Что такое чтение? Это удивительное занятие, которое развивает ум человека больше, чем любая другая деятельность. Оно помогает нам пробудить те духовные силы, которые Авраам Линкольн «добрыми ангелами нашей души». И коль скоро мы вспомнили этого величайшего из людей, то вспомним и о том, что позволило простому деревенскому мальчику стать президентом Соединенных Штатов Америки. Ответ прост: он читал книги.
Среди тысяч советов по воспитанию детей есть одно золотое правило: читайте детям книги! Любовь к чтению – лучшее качество, которое родитель может привить своему ребенку. Чтение развивает душу и разум, помогает стать самим собой, учит ориентироваться в мире, полном опасностей и соблазнов.
Если вы хотите вырастить своего ребенка самостоятельным, активным и уверенным в себе человеком – подарите ему любовь к книге. Выше и полезнее этой любви нет ничего на свете.
Я открою вам маленький секрет. И я, и Дон Грин, исполнительный директор Фонда Наполеона Хилла, оба мы – «книгоголики». Мы читаем запоем. Дон всякий раз хвастается мне, что у него на рабочем столе лежат несколько книг, которые он читает практически одновременно. В моем собственном доме книги занимают большую часть пространства. Мой муж любит шутить, что у нас дома находится большая часть библиотеки Конгресса. Но в каждой шутке есть доля правды!
Какие книги читать? Это дело вкуса и личного предпочтения. Я люблю книги по саморазвитию и покупаю все новинки по этой теме. Конечно же, на мои предпочтения повлияла работа. Но я читаю и другую литературу. Любовь к чтению привила мне мать, за что я всегда буду благодарна ей.
Если ваши дети еще маленькие, читайте им вслух. Это вызовет у них желание побыстрее научиться читать. Они полюбят книги, и эта любовь будет с ними до конца жизни.
Недавно я получила email от доктора Дж. Б. Хилла, внука Наполеона Хилла. В письме он рассказывал о том, как воспитывали детей в его семье. С разрешения доктора Дж. Б. я цитирую фрагмент этого послания.
Главными просветителями в нашем роду всегда были женщины. Меня научила читать моя мать-ирландка. Моя бабушка научила читать моего отца – а он не достиг еще и пятилетнего возраста. Бабушка была очень образованной и всесторонне развитой женщиной. И своим детям она прививала любовь к чтению и широту взглядов. Не далее как неделю назад я наблюдал, как моя жена Нэнси учит читать нашу маленькую дочь. Видимо, это то, что передается от поколения в поколение. А что же мужчины?
Мужчины семьи Хилл – это заступники, кормильцы, пример для подражания. Но именно женщины являются настоящими учителями.
Я была очень тронута этим письмом, и тут же написала ответ.
Дорогой Дж. Б., семейные истории у меня всегда вызывают волнение. Похоже, вы правы. То, что любовь к чтению прививают именно женщины семьи Хилл, – это наследственная тенденция.
Меня тоже научила читать моя мама. Я обожала слушать, как она читает вслух, и именно поэтому стала лениться, когда пошла в первый класс. Я не хотела читать учебники, потому что больше любила слушать. Учитель решил, что я не знаю грамоты, и вызвал мать в школу. Она ответила: «Что значит – моя дочь не умеет читать? Да мы только и занимаемся тем, что читаем!» Когда мы вернулись домой, мама сказала: «С сегодняшнего дня мы будем читать по очереди. Ты – каждую первую страницу, а я – каждую вторую».
Это простое упражнение помогло мне стать активным читателем, а не пассивным слушателем.
Хотя мамы давно нет в живых, я до сих пор справляю ее день рождения в феврале. Она всегда в моем сердце. Ни один учитель не смог сделать для меня то, что сделала она.
Читая твое письмо, я вспомнила о своей матери. Ведь она, как и женщины семьи Хилл, знала секрет, как помочь ребенку полюбить чтение. Она словно зажгла свет в моей душе. Свет, который на протяжении лет становился все ярче.
И совсем не случайно то, что среди прочих степеней и дипломов у меня есть государственная лицензия специалиста по чтению. Я знаю, как привить детям любовь к чтению и желание учиться дальше. Сейчас я наблюдаю грустную картину: во всех университетах преподаватели стараются впихнуть в студентов как можно больше знаний, а те сопротивляются. Я считаю это трагическим последствием того, что у этих ребят не было в детстве умных учителей, которые могли бы разжечь огонь детского любопытства и направить его энергию на учебу и чтение.