Snap! – блочная среда программирования, разработанная на основе Scratch в Калифорнийском университете в Беркли (University of California at Berkeley).
Основным отличием данной среды программирования от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов.
Пример создания цикла for.
Созданный блок for можно использовать наравне с любым встроенным блоком.
Алонзо досчитает до пяти, а затем скажет: «Я иду тебя искать!»
Snap! запускается и работает непосредственно в браузере и не требует установки на компьютер пользователя. Он написан на JavaScript и может оказывать ограниченное влияние на компьютер, так что вы можете безопасно запускать проекты других пользователей.
Snap! был разработан Дженсом Монигом (Jens Mönig at MioSoft Corporation, now at SAP), совместно с Брайаном Харви (Brian Harvey at Berkeley), при помощи студентов Калифорнийского университета в Беркли.
Типы данных.
Основным отличием Snap! от Scratch являются типы данных первого класса.
Объектами первого класса называются элементы, которые могут быть присвоены переменной или элементу массива, переданы как параметр и возвращены из функции. Благодаря этому в Snap! появилась возможность создавать двумерные массивы.
Создание двумерного массива.
Двумерный массив.
Также в Snap! в отличие от Scratch функции являются объектами первого класса. Это позволяет передавать функцию как аргумент в другую функцию. В следующем примере мы передаем функции map как аргумент функцию умножить на 10, и функция map производит это действие со всем списком, переданным ей в качестве второго аргумента.
Пример использования функции.
Еще одним удивительным отличием является то, что спрайты, тоже являются объектами первого класса, и могут быть переданы в качестве аргументов.
Спрайт – объект первого класса.
А вот такое возможно в Scratch?
Один спрайт «думает» о другом спрайте.
Эти особенности Snap! позволяют познакомить учащихся с функциональным программированием в отличие от Scratch, который используется для знакомства с императивным программированием.
Медиаредакторы.
Графический редактор Snap! не является его сильной стороной и уступает по функционалу Scratch 2.0 и даже Scratch 1.4. В нем отсутствует векторный редактор, а в растровом отсутствует масштабирование, выделение, штамп и поворот.
Редактор звука в Snap! отсутствует полностью.
Я рекомендую импортировать в Snap! изображения и звуки, подготовленные во внешних онлайн реакторах, а в редакторе изображений лишь немного корректировать загруженные изображения.
Совместимость с браузерами.
Snap! может работать в следующих браузерах:
– Chrome, версия не ниже 43 (это рекомендуемый браузер для работы в среде Snap!)
– Safari версия не ниже 8.4;
– Firefox версия не ниже 38;
– Edge версия не ниже 12;
– Opera версия не ниже 32.
Совместимость со Scratch.
Проекты, созданные в Scratch, могут быть импортированы в Snap! с помощью следующего онлайн сервиса http://djdolphin.github.io/Snapin8r2/.
Проекты, созданные на Snap! могут быть сохранены в формате XML, а затем преобразованы в исполняемый EXE файл с помощью онлайн сервиса расположенного по адресу http://snapp.citilab.eu/.
Совместимость с внешними устройствами.
Snap! может быть использован со следующими внешними устройствами, подключаемыми к компьютеру:
– Orbotix Sphero;
– Lego NXT;
– Nintendo Wiimote;
– Finch and Hummingbird robots;
– Parallax S2 robot;
– LEAP Motion;
– Speech synthesis by Connor Hudson;
– Arduino;
– Fischertechnik ROBOTICS TXT Controller;
– Raspberry Pi.
Создаваемый проект состоит из отдельных спрайтов, которые перемещаются по сцене. Поведение каждого спрайта может быть запрограммировано с помощью скриптов, которых может быть несколько.
Скрипты собираются из отдельных блоков. Наверху каждого скрипта должен быть расположен блок с овальной шапкой. Этот блок содержит условие, при выполнении которого он начнет выполняться. Выполнение скрипта начинается сверху вниз, все блоки выполняются поочередно. Линейное выполнение программы может быть изменено с помощью блоков условия или цикла. Все скрипты проекта постоянно проверяют условия в своих шапках и при их выполнении запускаются одновременно.
Например, один скрипт перемещает спрайт, второй проигрывает звук, а третий изменяет его размер.
Все три скрипта выполняются одновременно.
Помимо прямоугольных блоков существуют овальные и шестиугольные блоки. Овальные блоки являются встроенными переменными, функциями или операторами. Овальные блоки вставляются в окошки других блоков.
Пример использования овального блока.
Шестиугольные блоки – это логические (булевы) переменные, логические операторы или логические выражения (предикаты). Они вставляются в окошки шестиугольной формы.
Пример использования предиката.
Голиков Денис Владимирович.
Окончил МЭИ по специальности промышленная электроника. Автор нескольких учебников по программированию на Scratch.
Сайт scratch4russia.com
Facebook https://www.facebook.com/ScratchBook4u
Страница книг https://www.facebook.com/scratch4you/
Вконтакте https://vk.com/scratch.book
e-mail scratch.book@ya.ru
При создании книги были использованы материалы следующих сайтов:
http://snap.berkeley.edu
http://progopedia.ru/implementation/snap/
http://scratch4russia.com/