Предисловие

Книжечка эта весьма личная. Она написана не для того, чтобы выдвинуть какой-то новый тезис. В ней представлены лишь метания и колебания моих собственных мыслей за последние несколько лет под воздействием духовного учения Св. Иоанна Креста[1], с одной стороны, и философии профессора Уайтхеда[2], с другой – хотя, боюсь, в конечном результате следов влияния этих почтенных родителей почти не осталось. Таким образом, книга не претендует на завершенность, и ее не следует считать ни богословским трактатом, ни пособием по духовной жизни. Она состоит из того, что древние мыслители на эту тему называли «размышлениями», которые предлагаются всем, кто разделяет интерес автора к исследованию духовной реальности и толкованию духовных переживаний, выраженных знакомыми словами и символами догматической религии

Я уверена, что этот интерес – даже когда он принимает форму преувеличенного неприятия традиционных формул и практики – в общем и целом, является симптомом духовной жизнеспособности, и приверженцам христианского теизма, считающим его величественные доктрины наилучшими ответами на вопросы и проблемы человеческой жизни, следует честно и спокойно удовлетворять его законные требования.

Говорить о «душе современного человека» так, будто она принципиально отличается от своих предшественниц и ей нечему учиться у своих духовных предков, почти наверняка было бы ошибкой. Тем не менее, колоссальные изменения нынешнего века – и, особенно, совершенно новый взгляд на масштабы окружающей нас Вселенной – глубоко повлияли на наше отношение к тем аспектам реальности, которые не меняются. Мы уже не можем принимать древние формулировки веры как нечто само собой разумеющееся, и, чтобы понять их неизменную значимость, необходимо заново осознать их смысл. Несомненно, это благочестивый труд: снова ввести в употребление эти прекрасные символы нашей духовной Родины, нашего духовного наследия.

Ибо в истории человеческой религии наступил переломный момент, важный для ее будущего. С одной стороны, она все больше склоняется к поверхностному имманентизму[3], делая упор на «здесь и сейчас» и, в результате, заменяя поклонение альтруизмом, а Любовь – гуманитарными настроениями. Этот набожный натурализм изобилует добрыми делами, но в нем нет той творческой энергии, которая исходит лишь от вечных источников силы. С другой стороны, новое признание существования Трансцендентного, благоговейное ощущение Бога и пророческий упор на Священное, которые мы видим в трудах Отто[4], Барта[5] и Бруннера[6] и их многочисленных последователей, принесли с собой сокрушительное чувство беспомощности и зияющий разрыв между действием и созерцанием, между человеческим и божественным. Преодолеть этот разрыв предстоит именно христианскому учению о Святом Духе, которое связывает вместе временные и вечные нити нашего странного человеческого переживания реальности, не уклоняясь от того глубинного признания Трансцендентного Величия, того ощущения собственной тварности перед лицом Вечного, которое является самой солью веры.

В качестве названия книги я взяла традиционное литургическое наименование благороднейшего из всех христианских гимнов, «Veni Sancte Spiritus», известного англоязычным христианам по несколько прозаичному переводу, опубликованному в наших церковных сборниках гимнов и духовных песнопений[7]. Дело в том, что для меня все началось с попытки глубже проникнуть в его бездонный смысл, дать более широкое, полноценное и гибкое толкование той позабытой нами доктрине, которую он провозглашает, и связать его фразы с непосредственными внутренними переживаниями реальных людей. Хотя время от времени вам может показаться, что мои размышления отклоняются от этого самого первого источника своего вдохновения, для меня музыка этого гимна звучала от начала до конца – и я надеюсь, что читатели тоже будут постоянно ее слышать. В каком-то смысле, четыре части книги представляют четыре аспекта взаимоотношений между тварным духом и Нетварным Духом, так как описывают сначала откровение духовной реальности и тот отклик, который она в нас вызывает, а затем – два главных средства или действия, без которых нам никогда не исполнить свое предназначение как существ духовных.

Некоторые читатели могут посетовать на то, что здесь мало говорится о христианском общении и служении, которые сейчас нередко считаются не проявлениями, а самой сущностью живого христианства. Им я могу лишь ответить, что главной темой книги является та основополагающая внутренняя жизнь, из которой и проистекает любое реальное общение и служение, ибо они являются не сущностью, а выражением духовной жизни человека. У святых нет недостатка ни в общении, ни в делах служения, так как они полностью предали себя Духу и видят свою жизнь в свете Бога вместо того, чтобы рассматривать Бога в свете своей жизни, и потому с радостью принимают все жизненные обстоятельства как материал для выражения Любви. Такое возвращение к первым принципам, всецелое признание первенства Духа и воплощение веры в тех скромных формах духовной практики и символических жестах, которые стимулируют наше чувство трансцендентного – именно этого, как мне кажется, прежде всего не хватает современному миру в духовном плане.

Первая и последняя части этой книги повторяют содержание доклада «О Боге и Духе», прочитанного перед Англиканским сообществом и позднее опубликованного в журнале «Теология», а также статьи «Молитва и божественная имманентность», напечатанной в богословском журнале «Экспозитори Таймс» (The Expository Times). Для включения в книгу эти материалы были тщательно пересмотрены и в значительной степени переработаны.


Э. А., неделя после Троицына дня, 1932

Золотая секвенция или Гимн Святому Духу

Veni, Sancte Spiritus,

Et emitte coelitus

lucis tuae radium.

Veni, pater pauperum,

veni, dator munerum

veni, lumen cordium.

Consolator optime,

dulcis hospes animae,

dulce refrigerium.

In labore requies,

in aestu temperies

in fletu solatium.

O lux beatissima,

reple cordis intima

tuorum fidelium.

Sine tuo numine,

nihil est in homine,

nihil est innoxium.

Lava quod est sordidum,

riga quod est aridum,

sana quod est saucium.

Flecte quod est rigidum,

fove quod est frigidum,

rege quod est devium.

Da tuis fidelibus,

in te confidentibus,

sacrum septenarium.

Da virtutis meritum,

da salutis exitum,

da perenne gaudium!

О приди к нам, Дух Святой,

и небесный луч пошли

света незакатного!

О приди, Отец сирот,

о приди, Податель благ,

о приди, сердечный Свет!

Утешитель истинный,

Светлый Гость смиренных душ,

и прохлада нежная!

Тихий отдых от трудов,

свежий ветер в знойный день,

в плаче утешение!

О блаженный Свет небес,

озаряй сердца Твоих

верных почитателей!

Без согласья Твоего

человек беспомощен,

нет от зла защиты нам.

Омывай нечистое,

орошай иссохшее,

исцеляй ущербное!

Умягчай жестокое,

согревай озябшее,

направляй заблудшее!

Дай всем почитающим

упованье твердое,

святость семикратную.

Дай награду дивную,

дай исход спасительный,

дай блаженство вечное![8]

Загрузка...