Знаменитый полководец, маршал и пэр Франции, князь Экмюльский, герцог Ауэрштедтский, участник наполеоновских войн, командующий 1-м пехотным корпусом (1812 г.).
«Это один из самых славных и чистых героев Франции» – так охарактеризовал этого полководца находящийся в изгнании Наполеон. Даву отличался редким для маршала империи бескорыстием, честностью и прямотой. Кроме того, он был исключительно требователен к себе и другим, в любых условиях железной рукой поддерживал порядок и дисциплину.
Луи Николя родился 10 мая 1770 г. в фамильном замке Анну в Бургундии, в состоятельной дворянской семье. После гибели на охоте отца мальчика в девятилетнем возрасте отдали для обучения в Военную королевскую школу в Оксерре. К поступающим туда предъявлялись особые требования: они должны были иметь четыре поколения благородных предков, уметь читать и писать, внести плату за обучение. Школа давала основательные знания по математике, истории, географии, иностранным языкам, черчению. Предусматривались также занятия по фехтованию и танцам. Луи Николя проявил хорошие математические способности и был награжден грамотами за успехи по алгебре и геометрии. По окончании оксеррской школы в 1785 г. мальчик поступил в Парижскую военную школу, которую незадолго до этого окончил Наполеон Бонапарт. Успешно завершив обучение, 18-летний подпоручик Даву был направлен в Королевский Шампанский кавалерийский полк. Здесь Луи Николя начал интересоваться политическими и общественными делами. Кроме того, большое влияние на него оказал отчим – адвокат Луи Тюрро де Линьер, будущий член Конвента. Когда в 1789 г. началась революция, молодой офицер во главе делегации полка отправился в Париж, чтобы заявить Национальному собранию о поддержке перемен в обществе, а вскоре вместе с некоторыми младшими офицерами выступил за объединение с Национальной гвардией. Это не прошло даром: по приказу военного министра Даву был посажен под арест. Арест вызвал возмущение в полку, и к разбирательству дела были подключены два комиссара Национального собрания. Через пару месяцев Даву освободили из заключения и восстановили на службе в прежнем звании.
В 1791 г. он оставил службу в регулярной армии и в сентябре в чине капитана вступил в должность командира батальона волонтеров департамента Йонна, а через несколько дней уже был подполковником. Даву сражался в армии Дюмурье и благодаря протекции отчима быстро продвигался по службе: не прошло и года, как он уже командовал бригадой.
В этот же период произошли изменения и в личной жизни Луи Николя – он влюбился. Его избранницу звали Мари-Николь Аделаида де Сегено. 8 ноября 1791 г. состоялась свадьба. Но вскоре началась война Франции с Пруссией и Австрией. А когда почти через два года молодой муж вернулся с полей сражений на побывку, то узнал, что жена ему изменила. Даву не простил ей этого и в январе 1794 г. оформил развод. В апреле он был по доносу арестован и посажен в тюрьму, в течение трех месяцев жизнь Даву висела на волоске. Только после переворота 9 термидора 1794 г. и падения Робеспьера он вышел на свободу. В том же году в чине бригадного генерала Даву вернулся на службу. Вначале он воевал в Вандее, затем под командованием генералов Моро и Дезе – против австрийцев. Возле города Маннгейм в ноябре 1795 г. кавалерийская бригада Даву оказалась в плену, но он вскоре был отпущен под честное слово, что не будет больше принимать участие в боевых действиях. Однако уже на следующий год генерал находился под знаменем Рейнской армии.
Высоко ценя военные качества Даву, Дезе порекомендовал его Бонапарту. Их встреча состоялась в Париже в марте 1798 г. Первое впечатление Наполеона было не в пользу Луи Николя. Первому консулу не понравились внешняя неопрятность и грубость Даву в обращении с людьми. Тем не менее, отправляясь в Египетскую экспедицию, Бонапарт взял его и Дезе с собой. Луи Николя на первых порах командования не получил, а был причислен к главной квартире. Только после взятия Александрии он был назначен командиром кавалерии в дивизии Дезе. В этом качестве Даву участвовал в знаменитом сражении у пирамид возле Каира, завершившемся разгромом мамелюков, что привело к завоеванию Нижнего Египта. Вскоре Даву заболел, а после выздоровления успешно осуществил реорганизацию армейской кавалерии. С осени 1798 г. Даву участвовал в покорении Верхнего Египта, в жестоких карательных экспедициях против местного населения. За эти действия он получил чин дивизионного генерала. В битве при Абукире в июле 1799 г. полководец поначалу командовал резервом, чем был крайне недоволен. Он потребовал встречи с Бонапартом, и она состоялась. После нее отношение Наполеона к Даву изменилось. Главнокомандующий поручил именно ему нанести главный удар по турецкой армии. Но вскоре Наполеон возвратился во Францию, оставив армию на генерала Клебера. Луи Николя получил пост военного губернатора трех провинций. Однако весной 1800 г. Клебер после переговоров с Англией начал вывод армии из Египта. Англичане нарушили достигнутое соглашение, и корабль, на котором возвращались Дезе и Даву, был захвачен. Почти месяц французы содержались в Ливорно, но затем им удалось бежать, и в начале мая они появились во Франции. В июле того же года Первый консул Франции Бонапарт назначил Даву командующим кавалерией Итальянской армии. Война для французов оказалась успешной и закончилась в январе 1801 г. подписанием Люневильского мира между Францией и Австрией. После этого Даву занимался реорганизацией кавалерии марионеточной Цизальпинской республики, а в июле его назначили инспектором кавалерии Франции.
Столь быстрому продвижению по службе поспособствовали изменения в личной жизни полководца: он вторично женился. Его женой стала 18-летняя Эмма Леклерк – подруга Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона, и сестра генерала Леклерка, женатого на Полине Бонапарт. Так Луи Николя вошел в семью императора, что оказалось важным для его карьеры. В 1803 г. он получил в командование 3-й корпус, расположенный в Голландии, а в мае 1804 г. декретом Наполеона его сделали маршалом империи.
Все это время Бонапарт вел подготовку к вторжению в Англию, но после того, как англичане под Трафальгаром разгромили французскую эскадру, вынужден был отказаться от десанта и решил напасть на Австрию. В октябре 1805 г. корпус Даву успешно сражался при Ульме, где Наполеон наголову разгромил австрийскую армию генерала Мака. Здесь маршал показал себя как превосходный исполнитель приказов императора. Затем началось наступление на Вену: в ноябре корпус Даву выиграл сражение близ Мариенцаля, после чего судьба австрийской столицы была фактически предрешена. Не задерживаясь в Вене, Наполеон начал преследование русско-австрийских войск под командованием Кутузова. Противники встретились у деревни Аустерлиц. Здесь 2 декабря французская армия нанесла поражение союзной русско-австрийской армии. Корпус Даву действовал на правом фланге, куда союзники нанесли главный удар. Маршал стойко держался, что дало Наполеону возможность ударить в центр неприятельской позиции и одержать блестящую победу. Кампания 1805 г. дала лично Даву то, чего ему недоставало, – репутацию толкового военачальника.
Не успела окончиться война с Россией и Австрией, как началась новая – с Пруссией. Здесь во всю ширь развернулось военное дарование Даву. Венцом его военной славы, которую не затмили даже последующие лавры, доставшиеся ему при Экмюле, явилось сражение под Ауэрштедтом. Хотя Наполеон отвел ему здесь второстепенную роль, Даву с 25-тысячным корпусом сумел выйти в тыл 70-тысячной прусской армии и разгромить ее. Это сражение наряду с битвой под Йеной решило исход всей кампании. За победу в нем маршал получил титул герцога Ауэрштедтского.
Военные действия 1806–1807 гг. были не столь удачны для 3-го корпуса. В сражении при Прейсиш-Эйлау против русских и прусских войск – Даву все тот же неустрашимый полководец. Но битва фактически закончилась вничью, хотя союзники и отступили. В сражении под Фридландом Даву не участвовал: его корпус наступал в это время на Кенигсберг.
Тильзитский мир, подписанный русским и французским императорами, положил конец военным действиям. Даву был назначен командующим оккупационной армией в Польше, т. е. фактически ее генерал-губернатором. Но чем больше Наполеон возвышал Луи Николя, тем больше росла зависть к нему. Одновременно росло и его надменное, непримиримое отношение к товарищам, раздражительная взыскательность. В ходе кампании 1809 г. против Австрии он делает замечания командующему Бертье, указывая тому на ошибки. И хотя полководец оказался прав, что подтвердил и сам Наполеон, конфликт между ним и Бертье имел далеко идущие последствия. Командующий не простил Даву обиды и в кампании 1813–1814 гг. сделал так, чтобы отстранить его от руководства, лишив Наполеона самого преданного и талантливого маршала.
В апреле 1809 г. герцог Ауэрштедтский близ Экмюля сдерживал главные силы австрийцев, дав возможность Наполеону перебросить туда подкрепления и разгромить австрийскую армию. Император признал Даву героем дня и присвоил ему титул князя Экмюльского. В июле маршал еще раз отличился в генеральном сражении при Ваграме. Вскоре после этого Австрия подписала мирный договор. Наполеон удостоил Даву различными придворными отличиями. Полководец теперь часто вынужден был появляться при дворе. Доходы его превысили миллион франков в год. Когда Наполеону сказали, что тот награждает Даву более чем по-царски, тот ответил: «Да, я много давал Даву, но потому, что он сам ничего не берет и не просит».
Накануне нападения на Россию 1-й корпус, которым теперь командовал маршал, насчитывал до 70 тыс. человек. 24 июня 1812 г. его кавалерия первой переправилась через Неман. Даву должен был настичь Багратиона и не дать ему соединиться с армией Барклая-де-Толли. Но вскоре из его корпуса для усиления позиции Мюрата изъяли три дивизии, а часть войск была оставлена в Минске. В результате французы не смогли помешать русским армиям соединиться у Смоленска. Это привело к ссоре Даву с Мюратом, Неем и братом Наполеона Жеромом. Под Бородино его корпус в течение пяти часов штурмовал Багратионовы флеши. Раненный в живот, Даву носился по полю битвы, подбадривая войска личным примером.
Во время отступления из Москвы маршал командовал арьергардом. Под Вязьмой его корпус был разбит русскими войсками Милорадовича, Платова и Уварова. Обвинив Даву в том, что он якобы слишком медленно отступает, император перепоручил командование арьергардом Нею. В ноябре Наполеон с остатками корпуса Даву возле с. Красное сумел прорваться из окружения и уйти к Орше. После переправы через Березину при выходе из России от корпуса осталось всего около 2 тыс. человек.
Охлаждение Наполеона к Даву, вызванное происками Бертье, было причиной того, что в главных событиях 1813–1814 гг. маршал участия не принимал. Находясь в осажденном союзниками Гамбурге, он оборонял город до конца войны. Только отречение Наполеона заставило его вместе с войсками присягнуть новому королю, Людовику XVIII. Во время наполеоновских «ста дней» Даву прибыл в Париж и предложил императору свои услуги. Но тот отказал ему в получении поста в армии, поручив вместо этого портфель военного министра. После нового отречения Наполеона и вторичного вступления на престол Людовика XVIII Даву в течение нескольких лет находился в опале. Чувствуя приближение болезни и тревожась за судьбу единственного сына, он обратился к королю с просьбой об аудиенции. Король смилостивился, и Даву был приглашен во дворец. Людовик XVIII лично вручил ему жезл маршала Франции. Вскоре маршал стал кавалером ордена Св. Людовика и пэром.
Умер Даву 1 июня 1823 г. от туберкулеза легких и был похоронен на кладбище Пер-Лашез рядом с наполеоновскими маршалами Массена и Неем.