Задание 1. Образуйте причастия настоящего времени от следующих глаголов.
1) работать, слушать, думать, знать, падать, глотать, возвращаться, заниматься; 2) спрашивать, рассказывать, разговаривать, рассматривать, раскрывать, закрывать, открывать, покрывать, умываться, одеваться; 3) беседовать, действовать, использоваться, радоваться, исследовать, способствовать, следовать, формироваться, развиваться; 4) гаснуть, сохнуть, тонуть, гнуться, тянуться, мокнуть, стонать; 5) говорить, вертеться, ездить, строить, заботиться, краситься, крутиться, смотреть, видеть, лететь, нравиться, стоять; 6) писать, искать, плакать, класть, красть; 7) таять, лаять, смеяться, надеяться, бриться; 8) звать, ждать, брать; 9) давать, создавать, признавать, вставать, сдавать, продаваться; 10) колоть, бороться; 11) лить, литься, пить, шить, бить, биться, виться; 12) мыть, рыть, петь, выть, ныть, крыть; 13) жить, плыть, слыть; 14) беречь, стеречь, жечь, печь, влечь; 15) нести, вести, везти, цвести; 16) дышать, слышать, держать; 17) кричать, стучать, молчать; 18) спать; 19) идти, бежать, ехать.
Задание 2. Найдите и подчеркните действительные причастия настоящего времени. Напишите инфинитивы глаголов, от которых образованы причастия.
1. Помню их (отца и мать) спящими спина к спине. Помню их читающими там, разговаривающими, глотающими таблетки, борющимися по очереди с болезнями… <…>…я не увижу отворяющуюся дверь и её, вплывающую в комнату с обедом, ужином, чаем, десертом. 2. И вот уходящий президент и уходящая вместе с ним администрация заняты решением того, кто станет следующим президентом. 3. У общества нет контроля за происходящим. 4. Таким образом, культура – то, что с течением времени превратило говорящее млекопитающее в человека. 5. Они живут будущим и во имя будущего. 6. Около машины стоят рабочие, ремонтирующие дорогу.
Задание 3. Преобразуйте словосочетания по образцу.
Образец: друзья уезжают – друзья, которые уезжают —
уезжающие друзья
1) дом строится; 2) ребёнок спит; 3) девочка плачет; 4) женщина шьёт; 5) вода льётся; 6) дети смеются; 7) люди беседуют; 8) лодки плывут; 9) собака лает; 10) рабочие отдыхают; 11) дерево цветёт; 12) снег тает; 13) страна развивается.
Задание 4. Закончите предложения, используя полученные словосочетания (см. задание 3) в правильной падежной форме.
Образец: уезжающие друзья – Мы провожали уезжающих
друзей.
1. На улице нет ни одного… 2. Мать подошла к… 3. На диване сидела… 4. Мы вошли в комнату и увидели… 5. Из ванной слышался звук… 6. Очень приятно было смотреть на… 7. На веранде сидели… 8. На реке была масса… 9. По двору бегала… 10… играли в домино. 11. Трудно увидеть одновременно… и… 12. Эту страну называют…
Задание 5. Замените сочетания который + глагол действительным причастием. Закончите предложения, используя причастие в правильной падежной форме. Обратите внимание, что причастие должно стоять перед существительным.
Образец: Девочка взяла котёнка (который спит) – спящий —
Девочка взяла спящего котёнка.
1. На берегу реки мы увидели детей (которые загорают). 2. У ребёнка были прекрасные светлые волосы (которые вьются). 3. Мы наблюдали за солнцем (которое заходит). 4. Я подошёл к людям (которые спорят). 5. Ребёнок с интересом смотрит на щенков (которые играют). 6. Под дождём стояли грустные цветы (которые увядают). 7. Взрослые и дети с интересом смотрели на небольшой каменный шар (который крутится). 8. На выставке есть картины и рисунки (которые продаются).
Задание 6. Образуйте действительные причастия настоящего времени от сочетания который + глагол и закончите предложения, используя образованные причастия в правильной падежной форме.
1. (который мыслит, который знает) Он известен как…… историк и политолог. 2. (которая моет) Они купили дорогую… машину. 3. (которые слышат) Это школа для плохо… детей. 4. (который блестит, который сверкает) За окном лежал…… снег. 5. (которые танцуют, которые поют) Во время карнавала по улицам города ходили толпы… и… людей. 6. (который усиливается) За окном был слышен шум… ветра. 7. (которая падает) В Пизе они, конечно, видели знаменитую «…» башню.
Обратите внимание!
Падежная форма причастия зависит от того слова, к которому оно относится:
Мы видим в парке детей, играющих в мяч.
Мы подходим к детям, играющим в мяч.
Недалеко от детей, играющих в мяч, сидит их воспитательница.
НоПри трансформации причастного оборота с действительным причастием в сложное предложение со словом который слово который будет иметь форму только именительного падежа:
Мы видим в парке детей, которые играют в мяч.
Мы подходим к детям, которые играют в мяч.
Недалеко от детей, которые играют в мяч, сидит их воспитательница.
Задание 7. Читайте. Назовите падеж, в котором стоит причастие и слово, к которому оно относится.
1. Из окна был виден город, напоминающий Ялту. 2. Путешествовать приятно одному или в обществе женщин лёгких, живущих минутой… 3. «Очень приятно видеть женщин, зарабатывающих себе кусок хлеба», – думал он. 4. В аптечке, висящей справа от зеркала, он взял лекарство от головной боли. 5. Ибрагим видел Петра…, в часы отдохновения рассматривающего переводы иностранных публицистов или посещающего фабрику купца… 6. Радио и телевидение объявили населению о шторме, приближающемся со стороны моря. 7. Машины приближались к зданию Академии, смотрящему фасадом на Неву. 8. На тропинку, уходящую в глубь леса, вышла лиса. 9. В фестивале, начинающемся завтра, принимают участие кинематографисты многих стран мира.
Задание 8. Читайте. Обратите внимание на падежную форму причастий и слова который при замене причастного оборота придаточным предложением.
1. Мы разговариваем со студентами, изучающими медицину. Мы разговариваем со студентами, которые изучают медицину. 2. Он хорошо понимает людей, говорящих по-английски. Он хорошо понимает людей, которые говорят по-английски. 3. Студенты ходили в гости к профессору, работающему в университете. Студенты ходили в гости к профессору, который работает в университете. 4. Я подошёл к группе туристов, фотографирующихся около Эрмитажа. Я подошёл к группе туристов, которые фотографируются около Эрмитажа. 5. Вчера в театре мы встретили младшую дочь своих друзей, занимающуюся балетом. Вчера в театре мы встретили младшую дочь своих друзей, которая занимается балетом.
Задание 9. Замените причастные обороты предложением со словом который в правильной падежной форме.
1. Он часто пишет брату, живущему в Москве. 2. Мать подошла к ребёнку, спящему в кроватке. 3. В парке было много детей, гуляющих с родителями. 4. Мы смотрим на автобус, подъезжающий к автобусной станции. 5. Преподаватель физики рассказал нам об учёных, изучающих космос. 6. Студентам, желающим ехать на экскурсию, нужно прийти на вокзал в 8 часов. 7. Филология – это группа гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека через анализ текстов.
Согласны ли вы с тем, что
ОБ ОТСУТСТВУЮЩИХ НЕ ГОВОРЯТ?
Задание 10. Закончите предложения, используя после причастий предлоги. Дайте все возможные варианты.
1. Они подходили к зданию, стоящему… площади. 2. Его глаза были сияющими… радости. 3. Мы увидели детей, бегущих… мячом. 4. Картину, висящую… диваном, им подарил их друг. 5. Лес, стоящий… рекой, был светлым и тихим. 6. В самолёте мы познакомились с молодым человеком, летящим… своей подруге.
Задание 11. Вставьте в предложения причастные обороты, используя причастия в правильной падежной форме.
Обратите внимание!
Необособленный причастный оборот не выделяется на письме запятыми.
Задание 12. Прочитайте предложения. Проанализируйте использование необособленного причастного оборота.
1. Лежащие на письменном столе учебники надо отнести в библиотеку. 2. Находящиеся в аэропорту встречающие услышали шум идущего на посадку самолёта. 3. Начальник отдела подошёл к работающему за компьютером оператору. 4. Секретарь попросил занимающихся в нашей группе студентов зайти после занятий к декану. 5. Не пропускающие ни одного футбольного матча Кирилл и Антон купили билеты на последнюю в этом сезоне игру «Спартака» и «Зенита». 6. Едущая на экскурсию группа студентов нашего факультета собралась на вокзале ровно в 8 утра.
Задание 13. а) Образуйте действительные причастия настоящего времени из сочетания который + глагол. Из получившегося словосочетания образуйте необособленный причастный оборот.
Образец: дети, которые сидят в зрительном зале —
сидящие в зрительном зале дети
1) кинофестиваль, который начинается в городе завтра; 2) сотрудники, которые работают в этой фирме; 3) студенты, которые едут на занятия; 4) птицы, которые улетают на юг; 5) дорога, которая соединяет Москву и Петербург; 6) спутники и космические станции, которые работают в космосе; 7) цветы, которые стоят в вазе на окне; 8) аэропорт, который строится далеко за городом.
б) Закончите предложения, используя полученные причастные обороты.
Образец: сидящие в зрительном зале дети —
У сидящих в зрительном зале детей были радостные лица.
1. Мы купили билеты почти на все фильмы… 2… – специалисты с высшим специальным образованием. 3. К университету подошёл автобус… 4. Мы гуляли за городом и вдруг увидели высоко в небе… 5. Валдай – это небольшой старый русский городок посредине… 6… постоянно наблюдают с Земли. 7… шёл тонкий аромат. 8… будет принимать самолёты зарубежных авиакомпаний.
Задание 14. Составьте предложения с данными причастными оборотами.
коллекционирующие почтовые марки люди, ремонтирующие квартиру рабочие, очищающий воздух прибор, идущий с утра дождь, работающая много лет медицинская сестра, летящие по небу облака