вставлен в общую картинку, когда написано уже 213 страниц текста и ещё дополнен после первого размещения в интернете. Если что-то кому-то покажется в нём непонятным, возможно Вы обнаружите пояснения далее по тексту.
И, однако, да, вы правы. Всё это может остаться лишь утопическим словоблудием до тех пор, пока это противоречит интересам правящих элит, которые в большей мере заинтересованы в росте своих собственных капиталов ( См. "Крупнейшие экспортёры оружия", "Объём мирового рынка опиатов", "Объём мирового алкогольного рынка", "Торговля людьми в мире. Статистика"), чем в развитии каждой человеческой личности.
Такому варианту школьного образования уже готовится реальная альтернатива. (См. «На кону будущее мира. Главная тайна Грефа» Ольга Четверикова, Бесогон ТV “Без цензуры и изъятий: Познер, поп Гапон и Гуси-Лебеди», «Дьявол кроется в деталях – кто финансирует нашу систему образования и готовит кадры для будущего управления страной»).
Утешением служит лишь то, что много хороших людей тоже думают о будущем Школы и даже предлагают свои варианты. Смотрите, например, «Школа будущего с Михаилом Казиником. Урок №1», «Уроки Шалвы Амонашвили", «Вся русская школа русского языка» и «Школа выживания» Виталия Владимировича Сундакова. Мне кажется, этот человек смог бы направить систему образования в правильное русло, а, может, и не только систему образования. А вот и альтернативу отыскала: см. Надежда Храмова "Развращение детей в системе образования РФ". Вот какая позиция необходима министру и министерству образования для создания будущего счастливого общества.
Я уверена, что ещё огромное множество учителей и родителей озабочены будущим нашей Школы.
Выбирайте, родители…