Игры детей и их воспитательное значение

Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребенка, особая форма детской деятельности.

В игре больше, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, игрушки, различные материалы для игры, сам строит игровые сюжеты, в которых отражает окружающую жизнь, выбирает товарищей по игре. Все это легко заметить, наблюдая сюжетно-ролевые (творческие), подвижные и дидактические игры детей.

В целом в игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей, их любовью к игре, в ней часто возникают самодеятельные формы детской жизни.

Игра является важнейшим средством воспитания детей. Во-первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей, формирования личности ребенка в целом.

Во-вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребенка.

Сюжетно-ролевые игры

Выделяется ряд уровней (этапов) развития сюжетно-ролевой игры, а также уровней взаимоотношений детей в игре.

1. Уровень неорганизованного поведения. Ребенок может разрушить постройку, сделанную другими, отнять игрушку. Такое поведение, как правило, не является признаком агрессивности, недоброжелательного отношения к сверстнику. Оно объясняется неумением занять себя, непониманием последствий своих действий.


2. Уровень одиночной игры. Ребенок, не вступая в игровое взаимодействие, вместе с тем уже не мешает играм других детей. Это известная предпосылка к установлению положительных взаимоотношений в игре и переход к игре рядом. У детей имеются элементарные умения в обращении с разными игрушками (одевают, раздевают, укачивают кукол, мишек, сооружают несложные постройки, возят машину).


3. Уровень игры рядом. Двое-трое детей лишь внешне объединены игровой ситуацией, но фактически у каждого своя игровая цель, игрушка, свой несложный сюжетный замысел. Например, на одной скамье сидят двое трехлетних детей и что-то изображают: один из них едет к папе на машине – рулит, другой, оказывается, просто гуляет; на ковре несколько детей, но каждый занят своей игрой: один играет с матрешками – водит их, другой строит дом, третий катает машину.

Этот уровень характеризуется возникновением интереса к играм сверстника, осознанием того, что другой ребенок тоже играет. У ребенка проявляется доброжелательное отношение к рядом играющему, понимание, что ему нельзя мешать, умение в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или даже отдать ее и т. д.). Игры детей рядом создают условия для естественного объединения играющих.


4. Уровень кратковременного общения-взаимодействия. Ребенок может хотя бы на короткий срок подчинить свои действия в игре общему замыслу, сообразовать их с действиями других детей. Он умеет договариваться о предстоящей игре (стремится к этому), вносит свои предложения, готов прислушаться к словам соучастника игры и подчиниться справедливому требованию.

В играх с правилами играющие становятся зависимыми от них, но этими правилами надо овладеть, надо уметь выполнять их.


5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к интеллектуальному, нравственному, художественному содержанию игры, а также к тем движениям, действиям, которых она требует.

Это уже значительно более высокий этап игры, более сложный уровень отношений. У ребенка проявляются начальные формы ответственного отношения к своей роли в общей игре (даже если его выход из игры не поведет к распаду играющей группы). Он начинает правильно оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Например, в творческой ролевой игре в «больницу» мальчик сумел вместе с товарищем сделать хороший аптечный ларек и кассу, и все участники игры покупали у них лекарства, всем было интересно.

Длительность взаимодействия, связанного с заинтересованностью содержанием игр, в большой мере объясняется тем, что на этом этапе дети достаточно самостоятельны в выборе того или иного вида игры, в их сочетании, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, знают правила ряда дидактических и подвижных игр.


6. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры и взаимной оценки детей по личностным качествам и умению играть. Высокий уровень взаимоотношений детей обеспечивается прежде всего тем, что сама игровая деятельность характеризуется новым этапом, более высоким «качеством».

У детей заметен интерес к разнообразным сюжетным и несюжетным играм. Организовываются довольно устойчивые игровые коллективы. Такие группы требуют активного общения участников: умений договариваться между собой о том, во что играть, справедливо распределять роли, выполнять правила, действовать согласованно.

Слаженность игры, ее развитие как деятельности и хорошие взаимоотношения детей зависят от ряда причин. Во-первых, совместную деятельность и поведение детей регулируют правила до начала игры и в процессе ее. В дидактической и подвижной играх правила задаются взрослыми.

В сюжетно-ролевых играх, которые придумываются, нет готовых правил. Дети «выдвигают» их сами, ориентируясь на то, как бывает на самом деле («по правде»), и добровольно подчиняются им (нельзя, например, садиться на пароход, если он уже отплыл от берега). Дети хотят следовать в игре определенным жизненным правилам, и это помогает педагогу воспитывать их отношения и поведение, а ребенок усваивает необходимые нормы и правила, учится преодолевать отрицательные импульсивные порывы.

Во-вторых, необходимое условие «хорошей игры» – воспитательно-ценное сюжетное содержание. Совершенно небезразлично, во что играют дети, кого и как они изображают, какие стороны деятельности, поведения людей передают в игровых образах.

В-третьих, слаженность игры и положительные взаимоотношения детей во многом зависят от состава детских групп. Если в играющей группе собрались ребята, усвоившие нравственные привычки поведения, если они умеют, например, договариваться о предстоящей игре, о ведущем и т. п., то их общая деятельность будет осуществляться слаженно.

Надо создать и материальные условия для игры: подобрать (соответственно возрасту) готовые игры и игрушки, строительные материалы, иметь различный «бросовый» материал (доски, фанеру, шнур, шпагат, проволоку и др.), который дети очень любят использовать в игре. Необходимо приучать детей соединять игру с трудом путем изготовления самодельных игрушек, поощрять использование в играх знаний и умений, полученных на занятиях, в повседневной практике. В этом отношении особенно широкие возможности предоставляет самостоятельная художественная деятельность, включенная в игру.

Игра теснейшим образом связана с широкими воспитательными проблемами. Чтобы успешно руководить игрой, решать с ее помощью воспитательные задачи, надо помнить о том, что в любой игре, особенно сюжетно-ролевой, творческой, имеют место два типа взаимоотношений: взаимоотношения детей по сюжету, по ролям, которые они выполняют (воображаемые), и взаимоотношения их как товарищей по игре, в связи с игрой, или, как иногда говорят, реальные взаимоотношения.

Эти два вида взаимоотношений не тождественны, хотя часто между ними обнаруживается тесная связь и взаимовлияние. Воображаемая ситуация, в которой действует ребенок, затрагивает его чувства и мысли. Играя, дети передают свое отношение к изображаемым событиям, искренне и непосредственно входят в роль. С одной стороны, у ребенка возникает внутреннее побуждение вести себя соответственно образу, с другой, он научается определенным способам поведения: действовать, как заботливая мама, справедливая учительница, смелый геолог. В результате становятся более устойчивыми и осознанными усваиваемые ребенком нормы поведения.

Все это способствует развитию дружеских взаимоотношений. Самые любимые игры – это игры совместные. Ребенок тянется к обществу сверстников.

Известно, что чем старше становятся ребенок, тем все более и более коллективный характер приобретают игры, появляются устойчивые игровые объединения. Игры увлекают детей и помогают воспитывать у них ряд важнейших общественных, коллективистских качеств, на основе которых строится жизнь людей в обществе: взаимопомощь, сотрудничество, умение действовать совместно для достижения общей цели, инициативность, справедливость, начала принципиальности и ответственности.

Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре осуществляется в тесной связи с их умственным воспитанием. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они использовали в игре имеющиеся знания и умения, в частности приобретенные на занятиях, в трудовой деятельности, способствовать более глубокому, прочному усвоению приобретенного, активизации мышления и воображения, развитию речи и т. д.

В ходе игры, особенно творческой, перед детьми постоянно возникает ряд вопросов, которые нужно решать и которые требуют размышления, обсуждения, общения. Поэтому взрослым следует поддерживать и развивать интеллектуальные интересы детей, связанные с их игрой: поддерживать интересные замыслы и соответствующие пути их реализации, задавать вопросы и отвечать на вопросы детей, с помощью книги, картинки и т. п. уточнять после игры то, что осталось неясным.

Подвижные игры

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры – в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей – от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета – игры типа разнообразных ловишек – основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей – 2–4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще всего коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

Дидактические игры

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра с правилами – основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей – имеет определенную структуру, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого-то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные типа народных и т. п.

Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, грибками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме).

Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства – цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Еще более важное место занимают словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей.

Загрузка...