Как театр начинается с вешалки, так и управление вниманием аудитории при онлайн-коммуникации начинается с привлечения интереса к персоне говорящего. Но для этого, как правило, в ход идут отнюдь не слова.
Давно доказано, что невербальный способ коммуникации является наиболее значимым (наше мнение о человеке складывается по большей части на основе того, как он говорит, а не что он говорит), и такие выводы не случайны. Даже сейчас, в век демократии, когда общепризнано, что все люди равны, мы с легкостью найдем в толпе человека своего статуса, круга общения и интересов. А помогут нам в этом его мимика, жесты, взгляды, стиль одежды и манера разговора. Проходя мимо экрана телевизора, где что-то эмоционально рассказывает мужчина в футболке с изображением Бэтмена, любитель комиксов обязательно остановится и прислушается. Но если этот же мужчина будет монотонно рассказывать о комиксах и на нем будет костюм-тройка, любитель комиксов с большой вероятностью пройдет мимо, не задержав взгляда на ораторе.
Зритель мгновенно может определить: оратор его человек или нет, его экспертиза важна или не имеет значения. Самое любопытное, что в такие моменты оценивания наш мозг работает полюсно – строго «нравится / не нравится», без поиска аргументов в пользу сделанного вывода. Информация о говорящем на подсознательном уровне считывается с внешнего вида. Поэтому уже много веков процветают индустрии моды, косметологии, модификации фигуры. Деятельность их всех направлена на то, чтобы мы могли нравиться друг другу с первого взгляда. Если для создания красивой картинки усилий бьюти-специалистов было бы достаточно, то для эффектного и правильного образа в онлайн-трансляции их явно мало.
Рисунок тела, поза, пластика движений, взгляд и даже дыхание – все это работает на создание привлекательного для зрителя образа. И поддержание этого образа требует от нас высокого уровня самоконтроля и тренировок. Первое, на что нужно обратить внимание, – это на осанку. Расправленные плечи, прямая спина – символы лидерства, статуса и уверенности в себе, а значит, и в своих словах тоже. Необязательно иметь военную выправку и вытягиваться по струнке перед камерой, тем более что такая поза подходит не для всех тем видеоконференций. Вспомните танцоров румбы или самбы – их торс напряжен, но движения рук и ног изящны и естественны. Мысленно представьте, что вас поддерживает внутренний стержень, тогда и в расслабленном положении лидерская осанка будет сохраняться.
Что касается рук, то это еще один важный инструмент привлечения внимания аудитории, который может работать как на выступающего, так и против него. У каждого из нас есть «жесты волнения» – от самых безобидных до откровенно неприятных: кто-то в стрессовой ситуации прикасается к мочке уха или потирает кончик носа, кто-то поправляет волосы или начинает почесываться, а кто-то грызет ногти. Зачастую эти движения мы совершаем автоматически и даже не замечаем этого. Но зритель видит все и на все реагирует.
Это не означает, что мы должны включить строгого внутреннего контролера и застыть перед камерой, как и не означает, что в попытке избежать неконтролируемых жестов волнения нам следует начинать активно жестикулировать. Кстати, излишняя жестикуляция может происходить и инстинктивно: мы можем размахивать руками, чтобы привлечь к себе внимание. Будь громче, больше, активнее – и тебя заметят. Такой подход сработает, если использовать его умеренно и ориентироваться на особенности своего психотипа: спокойному, уравновешенному человеку активная жестикуляция не свойственна, а значит, экспрессивное поведение перед камерой будет восприниматься как нарочитое и неискреннее.
Обобщая сказанное, можно отметить, что задача выступающего при овладении невербальными навыками – добиться того, чтобы каждый его жест, как в немом театре, имел особое значение и был подконтрольным, но непринужденным. На первом этапе отработки этих навыков можно использовать подражание: выберите популярного оратора (телеведущего, политика, преподавателя), который наиболее близок вам по темпераменту, и проанализируйте его жесты: обратите внимание на то, как он телом расставляет акценты, какими движениями сопровождает выводы, примеры, как ссылается на авторитеты. Сначала посмотрите выступление как обычный зритель. Что из сказанного удалось запомнить с первого раза? Пересмотрите, теперь уже обращая внимание как раз на эти памятные моменты – какие жесты и мимика их сопровождали. Не бойтесь копировать, вы все равно исполните движения в своем стиле.
Чуть позже мы еще поговорим о пластическом рисунке тела во время онлайн-коммуникации, а пока перейдем к следующей теме.
Навыки вербальной коммуникации мы совершенствуем на протяжении всей своей жизни с того момента, как произносим первое слово. Способности к вербальному взаимодействию с другими людьми у каждого человека развиты в разной степени и зависят от таких факторов, как профессия, окружение, личные интересы. Изменить эти навыки – переформировать или усовершенствовать их – в одночасье невозможно ни за какие деньги. Но существенно развить, прилагая определенные целенаправленные усилия, можно в любом возрасте и при любом статусе и материальном положении.
Здесь нужно сразу оговориться: вербальный навык – это не только ЧТО вы говорите, но и КАК вы говорите, и даже как молчите. Поэтому особенности речевого поведения мы будем разбирать исходя из аспектов трех дисциплин – лингвистики, паралингвистики и экстралингвистики.
За красочность и богатство языка отвечает лингвистика – наука, изучающая языки. Причем учитывается только активный словарный запас – тот набор слов и фраз, которые человек не мучительно извлекает из своей памяти, а свободно использует в речи.
Слово – мощнейший инструмент воздействия на умы людей. Непревзойденный оратор недавнего прошлого Уинстон Черчилль обладал уникальным активным словарным запасом в 55 000 слов, в то время как среднестатистический житель Лондона обходился 5000 слов. Можно представить, какое впечатление на аудиторию производили речи политика, который умел самую обычную будничную тему преподнести как нечто из ряда вон выходящее. Он с легкостью побеждал оппонентов, приводя аргументы, цитаты, специальные термины, ссылаясь на авторитеты и создавая яркие словесные образы. И все это без долгих раздумий. Чтобы овладеть подобным искусством, нужно иметь не только большой объем знаний, но и навык быстрого анализа полученных данных.
Чтобы красиво говорить, нужно уметь красиво думать. А это требует постоянной работы над собой: чтения книг, общения с образованными людьми, проявления интереса к разным сферам жизни, развития чувства прекрасного (посещение музеев в сопровождении гидов, прослушивание лекций по искусству и т. д.).
Но одних знаний недостаточно. Чтобы они работали, их нужно перевести в актив. В поисках ответа на вопрос, как это сделать, давайте обратимся к методам воспитания детей. Чтобы научить ребенка общаться, родители спрашивают его: «Почему ты так думаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Объясни мне, почему ты принял такое решение». Аналогичные упражнения в сознательном возрасте приводят к впечатляющим результатам: выполнение их развязывает язык и позволяет пополнить обиходный лингвистический набор. Итог – умение красиво и аргументированно выражать свои мысли, мнение, чувства. Другой способ развить речь – начать изучать иностранные языки и заняться творчеством. Все то, что стимулирует клетки мозга к активности, развивает остроту и скорость мышления.
Однако какой бы логичной и аргументированной речь ни была, без вкрапления в нее ярких образов она будет казаться монотонной. Образность мышления развивается благодаря чтению стихотворений. В них в сжатой форме передаются все оттенки смыслов слова, а владение этим знанием позволяет играть с понятиями и вводить в выступление неожиданные сравнения.
В актерской среде любят упражнение, которое называется «история предмета». Для его выполнения потребуется несколько разных по назначению вещей, желательно самых простых: точилка для карандашей, кружка, шапка, ручка, цветок в горшке. Для каждого из них нужно придумать свою историю – это может быть воспоминание о дне покупки, рассказ о владельце предмета, ассоциация или даже расследование. При создании истории в приоритете не столько ее сюжет, сколько разнообразие лексикона. Чем дольше вы будете говорить о предмете, тем больше слов из пассива вам придется выуживать, чтобы не повторяться. Главное – делать как можно меньше пауз в речи.
Помните, что выступление в эфире – не сухое изложение заученной информации. Вам предстоит общаться с другими ораторами и отвечать на вопросы зрителей. Поэтому обойтись без развития навыка риторики и дебатов не удастся.
Тембр голоса, его высота и громкость входят в систему средств паралингвистики, раздела науки о языке. В искусстве красноречия эти вокальные составляющие речи имеют ничуть не меньшее значение, чем сама информация, в какой бы интересной форме она ни подавалась. Не стоит забывать об интонации: одна и та же фраза (например, «какой ты умный») может звучать и как похвала, и как оскорбление, и как проявление личного интереса. Научившись играть с интонацией, можно сказать зрителям больше, чем прописано в тексте выступления. Поэтому там, где это уместно, старайтесь добавлять словам интонационные оценки – такие приемы позволяют удерживать внимание аудитории и помогают слушателям лучше воспринимать сказанное. Тренировать этот навык можно с помощью стихотворений: читайте одно и то же произведение с нежностью, насмешкой, недоверием, одобрением. Вы сами заметите, как меняется смысловая нагрузка произнесенных фраз.
Однако не стоит путать интонацию с высотой голоса. Когда мы были в утробе матери, мы слышали звуки приглушенно. Поэтому низкие частоты для нас являются более «родными», вызывающими доверие, можно даже сказать, гипнабельными. Если у оратора от природы высокий голос или он переходит на визг в своей речи, пытаясь передать эмоцию, это негативно сказывается на отношении аудитории к сказанному, отторгается на подсознательном уровне.
…
Примечательно, что в Америке телеведущую, какой бы красивой она ни была, как бы ее ни любила камера, не пустят в эфир, если у нее звонкий режущий голос, – развернут на этапе кастинга.
С противоположной проблемой сталкиваются закрытые по своей природе люди: они часто направляют звук на самих себя, то есть говорят в нёбо. Для слушателя такая речь звучит как поток жалостливых словоизлияний (помните Слоненка из мультфильма, который постоянно извиняется и неуверенно держит свою позицию?). В этом случае управлять аудиторией будет крайне сложно.
Работать над моделированием голоса можно и нужно. Сейчас существует множество школ, занимающихся постановкой правильной речи. В качестве самостоятельной тренировки при «закрытом» звучании можно использовать прием «противоположного берега». Суть его состоит в том, что, когда вы говорите, вы создаете для себя дополнительное обстоятельство: вас должен услышать человек, стоящий на противоположном берегу озера. При этом нужно не повышать голос, а направлять звуковой поток чуть вверх, чтобы он, поднявшись, а затем опустившись, как по параболе, достиг ушей визави.