Сапфир для стройки

Уральские горы такое место, что на каждом шагу следует ожидать приятной находки. Можно найти алмаз на дороге, как это сделал один геолог, шагая на севере Пермской области по дороге, отсыпанной речными отложениями из алмазоносной россыпи, а можно найти самородок золота на отработанном десять лет назад дражном полигоне. Самородки часто пропускают и на драге, и при отработке гидравликой россыпных месторождений. Это может подтвердить любой горный мастер. Резиновые коврики, на которых осаждается золотой песок, не могут удержать самородок золота и он скатывается по ним и оказывается в отвалах.

Зная об этом, я, часто бывая на отработанных месторождениях россыпного золота, всегда смотрю под ноги, – чем черт не шутит, может и мне попадется самородок золота. Дражные полигоны иногда простираются на многие сотни метров, и они в основном состоят из лимонита, ильменита, покрытых гидроокислами железа минералами, отчего окраска у таких отвалов буровато- коричневая. Желтый самородок золота хорошо виден на этом фоне. Но мне пока не повезло найти золото на этих полях, покрытых гидроокислами железа.

Не менее интересней бродить по отвалам месторождений полудрагоценных и поделочных камней – на них всегда можно найти что-то для своей коллекции. Если горняк нашел кварцевое ядро у пегматитовой жилы с друзами хрусталя, берилла, аметиста и топаза, он не нагнется за обломком кристалла, потому что у него уже полный мешок хорошо ограненных целых кристаллов.

Когда я проверял гамма аномалии на площадях распространения вулканогенных пород, то там были такие участки разрушенных эрозией базальтов, пустоты в которых были заполнены кремнеземом. Это такие мелкие агаты, сердолики размером до двух-трех сантиметров в поперечнике, и можно было брать лопату и грести их мешками. Но я не брал лопату, чтобы их грести – рядом было проявление агатов, на отвалах которого всегда можно было найти крупный красивый агат или сердолик.

Давным-давно, когда в Мурзинско-Адуйском районе нам надо было найти гамма-аномалии, мы проходили через бесчисленное множество старых отработанных месторождений полудрагоценных камней. Но времени на поиски минералов у нас, геологов не было. Это можно было сделать только в редкие выходные дни, когда, как правило, шел дождь и геологические маршруты отменялись, или можно было поехать специально в отпуск на поиски камней.

В один из таких отпусков я решил съездить на россыпное месторождение драгоценных камней. У нас в отряде у рабочих были отгулы, и я, подготовив свои полевые книжки и дневники для главного геолога, решил на несколько дней съездить. Все равно было лето, а дачи у меня, слава богу, не было, а грибов и ягод еще в лесу не было тоже.

Я вышел на железнодорожной станции с небольшим рюкзаком, и, пройдя несколько сотен метров по переулку, вышел на автотрассу, по которой мне надо было проехать несколько десятков километров. Проголосовал я не долго, – скоро меня посадил грузовик и через пару часов довез до автобусной остановки. Внизу, в долине реки расположились деревянные дома небольшой деревни. Мне надо было дойти до реки, найти старые заброшенные копи, в которых когда-то добывали аметисты, бериллы, аквамарины и топазы.

До деревни шла проселочная дорога, которая, судя по всему, была недавно отремонтирована – ухабы и ямы были засыпаны песком с галькой. Но асфальта на ней еще не уложили, и я шел к деревне, разглядывая песчано-галечный материал под своими ногами. Дорога свернула в небольшой березовый перелесок и, пройдя по ней несколько десятков метров, я увидел парня, который стоял на коленях около обочины дороги. Он просеивал через сито песок, а гальку, которая оставалась на сетке, высыпал в рюкзак, который стоял рядом. Мне сразу стало интересно, что его заинтересовало в речной гальке, и я остановился рядом, достал из кармана сигареты и поздоровался.

Парень прервал свою работу, отложил сито и тоже достал сигареты. Мы закурили, я присел на корточки и спросил, зачем ему речная галька. Он сначала сказал, что галька ему нужна для аквариума, но я ему не поверил. Сказал, что я геолог, и пока, находясь в отгулах, решил прогуляться по старым горным выработкам, и тут же добавил, что в таких речных отложениях могут попасться драгоценные камни, – типа сапфира и рубина. Он помолчал немного и сказал, что он уже нашел и сапфир и рубин, только их попалось ему мало. А по профессии он гранильщик и приехал сюда за сырьем. Из кармана он достал несколько мелких галек и показал мне. Они были до сантиметра в поперечнике и практически ничем не отличались от галек, которые в изобилии валялись на дороге. Но это были настоящие сапфиры и рубины.

Загрузка...