Популярная медицинская литература переживает сегодня второе рождение. Аутотренинг… Фитнес… Траволечение… Акупунктура… Рекомендации диетологов… Народные средства… Рецепты натуропатов… Мы с удовольствием читаем статьи и книги о болезнях и все без исключения считаем себя экспертами в области лечения, по меньшей мере, своих собственных болячек. Но обращали ли вы внимание на то, что хороших, умных книг, посвященных здоровью, – раз-два и обчелся?
Пожалуй, пришло время разобраться с терминологией! Для начала попробуйте ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: что такое здоровье, вернее, что именно означает это понятие лично для вас? Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова (издание РАН 1999 года) дает такое определение:
ЗДОРОВЬЕ, – я, ср. 1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. 2. То или иное состояние организма.
Если вас устраивает такое решение вопроса (обратите особое внимание на пункт 2!), то можете смело закрывать книгу, если нет – нам с вами есть о чем поговорить. Итак, принимаем все вышесказанное к сведению и начинаем рассуждать дальше. Ожеговское определение задает сугубо качественные рамки «нормы»: правильная деятельность организма, нормальное состояние, нормальная температура, нормальная кислотность, нормальный обмен, нормальная температура…
Корректен ли такого рода статистический подход к здоровью? Вполне… Причем в определенном смысле слова здоровье действительно представляет собой некий усредненный комплект нормальных показателей жизнедеятельности. И все же я не верю всем этим «среднестатистическим показателям нормы»! Чего уж греха таить, статистика лукава, а при слове «усредненный» мне всегда вспоминается бородатый анекдот о средней температуре по больнице! И это ни капельки не смешно, поскольку для отечественного здравоохранения характерен именно статистический подход к здоровью.
Современная медицина и в самом деле готова вылечить вас от чего угодно. Врачи обзавелись огромнейшей номенклатурой больших и малых болячек, насчитывающей десятки тысяч наименований, есть у них и справочники со скрупулезным описанием симптомов заболевания, методов лечения, дозировок препаратов и так далее. И ни слова о здоровье! Мало того, любой практикующий клиницист определяет здоровье как… отсутствие тех или иных симптомов болезни.
И все возвращается на круги своя и неизбежно приводит нас к известному изречению академика Павлова: «Если человек ест, спит и испражняется с удовольствием – значит, он здоров…» Примерно в таких категориях и оценивает «правильную деятельность организма» современное здравоохранение.
Согласитесь ли вы с такими критериями оценки собственного здоровья? Думаю, что нет! Но если качественный подход к здоровью оказался не вполне адекватным, то что же будет точкой отсчета? Количество здоровья – и только оно!
Термин «количество здоровья» ввел в обиход Николай Михайлович Амосов – хирург, ученый, исследователь, популяризатор, который всегда шел в жизни непроторенными тропами. Количество здоровья по Амосову – сумма резервных мощностей клеток, органов, функциональных систем и всего организма в целом. Модель развития человеческого организма, его резервные мощности и прежде всего количество здоровья запрограммированы природой на генном уровне.
Считавшийся еще недавно неприступным геном готов капитулировать перед учеными. Говорят, что уже выделен ген старения. Хорошо это или плохо? Трудно сказать, если учесть, что «распечатка» информации, закодированной в одном гене, заняла бы не менее миллиона печатных страниц. Умножьте миллион генов на миллион страниц – и вы получите искомый «фолиант», описывающий вашу модель организма! Так что все зависит от грамотности тех, кто возьмется за чтение генома. В противном случае дело закончится тем, чем закончились «мирные» исследования атома. Правда, теперь на найти с вами несчастные головы посыплются не атомные, водородные и нейтронные бомбы, а какие-нибудь «новинки», вызывающие мгновенное старение. Бр-р-р…
Говорят, что человек современный, городской, изнеженный данайскими дарами цивилизации, – хил, слаб и напрочь лишен здоровья. Это не совсем так. Природа милостива, и наш организм скроен крепко и обладает воистину безграничным запасом прочности. Выбраковка генетически недоброкачественного материала произошла в процессе эволюции, поэтому сколько-нибудь серьезные врожденные генетические дефекты встречаются крайне редко. Вы вправе спросить: откуда же тогда берутся болезни? Дело в том, что у определенного типа людей параметры отдельных клеток не соответствуют нижнему пределу нормы, поэтому для нормального функционирования клеток требуется более благоприятная среда – физическая, биологическая или так называемая социальная.
Еще раз повторю: гены абсолютного большинства homo sapiens– в пределах нормы. Большинство болезней – разумеется, сюда не входят наследственные заболевания и возрастные болезни – человек приобретает самостоятельно, и происходит это либо от лености, либо от жадности, либо от непроходимой дремучести, либо от одного, другого и третьего вместе взятого. Увы…
Чтобы быть здоровым, нужно осознанно стремиться к здоровью, нужно искренне захотеть стать здоровым и каждый день, каждый час вести настоящий бой за собственное здоровье. Помните о том, что в этом вопросе медицина вам не помощник. Вылечить она вас, возможно, и вылечит, а вот сделать здоровым… Это ей пока еще не по зубам!
И никогда не забывайте простую истину: наш организм скроен настолько крепко и обладает таким запасом жизненных сил, что практически никогда не поздно укрепить пошатнувшееся здоровье. Главное – сильно этого захотеть!
Эволюция клеток многоклеточных организмов, усовершенствование их функций через миллионы лет привели к формированию органов движения, пищеварения, дыхания, размножения. Функционально все регулирующие системы и подсистемы человеческого организма неразрывно связаны между собой, причем их подразделение на управляющие и рабочие, высшие и низшие не означает важность одних и факультативность других. Можете мне поверить: никаких лишних систем и ненужных органов у нас с вами нет. Однако, само собой разумеется, система газообмена и кровообращения будет интересовать нас больше, чем остальные.
Думаю, вам известно об исключительной роли кровообращения в системе жизнеобеспечения человека и о том, какие важнейшие физиологические функции выполняет кровь как внутренняя среда организма. Кровь протекает через все органы и ткани, транспортирует кислород и удаляет углекислый газ, снабжая клетки питательными элементами и доставляя продукты обмена к органам выделения. Кровь принимает непосредственное участие в терморегуляции нашего организма, перенося тепло или же, напротив, охлаждая определенные участки или части тела.
Система газообмена включает в себя легкие, сердце и сосуды. Каждый из вышеупомянутых компонентов оказывает самое непосредственное воздействие как на доставку кислорода тканям, так и на удаление углекислого газа из них. Здоровое и тренированное сердце обеспечивает нормальное функционирование системы газообмена и кровообращения, слабость сердечной мышцы неизбежно приводит к ограничению функции газообмена и выражается в элементарной нехватке воздуха, причем наш природный мотор начинает работать на повышенных оборотах, а его КПД неуклонно снижается. Кроме того, при изменениях в соединительной сердечной ткани и сосудистой стенке, вызываемых неправильным питанием, инфекциями или сбоями эндокринной системы, может нарушиться функция регулирования, приводящая к спазмам коронарных артерий, изменениям сердечного ритма и нарушениям функции газообмена и кровообращения.
Если сердце – мотор организма, то легкие – это его кузнечные меха. Легкие представляют собой парный орган, занимающий большую часть грудной полости и окруженный плевральными мешками. Не занятое легкими пространство между правым и левым плевральными мешками называется средостением. В переднем средостении находятся вилочковая железа, сердце и диафрагмальные нервы. В заднем средостении располагаются трахея, аорта, вены, пищевод, блуждающие нервы, симпатические стволы и грудной лимфатический проток.
Легкое имеет форму усеченного конуса, их более широкое основание легкого лежит на диафрагме. Правое легкое состоит из трех долей, при этом оно немного шире левого. Левое легкое состоит из двух долей, при этом оно немного длиннее правого.
В детстве легкое имеет бледно-розовый цвет, с годами оно приобретает серо-черный оттенок, становясь аспидно-синим в старости. Ткань легкого эластична в здоровом состоянии и теряет эластичность при болезни.
Легкие относятся к числу наименее заметных органов нашего организма: в нормальном состоянии их деятельность никак не ощущается. При этом их объем, число действующих легочных альвеол, а также проходимость бронхов находятся в прямой зависимости от тренированности сердечной мышцы. Зато больные бронхи ощущаются нами в полной мере! Курение, переохлаждение организма и частые простуды, как правило, заканчиваются бронхитами и приводят к ограничению поступления воздуха к альвеолам. При бронхиальной астме к аналогичным последствиям ведет спазм мелких бронхов.
Сбои в работе системы газообмена чреваты далеко идущими последствиями, препятствующими нормальному функционированию органов и всего организма в целом. Если барахлят легкие, то артериальная кровь не насыщается кислородом в должной мере. Если утолщены стенки альвеол, затрудняется диффузия кислорода. Развивается так называемая дыхательная недостаточность. Если не в порядке сердце, вернее, левый желудочек, то легкие переполняются кровью. Возможна и прямо противоположная ситуация: легкие в норме, артериальная кровь достаточно насыщается кислородом, однако ее поступление в аорту ограничено сбоем в работе правого желудочка сердца.
Еще в 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы выдал А. Н. Стрельниковой авторское свидетельство. Лечебная дыхательная гимнастика получила официальное название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика – это детище двух поколений семьи Стрельниковых: матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны. Обе Александры были прекрасными вокалистками и талантливыми театральными педагогами, работавшими в свое время в Театре Советской армии. Изначальная методика дыхательной гимнастики была разработана А. С. Стрельниковой, искавшей способ вернуть дочери утраченный голос. После того как вокальные данные были полностью восстановлены, за помощью к Стрельниковым стали обращаться десятки, сотни и тысячи людей с сорванным голосом: педагоги, актеры, учителя, дикторы, лекторы.
Задолго до официальной регистрации лечебной дыхательной гимнастики мать, а следом за ней и дочь, не имевшая специального медицинского образования, вернули утраченное здоровье сотням и тысячам отчаявшихся людей. А когда выяснилось, что, помимо возвращения голоса, дыхательная гимнастика Стрельниковых исцеляет от множества других заболеваний, – их стали боготворить. Это была сенсация. Это был прорыв, и впору было говорить о национальном признании и создании максимально благоприятных условий для продолжения исследований. Даже по тем временам изобретение Стрельниковых тянуло на Ленинскую премию. Разумеется, ни о каком лауреатстве не могло быть и речи – и хорошо, что обошлось без оргвыводов и отлучения от музыки и театра. Все закончилось указанием ответственных товарищей на недопустимость знахарства в материалистическом обществе.
В последнее время ситуация решительно изменилась, в современную терапевтическую практику входит множество дыхательных гимнастик – от древних хатха-йоги и цигуна до новейших реабилитационных комплексов, созданных на Западе. Широкое признание получили отечественные разработки – метод ВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) К. П. Бутейко и тренинг дыхания с помощью аппарата Фролова. Каждый из перечисленных методов – а это далеко не полный перечень дыхательных гимнастик – по-своему хорош, хотя бытует мнение, что избыток методик и программ свидетельствует об отсутствии действительно надежного и эффективного метода.
Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными факторами, сколько интуицией и клиническим опытом. Немалое значение имеют и ограничения, изначально заложенные в самих методиках. Например, дыхательная гимнастика йогов очень эффективна, однако она рассчитана на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога – не физкультура, а образ жизни и мысли.
Дыхательная гимнастика, созданная Стрельниковыми, выделяется на общем фоне простотой, доступностью и эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковой дает максимальный результат при минимальных усилиях и за рекордно короткий срок! И сторонники и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно, помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.
Целительный феномен гимнастики комплексно не исследован. Хотя благодаря уникальной методике тысячи и тысячи отчаявшихся людей не только восстановили потерянный голос, но избавились от множества недугов, отношение к ней официальной медицины, как того и следовало ожидать, неоднозначное и сдержанное. Тем более уместно, перефразировав известное изречение, с полным основанием заявить: «Пациент, исцели себя сам!»
А. Н. Стрельникова утверждала, что из четырех функций органов дыхания (имеется в виду способность дышать, говорить, кричать и петь) пение является наиболее сложной, поэтому гимнастика, восстанавливающая эту функцию, естественным путем восстанавливает и более простые функции. Александра Николаевна писала:
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют не оттого, что болеют; они болеют, потому что не умеют правильно дышать, говорить, кричать и петь. Научите их этому – и болезнь отступит.
Должна отступить. Вот почему гимнастика, созданная мной для певцов, оказалась полезной всем. Она не только восстанавливает певческий голос, но и оздоравливает все органы дыхания, а следовательно, весь организм…»
В поисках способа вернуть утраченные вокальные данные мать и дочь Стрельниковы нашли простую, но в высшей степени убедительную логическую зависимость: пение – это результат выдоха, выдох – результат вдоха, следовательно, коррекция выдоха представляет собой качественное улучшение вдоха, позволяющего вокалисту протянуть длинную музыкальную фразу на одном дыхании. Именно во вдохе – не особенно глубоком, но и не поверхностном – содержится квинтэссенция их методики! Иными словами, вдох первичен, а выдох вторичен, изменение следствия (выдоха) возможно только путем изменения причины (вдоха).
Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Напомню, что само слово происходит от греческого paradoxes и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!» Главная особенность дыхательной гимнастики Стрельниковой по сравнению с другими дыхательными методиками, с которыми вы познакомитесь позже, – очень высокая частота и активность дыхания.
Если графически воспроизвести ритм дыхания по Стрельниковой, то рисунок будет напоминать часто-часто посаженные зубья пилы, но практически без второй половинки зуба – выдоха (рис. 1). Выдох в данном случае едва намечается, акцент делается на вдохе.
Вдох – это жизнь, вдох – это надежда, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений. Гимнастика рождалась в поиске – до Стрельниковых в нашей медицине никто никогда ничего подобного не делал! Методом проб и ошибок был разработан комплекс дыхательных упражнений, не нарушающий естественную динамику дыхания.
Мы часто употребляем фразеологические выражения, значение которых не определяется суммой значений входящих в них слов.
Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение «затаить дыхание» и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуту душевного волнения, напряжения и испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет «4» и (или) «8».
Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет «5» и «10». Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет «8», «16», «32»…
Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие – то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, «внюхивавшимся» в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой – это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, «взволнованным» вдохом!
Как дышать – ртом или носом? Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Вот что писала по этому поводу Александра Николаевна:
«Вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще: вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом».
Короткий вдох делается через нос. Он должен быть шумным, активным, но не глубоким. При вдохе язык поднимается к нёбу, крылья носа сжимаются, максимально приближаясь к носовой перегородке. Плечи на вдохе должны не подниматься, а, наоборот, опускаться.
Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным и резким до грубости. Чтобы понять, как выполнить все эти требования, воспользуемся советом Александры Николаевны. Она считала, что сторонники объемного, затянутого вдоха пребывают в величайшем заблуждении относительно его безвредности для здоровья. Вспомните, говорила Александра Николаевна, как принюхиваемся все мы, когда в воздухе пахнет гарью. Какова наша реакция на опасность? Вспомнили?! Наши предки использовали обоняние для защиты от врагов, а современный человек использует доставшуюся от предков способность воспринимать и различать запахи для защиты собственного здоровья. Выполняя упражнения, думайте только о вдохе и никогда не стесняйтесь шумных звуков, которые производится при такого рода энергичном дыхании.
Ваш вдох должен быть непродолжительным и… заинтересованным! При этом нужно представить себе, что от интенсивности и качества вдоха зависит не только ваша жизнь, но и жизнь тех, кого вы обязаны защищать. Согласитесь, ничего трудного в такой модели вдоха нет.
Выдох происходит самопроизвольно, в момент максимального сжатия грудной клетки, через рот. В момент выдоха опускается язык и нижняя челюсть.
Движение, движение и еще раз движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучите всего выдыхать ртом.
Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки. Повторю: не контролируйте выдох, не мешайте воздуху уходить. Ваша задача – яростно нюхать воздух, продолжая игру в первобытного охотника. Александра Николаевна писала:
«Играйте в дикаря, как играют дети,