Мария Зайко Звери Гоббса

Звери Гоббса, или общественный звериный договор


Наша история берет начало в Умеренном лесу, который лежит за семью морями и граничит с Безжалостной Пустыней, Полярным лесом и Тропиканой, страной вечного лета. Умеренный лес делится на две большие части – Сосновую Четь и Широколиственную Четь, которые разделяет бурная река Малиновка с двумя притоками – Ежовкой и Медовой.


В Сосновой Чети росло много сосновых деревьев, корни которых укрыты зеленым мхом. Среди растений здесь можно встретить вереск, папоротник, кошачьую лапу, волосистую ястребинку, овечью овсяницу, европейский седмичник, а среди ягод – черника, брусника и малина, а по осени много грибов. Клесты-сосновики и пеночки-теньковки вьют гнезда. Животный мир представлен белками, горностаями, землеройками, лесными мышами, а что уж говорить про лис, волков, медведей, кабанов и лосей.


В самой глубине Сосновой Чети стоит Медвежья Берлога, где живет семья медведей. Старый Господин, прозванный Хозяином, – самый главный среди зверей: он является хранителем Закона, поэтому он советник и помощник, и судья во всех спорах.

Господин Умник, его сын, – самый образованный среди зверей, он объездил весь мир и хорошо понимает и животных, и людей. Он построил школу и больницу для обитателей Умеренного леса. Сестра Умника – Эсмеральда – очень красивая медведица, любит все красивое и блестящее.

По соседству с Медвежьей Берлогой стоит низенький домик, который носит название Барсучья Нора. В ней живет Лорд Барсук тоже один из главных, чье мнение по всем вопросам – самое уважаемое и авторитетное – ведь он следит за соблюдением Закона.

И Медвежья Берлога, и Барсучья Нора очень напоминает людское жилье по расположению комнат, наличием ванны, камина и погреба. Но по сути своей ничем не отличается от самых обыкновенных нор и берлог. В самом центре Медвежьей Берлоги находится комфортабельная и просторная, но обычная берлога, к которой были пристроены помещения в три этажа. Старый Господин постоянно совершенствовал свое жилище, пока у него не получился модный особняк с затейливыми балкончиками, мансардой и верандой. Медвежью Берлогу окружает тенистый сад с фонтанами и статуями. Эсмеральда выращивает в саду собственную чернику, бруснику, малину и клюкву. Умник построил по собственным чертежам оранжерею, где круглый год цветут фрукты и цветы из далекой Тропиканы.

Многочисленное барсучье семейство сначала жило в самой простой барсучьей норе с множеством кладовых и выходов. Но после того как жители Умеренного леса перестали быть обыкновенными животными, а их жизнь стала напоминать жизнь людей, Лорд Барсук построил небольшой коттедж. Порой кто-нибудь из семейства Барсуков предавался воспоминания и спускался вниз, чтобы вновь себя почувствовать самым обыкновенным барсуком. Лорд Барсук считал фонтаны и статуи ненужной роскошью, поэтому ограничился небольшим забором вокруг своего дома и тремя живописными сосенками, которые росли рядом с Барсучьей Норой с незапамятных времен.

В одном месте по своему течению Малиновка и Ежовка образуют ровный треугольник. Здесь располагается живописная "Лисья" гостиница, которую содержит Матушка Лиса, самая необычная лиса на свете: она вегетарианка, то есть употребляет в пищу только фрукты, овощи, каши и молочные продукты. Она целых три года проучилась в Лисьем Университете, который находится в Темных горах, и получила степень бакалавра. Потом она долго путешествовала, изучая жизнь постоялых дворов и гостиниц. Вернувшись в Умеренный Лес, Матушка Лиса вышла замуж и родила трех лисят: Уффи, Лисаву и Хитрулю. Она построила несколько лесных гостиниц в Сосновой и Широколиственной Чети, а также в Тропикане. Познакомившись с известным мудрецом, Матушка Лиса стала вегетарианкой и сторонницей здорового образа жизни. Ее дети не разделяли взглядов своей ученой и всеми уважаемой матери. Матушка Лиса сильно сокрушалась об этом, потому что считала лис умными животными, способными сдерживать свои желания. К тому же, как член Большого Совета, Матушка Лиса служила примером по соблюдению Закона.

Что же такое Закон и как он появился в Умеренном лесу?

Когда-то давным-давно в Полярном лесу жил Пеплосер. Он был сыном вожака стаи полярных волков. Пеплосер со временем тоже стал бы вожаком, если бы не законы стаи. В Полярном лесу испокон веков жили полярные волки, чья густая шерсть была ослепительно белого цвета. Жизнь белоснежных волков была нелегкой и короткой: они неделями голодали и часто погибали от ран и болезней. Цвет шкуры для полярных охотников был не только делом принципа, но и вопросом жизни и смерти. Серая или черная шерсть легко выдавала охотников. Добыча, которую с таким тщанием выслеживали, могла ускользнуть. Если обитатели других мест могли заменить сбежавший обед другим, то в Полярном лесу промахнувшийся охотник мог быть изгнан из стаи. На выслеживание какого-нибудь худосочного зверька могло уйти пять – семь дней. Скудная добыча делилась между всеми членами стаи.

Рождение Пеплосера вызвало недовольство членов стаи. Сын вожака обладал густой шерстью, отливавшей всеми оттенками серого. Поэтому он в будущем не смог бы принять участие в охоте и становился лишним ртом, нахлебником, которого бы пришлось кормить всем трудоспособным волкам.

Когда серый волчонок подрос, отец, чтобы заглушить неприятные разговоры, отправил сына ловить рыбу в проруби. Рыбная ловля в стае всегда считалась женским занятием. В след сыну вожака неслись злорадные насмешки. Закон полярных волков гласил: "сын наследует отцу", и рано или поздно Пеплосер стал бы самым главным в своей стае. Насмешки над ним вскоре прекратились, наоборот, некоторые дальновидные волки ходили ловить рыбу с сыном вожака, чтобы в будущем урвать себе сладкий кусок. Иногда стая кормилась только той рыбой, которую выловил Пеплосер. Но и тут нашлись завистники, которым не понравилось, что из изгоя вышел такой ловкий рыбак. Матерые волки, чья шерсть отливала благородной сединой, говорили друг другу: – Попомните наши слова, что Пеплосер станет великим воином и вожаком, но наша стая хлебнет с ним много горя.

Белый медведь, Волчий пастырь и целитель, предсказал отцу серого волчонка:

– Звезды благосклонны к Пеплосеру. Но ему придётся пережить много злоключений на пути к славе и счастью.

Прошло много лет, Пеплосер окреп и возмужал. Он женился на прелестной белой волчице, которую звали Полнолунна. У них родилось несколько волчат, чья шерсть блистала лунным и звездным цветом. После смерти своего отца Пеплосер унаследовал его титул, но ненадолго.

На первой же охоте, которую возглавил новый вожак, стая потеряла многих молодых волков. Олень, опытный самец с ветвистыми рогами, заприметил серую шкуру вожака стаи и вступил в единоборство с волками. Он разметал охотников, набросившихся на него, сумев ранить многих из них, а некоторых убить. Пеплосер, обозлившись, вцепился в шею оленя, повиснув на нем. Его мощные челюсти перегрызли артерию на шее оленя, и тот упал, обливаясь кровью. Вожак с видом победителя обернулся к своим охотникам, но он встретил лишь презрительные взгляды живых и горестный плач над убитыми.

– Ты погубил нашу стаю, Пеплосер, – сказали ему старейшины, – отныне ты не наш вожак!

– Но это была моя первая охота, – стал оправдываться он. – Дайте мне еще один шанс.


– Другого шанса не будет, – ответил ему недовольные голоса. – Половина молодняка погибла, а новые охотники еще не скоро подрастут. Ты должен сам выбрать свою участь: смерть или изгнание.


– Я предпочитаю смерть, – гордо ответил Пеплосер.


– Ты с самого рождения был чужим для нас, – завыла стая в один голос. – Твоя шерсть другого цвета. Ты не такой, как мы. Ты не можешь быть нашим вожаком.


Пеплосер в ответ с гордо поднятой головы на эти выкрики вышел за пределы круга совета стаи.

– Кто будет биться со мной? – вопросил он стаю.

– Чужак, никто не будет биться с тобой. Ты должен просто уйти.

– Прежде чем я уйду, я хочу позвать нашего пастыря, Белого Медведя, – не сдавался Пеплосер. – Что скажет он? Я последую тому решению, которое он примет.

Когда Волчий пастырь явился на зов старейшин, он обратился к Пеплосеру с такой речью.

– Я слышал, что есть земли, где живут волки с шерстью серого и даже черного цвета. Отправляйся на их поиски, ибо изгой не может быть вожаком. Изыди с миром!

Пеплосер ушел в изгнание вместе с семьей. Но Полнолунна оставалась с ним совсем недолго. Скитания и голод подорвали её здоровье, и она с его согласия вернулась в стаю полярных волков, забрав волчат с собой. С помощью птичьей почты Полная Луна и Пеплосер посылали друг другу длинные нежные письма.

Оставшись один, Пеплосер долго брел, куда глаза глядят. Из Полярного леса дорога его привела в Умеренный лес, где он нашёл свой новый дом.


Когда-то давным-давно Умеренный лес был самым обыкновенным лесом, а звери и птицы, которые в нем водились, были тоже самые обыкновенные. И лес, и его обитатели подчинялись вечным законам природы. Но однажды в лесу случилось одно важное событие, когда звери и издали Закон, который регулировал жизнь в Умеренном Лесу, и единодушно избрали Большой Совет следил за его соблюдением.

Все произошло, когда Пеплосер, никому неведомый изгнанник пришел в лес и съел Лентяя, старого Зайца, который никому не причинил вреда. Давным-давно в Умеренном лесу водились волки, а потом они неожиданно исчезли, не оставив о себе памяти. Появление пришлого волка не осталось незамеченным, а его поступок вызвал праведный гнев. Старый медведь, прозванный Хозяином, встал на задние лапы и заревел во весь голос. Так он поступал, когда опасность угрожала всем обитателям леса. На рев Хозяина сбежались все звери от насекомых до хищников. Они обступили чужака и его жертву.

– Кто ты такой? – вопросил Хозяин. – По какому праву ты потревожил покой нашего леса?


– Меня зовут Пеплосер, я из рода полярных волков, – ответил пришелец. – Стая изгнала меня, я долго скитался и едва не умер от голода. Я съел этого Зайца, потому что от него не было никакой пользы.


– Но он никому не причинил зла! – возмутились все звери хором. – Да он любил посидеть на берегу Медовой реки и полакомиться перебродившей ягодой. Но это был его главный недостаток. В остальном, он был безобиден и добродушен.


– Но в Полярном лесу, такой Заяц не прожил бы и часа! – заметил чужак. – Вы сами охотитесь и поедаете друг друга. Так в чем же моя вина?

– В чужой лес со своими порядками не ходят, – сурово заметил Хозяин. – Если ты решил поохотиться, то надо было сначала спросить у меня разрешения.

– А как же законы гостеприимства? – уточнил Пеплосер.

– Ты не должен был поднимать руку на обитателей нашего леса, как бы ты ни был голоден. Ты мог бы попросить еды, и мы бы накормили тебя. Что я теперь скажу Старой Зайчихе, Лапушке, ведь она осталась совсем одна с детьми и внуками?

– Я поступил так, как поступают все хищники, – не сдавался Серо-волк. – Звери поедают друг друга, к тому же старые и больные становятся добычей, в первую очередь. Это вечный закон природы.

– Раньше были такие законы, и мы жили по таким законам, но теперь будет иной закон, закон милосердия, – строго заявил Хозяин. – Мы заключим и подпишем договор, который будет регулировать жизнь леса. Жизнь подписавших его зверей будет всеми охраняться. Никто не сможет обидеть или убить этих зверей. Думаю, что зайцы, ежи и белки первыми его подпишут. Если кто-то из хищников подпишет этот договор, то им придется либо стать вегетарианцами, либо питаться рыбой, ящерицами и змеями. Жизнь тех зверей, которые не подпишут договор, будут объявлены вне закона.

Загрузка...