В Краснодаре лето не заканчивается с началом учебного года, а плавно перетекает в сухую осень. Ночное небо по-прежнему чернее самой чёрной кошки на свете, и до звёзд, кажется, можно дотянуться рукой, если встать на носочки. Самые обыкновенные дома-пятиэтажки, сохранившиеся со времён моего детства, по-прежнему стоят на Ставропольской улице. Утопают в листве клёнов и лип, подсушенных знойным летним солнцем. Ещё чуть-чуть, две-три недельки, и цвет листьев сменится на багрово-коричневый, а потом и вовсе все листья опадут, оставив деревья с голыми ветвями. Но это будет потом, а сейчас машины ездят с утра и до позднего вечера, нагревая ещё сильнее и без того душный город. Прохожие спешат по делам, бегут куда-то. Кажется, здесь всегда было так суетно и многолюдно. В одном из таких обычных жилых домов и произошёл случай, свидетелем которого я стала.
На первом этаже одного из таких обыкновенных жилых домов находится зоомагазин «Лунный свет». Со стороны улицы он выглядит как обычный зоомагазин – большие стеклянные витражные окна, вывеска из пластика, лестница и пандус. Вы такой наверняка встречали у себя в городе. Но стоит войти внутрь, как всё ваше тело ощущает необыкновенное волнение. Приглушённый свет над террариумами и клетками с животными, красочные обои на стенах с изображением сцен из жизни животных со всего света, живые комнатные растения самых разных размеров и мест рождения. Приятно растекающийся по комнате запах сухого эвкалипта. И самое главное, конечно, – это сами животные: небесно-голубые попугайчики, пудрового цвета мышки, радужные рыбки, важный хамелеон, бирюзовые ящерки. В отдельном террариуме живёт глуховатый восьмиглазый паучок. В позолоченной клетке неподалёку от паучка – канарейка апельсинового цвета. Если кому-то нужен экзотический зверёк, ему прямая дорога в «Лунный свет». Животные маленькие, по большей части бесшумные, дружные – хозяйке хлопот не создают. И всё бы чудесно, вот только оранжевая канарейка Роже́ ежедневно будит всех жителей зоомагазина по утрам – распевает песни.
– Ну замолчи же, замолчи! – умоляет его мышка.
– Канарейка, не буди! – надувает щёки ящерица.
– Что, уже утро? – доносится жабий голос.
– Шесть утра! Дайте поспать, – шипит змейка.
Шум, возня в клетках. Долго ещё не унимаются маленькие сонные животные, ворчат. Но что взять с Роже́? Как пчеле нельзя не жужжать, так и птице петь не запретишь. Поворчат-пошумят и снова засыпают.
Во всём магазине с Роже́ дружит только паучок Ветерок. Пока канарейка поёт, глуховатый паучок неспешно охотится на мух, по глупости залетевших в террариум через открытую дверцу для кормления. Два глаза смотрят вверх, два – вниз, ещё два налево, и пара направо – у мухи нет шансов.
– Сегодня много поймал, – зовёт Ветерок Роже́. – Залетай ко мне – поделюсь.
– С радостью!
Взмах крыльев – и через мгновенье канарейка уже в террариуме лакомится угощением. Выбрал себе удобное местечко и сидит – наслаждается.
– Слышал новости? – проглотив муху, спросил Роже́.
– Какие?
– У нас сосед появился!
– Неужели паучок? – с надеждой спросил Ветерок. Как же ему хочется друга-сородича.
– Да нет же, не в зоомагазине, а рядом. Вроде химчистка, – чирикнул Роже́ и проглотил ещё муху.
– А, – опустил голову паучок. Это было совсем не то, что он надеялся услышать. А птичка, довольная вкусным угощением, продолжила:
– Ты знаешь, что такое химчистка? Мне всю ночь снилось это слово. А я никак не разберу: то ли это чистка какого-то животного хима, то ли это вещь в чистке1.
– Нет, не знаю. – Паучок занялся более интересным для себя делом – расставил глаза-бинокли, чтобы поймать очередную добычу – летающее лакомство.
– Зря, – канарейка проглотил последнюю пойманную Ветерком муху. – Говорят, что у хозяина этой химчистки золотые зубы.
– Зубы всем нужны, – пожал тот плечами. А самому бы не прозевать муху.
– Ты хоть знаешь, что такое золото?
Паучок отрицательно покачал головой.
– А ещё у него крокодиловые туфли! – не унимался канарейка.
– А что такое туфли? – спросил паучок вежливости ради. Паучок был любопытным в меру и, если от него не требовалось куда-то идти или что-то делать, мог часами слушать других.
– Это обувь такая, её люди надевают, чтобы ходить по улицам, – и канарейка показал на свои лапки. Ветерок внимательно посмотрел на лапки Роже́, затем на свои, а потом сказал:
– Мне не нужна обувь. Мне нужны мухи.
«Что с него взять», – подумал Роже́ и полетел к себе.
– Увидимся ещё! – пропел он, растягивая гласные на свой неповторимый лад. – Спасибо за угощение!
– На здоровье! – подмигнул ему одним из своих глаз паук.
Настенные часы с кукушкой зазвонили – девять часов утра. Вот-вот должна прийти хозяйка зоомагазина. И животные, предвкушая её появление, занялись своими делами: кто прибирает свою постельку, кто глазки протирает. Через мгновенье все услышали её шаги и уже знакомый звук проворачивания ключа в двери. Дверь открылась. Вначале через неё прямиком к кухне проскользнул солнечный лучик. Вслед за лучиком вошла хозяйка зоомагазина Анна Соловьёва. Высокая, кудрявая. Улыбнулась потягивающимся и ещё сонным животным:
– Доброе утро, мои дорогие!
Те забегали, зашуршали, замяукали, залаяли в ответ. Сумка с документами тяжело опустилась на стул, а Анна направилась на кухню заваривать чай. По дороге проверила, как обычно, клетки и террариумы: как спали рыбки, паучок и попугайчики? Голодные ли мышки и ящерки? Те прильнули к стеклу своих домиков. Приветствуют её. Как же они соскучились, хоть и прошла-то всего одна ночь.
Неожиданно раздался стук в дверь. Анна открыла – на пороге стояла девочка, смущённо переминаясь с ноги на ногу. Две короткие рыжие косички, веснушки на носу. В руках – полотенчико, а в нём шевелится что-то живое.
– Привет!
– Здравствуйте!
– Ты хочешь купить животное?
Девочка молча сжимала содержимое в руках.
– Кто у тебя там? – полюбопытствовала Анна.
Тихий голосок в ответ:
– Я принесла вам котёнка. Подобрала на улице вчера вечером, – из полотенца выглянули сначала ушки, а потом маленькая непоседливая пушистая голова. – Еле уговорила маму оставить его на ночь. А утром сразу к вам.
Девочка немного нахмурилась, вспоминая вчерашних уличных хулиганов, из рук которых она отобрала животное. При первом взгляде на девочку и не скажешь, что она может кого-либо защитить. Анна осторожно взяла котёнка на руки. Тёплый и мягкий, как ладошка ребёнка. И сердце стучит быстро-быстро. Напуган.
– Возьмёте к себе?
Ну что ты поделаешь? И откуда берутся все эти дети с котятами и щенками?
– Красивый, – ответила Анна, оттягивая время и обдумывая, как мягче отказать девочке. Тем временем та с любопытством заглянула в зоомагазин через плечо Анны.
– Возьмёте его? – повторила девочка.
Куда его брать? Котята в зоомагазине и так уже вторую неделю не продаются.
– Покажи-ка мне ещё раз, – попросила она девочку.
Та развернула ещё раз полотенце, оттуда выглянул пушистый симпатичный персидский кот. Анна – хозяйка зоомагазина – в породах котов хорошо разбирается. При взгляде на котёнка у неё в голове родилась идея – поучаствовать с ним в выставке котов, которая вот-вот должна состояться в городе.
– Мы найдём ему дом, – ответила Анна, улыбнувшись.
– Спасибо вам! – обрадовалась девочка и захлопала в ладоши.
– Рада помочь.
Маленькая рыжеволосая спасительница животных умчалась так же внезапно, как и появилась. Анна посадила котёнка в просторную клетку, где уже мягкими комочками свернулись чёрно-белый и трёхцветный котята.
– Побудь пока здесь, надеюсь, скоро ты найдёшь себе дом.
Новенький робко уселся в дальнем уголке. Кто знает, как его примут?
– Ближе подползай, мы не щенки, не кусаемся, – обратился к нему чёрно-белый. Потянулся, зевнул: – Я Черныш. А это, – котёнок указал лапкой в сторону другого, трёхцветного потягивающегося четвероного существа, – Фисташка.
– Черныш, Фисташка! Какие у вас имена красивые, – сказал новенький, улыбнувшись. – А я не знаю, как меня зовут.
Новенький опустил глаза.
– Не беспокойся, – зевнул Фисташка. – Скоро Саша придумает.
Новенький с любопытством спросил:
– А кто такой Саша?
Эля, Саша и Маруся. Дети Анны. Эля, старшая, учится в десятом классе. В свободное от занятий время она помогает маме в магазине: меняет воду в аквариумах, кормит животных, убирает лотки, выносит мусор и много-много всего ещё. Идеальная помощница. Эля знает всех животных зоомагазина: родословную, привычки и повадки, что очень помогает ей в общении с покупателями, когда она заменяет маму. Неудивительно, что со временем девочка познала все тонкости дел зоомагазина. У Эли своя папка на рабочем компьютере мамы, где хранятся все её важные файлы о работе магазина.
Маленький кучерявый непоседа Саша учится в четвёртом классе. Волосы цвета молочного шоколада. Если и есть кто-то в районе, кто знает всех уличных котов по именам, то это точно Саша Соловьёв. Вороний глаз, Розочка, Дикарь, Борщеед и много других котов получили собственные имена благодаря мальчику. И не только прозвища, но и еду. Тут, конечно, не обходится без карманных денег, выдаваемых мамой, и несъеденных в школе бутербродов. В школе не знают об этих привычках мальчика. Зато другое его увлечение – игра в телефон – привлекает внимание классного руководителя. Валентина Семёновна – женщина, много повидавшая в своей жизни. И Гагарина2 встречала (сама она тогда, правда, пешком под стол ходила), и медведя одолела. Неудивительно, что эти события наложили отпечаток на характер учительницы. Её класс всегда отличается в школьных конкурсах (да и не только школьных). Сбор макулатуры – пожалуйста. Каждый ученик несёт не менее двадцати килограммов бумаги. Остальные классные руководители только удивляются – и откуда столько бумаги у современных детей? Спортивные старты в школе – снова 4 «Г» на первом месте. Есть только одно «слабое место у Валентины Семёновны», как говорит Саша: «Она совершенно ничего не понимает в компьютерных играх». И как два магнита притягиваются друг к другу, так и Саша и Валентина Семёновна находят точку соприкосновения своих интересов в телефонных играх: один увлечён ими, другая – категорически против.
– Так, дети, закругляемся! – громовой голос Валентины Семёновны врывается в тишину класса. Детские головы практически в полном составе прикованы к маленьким светящимся экранам.
– Закругляться3! – громко смеются дети. – Это невозможно!
Валентина Семёновна часто рассказывает детям истории из своей жизни. Одна из самых любимых детьми – про тайгу и медведя. Учительнице было тогда лет пятнадцать-шестнадцать. Были осенние каникулы. Весь класс выехал в лес. Валентина Семёновна (тогда просто Валя) отстала от всех – увлеклась сбором ягод. Неожиданно из-за кустов появился медведь. Девочка не растерялась – вспомнила советы лесника4, соорудила из своей куртки и палки, найденной поблизости, что-то наподобие человеческой фигуры. Поставила себе её на плечи, увеличив свой рост таким образом вдвое. И медведь убежал – испугался незнакомого высокого существа. «О чём думают дети, когда так увлечённо перебирают пальцами по экранам?» – задумывается Валентина Семёновна, когда видит макушки их голов, обращённых к телефонам.
Однажды я застала Сашу на кухне зоомагазина. Мальчик сидел и что-то вырезал из картонной коробки из-под корма для животных. Подойдя ближе и заглянув к нему через спину, я увидела, что это был предмет, похожий на ящик с окошками.
– Что это у тебя?
Он с увлечением начал рассказывать:
– Это новая схема бинокля. Улучшенная. Я её из бумаги сначала сделаю, а потом уже…
Тут он остановился в размышлении, что же ему дальше делать с игрушечным изобретением. Я взглянула ещё раз на макет будущего бинокля. Не очень аккуратно, видимо, в большой спешке вырезанные неуверенной рукой ребёнка две зрительных трубы, принятые мной за окна. Остальная часть коробки, по-видимому, предназначалась для надевания на голову. Я высказала своё предположение, и Саша утвердительно кивнул. Улыбнулся.
– Поставлю в шкаф пока.
Тут он открыл дверцы небольшого шкафа, стоящего тут же на кухне, и аккуратно подвинул стоящие на его полках другие изобретённые им вещи из картона и пластиковых бутылок. Освобождал место для бинокля. О предназначении других предметов я могла только догадываться – такие они были необычные. Он поставил своё новое изобретение рядом с другими. Уловив мой удивлённый взгляд, он, подобно Вергилию5, открыл мне дорогу в мир своего творчества:
– Вот это машина для путешествия между галактиками, это, – он достал предмет бирюзово-синего цвета, – мой первый бинокль из втулок туалетной бумаги. А это, – он указал на объёмную прямоугольную вещицу с приклеенными по всему периметру пластиковыми крышками, – машина, ездящая на энергии от смеха.
«Почему же все эти замечательные предметы стоят в шкафу, – размышляла я, – надо бы показать их людям на выставке какой-нибудь или городском празднике». Идея показалась мне интересной, и я хотела предложить её Саше. Но его уже и след простыл. Он увлечённо собирал палки у платана на улице. Вероятно, для новых изобретений.
Рыженькая Марина (Маруся, как её зовут дома) – самая младшая в семье. Если вы попробуете описать характер пятилетнего ребёнка, у вас вряд ли получится что-то определённое. Просто славная малышка с веснушками на носике, которую всем приятно носить на руках или обнимать. В карманах у Маруси всегда что-то есть: то скорлупка от найденного грецкого ореха, то камушки или обёртка от конфеты.
– Маруся, на что тебе это всё?
– На всякий пожарный случай, – отвечает мне девочка и деловито прячет обратно в карман свои сокровища.
Маруся – настоящая маленькая разбойница. Однажды она подговорила друзей в детском саду организовать побег и вместе сбежать во время утренней прогулки (через «тайные» ворота в углу двора). А потом всей компанией в ближайшем парке кататься на качелях и голубей гонять. Блестящий план сорвался – один из заговорщиков, «Петька-задира», как его называет Маруся, рассказал всё маме. А мама у него – няня в этом же саду. Он, конечно, не хотел, чтобы так вышло. Он хотел, чтобы мама собрала ему запас конфет на пятерых в дорогу. Пришлось всё рассказать. А что потом было!
– Взрослые такие паникёры! – с конфетой за щекой сказала мне Маруся. – Алла Васильевна6