Видите, как после окончания Второй мировой войны, дружно, как грибы после дождя, начали появляться социалистические страны? С 1945 по 1949 появилось 10 государств, выбравших социалистический путь развития.
Как удержать распространение социализма? Воевать нельзя, после только что закончившейся мировой войны экономика освобожденных от фашизма стран еще очень слаба, да и народ не поддержит.
Выход один – объединиться в альянс, который, если вдруг «СССР и сотоварищи» вздумает установить социализм в их странах, сумеет дать военный отпор.
Так в 1948 году подумали правительства Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заключили договор, так называемый «Брюссельский пакт». Это был первый опыт создания объединенных военных сил Европы и предшественник НАТО.
В 1949 год к указанным странам присоединились Дания, Италия, Исландия, Норвегия, США, Канада, Португалия. Был заключен договор о создании системы коллективной безопасности, а блок стран, его заключивших, получил название «НАТО».
За время своего существования НАТО постепенно пополнялась новыми членами.
СССР в 1954 году также пытался вступить в ряды организации, но его «не взяли». Согласитесь, неразумно было бы принять в члены военного блока страну, «против которой дружили».
Ну что ж, попытку влиться в общую систему военной безопасности Россия предприняла, тем самым подчеркнув свой мирный настрой по отношению к странам капиталистического альянса.
В среднем члены блока отчисляют в казну организации около 1,4 % ВВП (валового внутреннего продукта). Но основным инвестором является США, доля финансирования от Америки составляет около 72 % от общего бюджета НАТО.
* В настоящее время в состав НАТО входят 30 стран (Черногория (2017) и Северная Македония (2020)) *
Организация Договора о коллективной безопасности / Collective Security Treaty Organization (CSTO)
Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.
В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
7 октября 2002 года был принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. Председателем совета является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия, если совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии совета. Если председатель не может выполнять свои функции, то на оставшийся период избирается новый председатель.
В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, генеральный секретарь организации и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год.
В период между сессиями СКБ координация реализации решений органов ОДКБ возлагается на постоянный совет, который состоит из полномочных представителей государств-членов.
Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются секретариат и объединенный штаб, высшее административное должностное лицо ОДКБ – генеральный секретарь. С 1 ноября 2018 года исполнение обязанностей генерального секретаря ОДКБ возложено на генерала-полковника запаса Валерия Семерикова.
В формате ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В 2001 году были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона (КСБР ЦАР). В 2009 году созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), предназначенные для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов ОДКБ.
В 2007 году было принято решение о создании миротворческих сил ОДКБ, в 2014 году – Коллективных авиационных сил ОДКБ.
Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.
Переведите с русского на английский
Расширительная стратегия НАТО, судя по всему, не претерпела серьезных изменений и будет продолжена. Теперь в фокусе внимания альянса оказался регион Западных Балкан. Все активнее в орбиту деятельности НАТО втягиваются Украина и Грузия. Какое влияние эти процессы могут оказать на состояние коллективной безопасности ОДКБ и что им реально может противопоставить Организация?
Продвижение военной инфраструктуры НАТО к рубежам ОДКБ осуществляется посредством расширения альянса, которое ведет к фрагментации европейского пространства безопасности и созданию новых разделительных линий на континенте. Более того, как в свое время показал пример Грузии, посулы членства в блоке воспринимаются руководством отдельных стран как индульгенция на решение проблем силовым путем и создают ощущение вседозволенности и безнаказанности. В равной мере это касается и Украины, которая, опираясь на поддержку НАТО, продолжает пренебрегать выполнением своих международных обязательств, в том числе в рамках минского "Комплекса мер".
В свое время вкладом России в устранение наследия периода блоковой конфронтации стал вывод войск из Германии, стран Центральной и Восточной Европы, а затем Прибалтики, выполнение обязательств по сокращению обычных вооружений, ядерного оружия. В ответ же мы получили три волны расширения НАТО вопреки данным руководству СССР обещаниям. Шанс на создание подлинно коллективной системы безопасности был упущен.
Сегодня натовские военные активно осваивают не только территорию новых членов, но и наших соседей – в рамках "продвинутого" партнерства страны блока регулярно осуществляют заходы в порты Грузии, Финляндии, Швеции и Украины, проводят совместные с ними учения. В результате полным ходом идет милитаризация некогда наиболее спокойных в военном отношении Прибалтики и Севера Европы, нагнетается военно-политическая обстановка в Закавказье и Причерноморье, затягивается урегулирование внутриукраинского кризиса.
Деэскалации ситуации и уменьшению опасности возникновения непреднамеренных инцидентов способствовали бы сокращение военной активности вблизи зоны ответственности ОДКБ, отвод уже развернутых или "непрерывно ротируемых" группировок в места постоянной дислокации, равно как и отказ от политики, нацеленной на достижение превосходства в военной сфере. Об этом прямо говорится в упомянутом совместном заявлении стран ОДКБ.
Воспроизведите диалоги ниже, переходя с английского языка на русский, и наоборот
Р: В России вот уже несколько лет растет обеспокоенность с связи с продолжающимся все более отчетливым креном внешней политики Индии в сторону Соединенных Штатов.
А: The pivot is evidenced in a number of developments, ranging from the build-up of the once-stagnant four-party Quad partnership (featuring the U.S., India, Japan and Australia) to Washington’s expanded share in India’s weapons procurement.
Р: Причины сближения Нью-Дели с Вашингтоном многообразны, но главная из них очевидна – это растущие опасения Индии в отношении неуклонного экономического и военного подъема соседнего Китая.
A: These developments have many experts in Russian and abroad to conclude that as the international system is all the more moving towards a new U.S.–China bipolarity, India’s leadership will have no realistic alternatives but embark on a closer rapprochement with Washington, while Russia will be forced to drift further towards Beijing.
Р: Считается, что такое движение в итоге имеет перспективы завершиться – пусть даже и не в самом близком будущем – созданием формальных российско-китайского и индийско-американского военно-политических союзов или же формированием на базе Quad многостороннего союза по типу недавно появившегося AUKUS (between Australia, the UK and the U.S.).
А: Certainly, there can be no denial of the profound shifts India’s foreign policy has exhibited over the last two decades. It is equally evident, however, that New Delhi’s rapprochement with Washington has its limits. There appear to be at least five factors working against a full-fledged U.S.–India political and military alliance.
Р: Их совокупное влияние (cumulative influence) ставит под вопрос возможность создания такого альянса на протяжении не только ближайших лет, но и ближайших десятилетий. Более того, эти факторы создают вполне конкретные ограничители для развития индийско-американского сотрудничества даже в его нынешнем формате.
A: Moreover, these factors place quite specific constraints on the current mode of India–U.S. cooperation. In this vein, drawing direct parallels between India–U.S. and Russia–China relations seems rather improper: the latter partnership is free of the limitations inherent in the former.
Р: В ближайшие годы Индии придется проводить серьезную инвентаризацию своих внешнеполитических приоритетов и пересматривать отношения с региональными и глобальными партнерами и соперниками, сложившиеся на протяжении последних двух десятилетий и даже в более ранний период.
А: This process will primarily be informed by how the U.S.–China confrontation evolves as well as by developments in China’s policies towards India. Still, New Delhi’s foreign strategy will increasingly be influenced by the country’s domestic agenda—above all, by the new ideology under Prime Minister Narendra Modi.
Р: Что это все значит для России?